бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политическая система Франции бесплатно рефераты

Реферат: Политическая система Франции

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ

1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после

II мировой войны

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание

историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее

народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский

народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и

принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее

конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и

принятия Декларации прав человека и гражданина.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода:

первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй - с

момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был

вдохновлен общим демократическим подъемом после победы на

д гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог

служить юридической базой для последующих социальных и политических преобра

зований. Конституция 1958 г. как результат

изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на рефе

рендуме 28 сентября и положила начало Пятой

Республике. Непосредственным поводом для ее принятия посл

ужил ультрап

равый мятеж в Алжире, в то время французской

колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были

единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменени

е ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за

передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю

де Голлю. Одновременно Национальное собрание

указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти

принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником

власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей,

ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть должна

быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с

колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де

Голль согласился на установление парламентского режима и на разде

ление функций главы государства и главы правительства. Формальным условием

создания новой конституции было требование к правительству проводить

консультации с Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети

состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После

разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом,

процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разра

батывался главным образом, экспертами, причем

специалисты по конституционному праву особенно не

привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере

пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию

разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де

Голля, высказанные им, главным образом, в речи в

Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и

признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали

представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны

по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и

отношениям между Парламентом и Правительством.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в

стране. Наверху пирамиды находится Конституция,

ниже - органические законы, еще ниже - обычные

законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме,

международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканск

ую Форму правления,

имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской

республики (глава государства изби

рается без участия парламента, правительство

назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет

ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер францу

зского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая

уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются

действительными без согласия заинтересованного

населения". В случае отделения какой-либо француз

ской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания

соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время неделимая

Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента

(Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две

территории с особым статусом (Майотта,

Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские

территории (Новая Каледония, Полинизия,

Уоллис и Футуна, Южные и антарктические

территории).

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране

одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных

частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда

равное и тайное (ст.3), возможность существования

политических партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее

значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с

ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и

гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г.,

главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное

законодательство включаются не только два упомянутых

акта, но и "основные принципы, призванные

законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее

структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не

содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени

принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г.,

и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно

демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк,

например, продолжает действовать даже такое

экзотическое для

нашего времени прав

о, как правь на сопротивление угнетению. Оно было характерно для "золотого"

времени буржуазной государственности, наступившего

сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках

исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет

"двухглавую" структуру: она включает Президента

Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими

полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации чле

нов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления

деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом,

возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной

власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций

Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным

собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юри

дическая иерархия исполнительной власти фактически не существу

ет на практике с самого начала существования Пятой Республики установился

обычай ответственности Правительства пе

ред Президентом страны, т.е. был введен монизм

исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и

Правительства - одно из проявлений

конституционно-автоританой тенденции во французском государственном

механизме, которая всегда был ему присуща.

Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент

находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя

формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время

существования Пятой Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок

замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее

положение.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к

изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены ши

рокие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в

некоторых случаях для действий и "через голов

у" парламента, например, при проведении

референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. -

первая французская Конституция, закрепившая существование политических

партий.

Еще одна особенность Конституции 1958 г. -

учреждение Конституционного совета, органа, ранее

не известного французской истории.

Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем

любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов

непосредственной демократии, а именно о

референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для

пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде

предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на

референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения

референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 - при

изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения является

"особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов -

принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно

ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой

процедуре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в

равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная

ратификация, которая может быть осуществлена

двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном

заседании парламентских палат большинством в 3/5

голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Р

еспублики. Однако для ратификации в Конгрессе

требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены

парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в

Конституцию незначительных поправок, когда проведение

референдума нецелесообразно.

Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение

четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все

меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции.

Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако фактически некоторые

статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во Французской "конституционной

аллее". Положения раздела XIII практически не могут быть применены после

распада Сообщества.

В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки, пожалуй

самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ избрания главы

государства и установившей новый способ избрания главы государства, а также

принципиально иную систему государственной власти в стране. Это закон

об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.

II. Политическая система Франции

Во Франции всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был

характерен политический плюрализм.

Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает:

"Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием.

Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать

принципы национального суверенитета и "демократии". На политической

арене действует множество политических партий и движений, им свойственна

мобильность. Они возникают, приходят в упадок,

исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В

Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня

1976 г., в котором свобода образования политических

партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами

Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача

декларации в административные органы. Особое разрешение для образования

любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не

зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не

обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях

такая правоспособность может быть признана судебными органами.

Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической

жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Франц

узская социалистическая партия (входит в

Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых

радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Франц

узская Коммунистическая партия (500 тыс.

членов); Объединение в поддержку Республики

(буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала

Шарля де Голля -

насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966

г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и

крупной буржуазии; Центр социальных демократов -

правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс.

членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой

ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии

, включающие партии Корсики и заморских департаментов.

Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством

Финансируются те партии, которые выставили

кандидатов по меньшей мере в 75

избирательных округах.

В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей)

закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и

социальной республикой. Она обеспечивает

Страницы: 1, 2, 3, 4