бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политическая система Франции бесплатно рефераты

равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или

религии.

Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти

положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946

г. Во Франции республиканская форма правления

является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому,

другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской

Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Респ

убликанская форма правления не может быть

предметом пересмотра". При этом Конституция

учреждает смешанную республиканскую форму. Это выражается в том, что

глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а

Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного

органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как

президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство

несет-ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным

собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой

Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во

Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.

Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной

нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5,

53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая

уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются

действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая

процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при

наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац).

Неделимость республики - константа

Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость

государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами

Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как прест

упления против безопасности государствгГ—В

части толкования ст.53—5—согласии "заинтересованного населения", то в одном из

решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как

возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность

путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого,

государства или присоединения к независимому государству (что можно

пронаблюдать на примере Алжира).'

Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви

и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции,

официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания

. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное

право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает

свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений

с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри

Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей

с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со

Святым престолом (Эльзас,

Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа

отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в

соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие

обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.

Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является

"демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст

Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного

права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3

ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное

право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".

Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная

республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее

положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом

ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента

опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой

стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение

принципу применения норм международного права - договоры имеют

незаконодательную силу.

Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в

Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к ней оказалась

Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции

на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.

III. Конституция Франции

Ныне действующая Конституция Франции существует с

1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает

преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации

1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи.

Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и при

нципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип:

"Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя

национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в

области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано

отношение государства к политическим партиям.

Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над

Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и

демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно

на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин

означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А

преамбула Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше

время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее

развитие вышеуказанных принципов.

Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система -

"национальный суверенитет - как источник государственной власти". В

ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный

суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих

представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая

отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление".

Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность

к взаимодействию с нормами меж

дународного права. В отличие от других государств, конституционно

закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в

статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием,

позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы

существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны.

Разработан полностью механизм устранения

противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных

соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку

и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям

Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и

Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений

законодательной и исполнительной властей изложена в

ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и

соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях

интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность

Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример

Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх

девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты

Республики. Таким образом, "отставные президенты"

не только не создают проблем Действующему

руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой

опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их

компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания

президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более

подробно.

Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX,

Х разделах "Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности

членов Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность

Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает свое

заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по

законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение.

Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому

вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику или

Сообщество.

Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует

взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских

территорий. Так представители Правительства в департаментах и на территориях,

ответственные за обеспечение национальных интересов, осуществляют

административный контроль за соблюдением законов.

Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их

собственных интересов в общей совокупности с интересами

Республики.

В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а

также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо

группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.

Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества

пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно

распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по

Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от

своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют

одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция

Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом.

В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.

Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом,

Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского,

демократического и социального государства с республиканской формой

правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции

Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об

ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.

Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейско

й комиссии по правам человека и Европейского с

уда.

IV. Избирательное право и избирательная система Франции

Конституция и законодательство Французской Республики достаточно подробно

регламентирует процесс формирования выборных органов.

Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное

избирательное право.

Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане,

достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими

правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости (не менее

шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских граждан

устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным

Законом. Это означает, что каждый избиратель должен зарегистрироваться,

предъявив соответствующие документы. Однако это право, а не обязанность

избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение этой

обязанности не предусмотрено. Избирательный список является постоянным; он

составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно

пересматривается в течение довольно длительного времени с 1 сентября до

последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один

избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на

референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за

границей. В этих случаях голосование проходит в посольствах или в пр

играничных департаментах. На других выборах

избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в

своих коммунах (коммуны по месту рождения, последнего места жительства), либо в

другой коммуне с населением более 30 тыс. жителей при условии, что число таких

избирателей не превышает 2% от общего числа избирателей, внесенных в списки в

этой коммуне. В этих условиях голосование

осуществляется по доверенности (избиратель может дать доверенность любому

другому доверенному лицу на право голосовать от его имени).

Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Парламент страны. В

нижнюю палату Национального собрания могут быть избраны граждане, достигшие 23

лет, а в верхнюю палату Сената могут быть избраны

граждане, достигшие 35 лет.

На всех выборах существу

ет избирательный залог. При выборах Президента сумма залога равна 10

тыс. франков, при избрании депутатов Национального

собрания - 1 тыс.франков с кандидата, а с сенаторов - 200 франков. Внесение

залога объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на

избирательную кампанию и в некоторой степени воспрепятствовать выдвижению

кандидатов, выдвинувших свои кандидатуры не с целью избрания, а с другими

целями.

Кандидаты же на пост Президента страны должны представить в Конституционный

совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания -

обязательство, что это лицо обязуется представить новую декларацию перед

истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе

страны. В соответствии с действующим законодательством кандидатом в

представительные органы может быть любой французский избиратель, обладающий

необходимыми квалификациями.

Однако, фактически кандидатов в депутаты выдвигают

политические партии и организации, поскольку, лишь опираясь на политическую

партию, можно рассчитывать на избрание. Ни Конституция Франции, ни

законодательство о выборах, не устанавливают минимального возраста для

кандидатов на пост Президента.

От Четвертой Республики был сохранен 7-летний ср

ок полномочий с той, однако, разницей, что в новой Конституции ничего не

говорилось о невозможности переизбрания. Таким образом,

презюмируется возможность занимать пост п

резидента неограниченное число раз.

Для предоставления кандидатуры на пост президен

та Республики необходимо собрать 5 тыс. подписей

лиц, занимающих определенные выборные должности (чл

енов Парла

Страницы: 1, 2, 3, 4