бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Избирательный процесс бесплатно рефераты

субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная

комиссия прове­ряет соблюдение требований Федерального конституционно­го

закона, принимает и в течение 15 дней направляет под­писные листы, экземпляр

итогового протокола инициатив­ной группы и копию своего постановления в

Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ, проверяет со­ответствие всех

поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в

течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их

со своим заключением Президенту Российской Федера­ции, одновременно

информируя об этом палаты Федераль­ного Собрания Российской Федерации и

инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что

чис­ло действительных подписей не отвечает требованиям Фе­дерального

конституционного закона, выносится постановле­ние Центральной избирательной

комиссии об отказе в про­ведении референдума. В этом случае данная

инициативная группа не может выступать повторно с предложением о про­ведении

референдума Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на

референдум проект новой Кон­ституции РФ. Решение об этом принимается

большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в

соответствии с порядком, определенным Федеральным кон­ституционным законом о

Конституционном Собрании. Реше­ние Конституционного Собрания о проведении

референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации на­правляется

Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Референдум Российской Федерации назначает Прези­дент Российской Федерации. До

принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему

документов направляет их в Конституционный Суд Россий­ской Федерации с

соответствующим запросом. Конституци­онный Суд проверяет соблюдение

требований, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации, и в течение

месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит

незамедлительному опубликованию. В слу­чае признания Конституционным Судом

соблюдения требо­ваний, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обя­зан

назначить референдум не позднее 15 дней со дня посту­пления к нему решения

Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда

все проце­дуры, предусмотренные Федеральным конституционным за­коном,

прекращаются.

Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату

его проведения, при этом голосо­вание может быть назначено на любой выходной

день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение

выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправ­ления одновременно с проведением референдума не допус­кается.

Решения и действия (бездействие) Центральной ко­миссии референдума Российской

Федерации и ее должност­ных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Ре­шения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их

должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению

референдума иди в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по

проведению референдума могут быть отменены, а ее дейст­вия могут быть

приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом

вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе

принять самостоятельное решение по существу жалобы (за­явления).

Закон обязывает суды и органы прокуратуры организо­вывать свою работу (в том

числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное

рассмотрение жа­лоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением

ре­ферендума.

Для проведения голосования и подсчета голосов граж­дан, имеющих право на

участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образует

глава местной администрации по согласованию с соответствующей

терри­ториальной комиссией по проведению референдума не позд­нее чем за 45

дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального

деления и местных ус­ловий в целях создания максимальных удобств для граждан,

имеющих право на участие в референдуме из расчета не более 3000 граждан на

каждый участок референдума. Спи­ски участков референдума с указанием их

границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению

референдума подлежат обязательному опубликованию (об­народованию) не позднее

чем за 35 дней до дня проведения референдума.

Список граждан, имеющих право на участие в референ­думе, по участку

референдума составляется участковой ко­миссией по проведению референдума на

основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной

администрации. Данные о гражданах, имеющих право на уча­стие в референдуме,

глава местной администрации направ­ляет в участковую комиссию по проведению

референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.

Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других

граждан, находящихся ко времени про­ведения референдума вне территории своего

участка.

Списки граждан, имеющих право на участие в референ­думе представляются для

всеобщего ознакомления не позд­нее чем за 30 дней до дня проведения

референдума. Каждо­му гражданину Российской Федерации предоставляется право

заявить в участковую комиссию по проведению референду­ма о невключении его в

список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой

ошибке или неточ­ности в указанном списке. Участковая комиссия обязана

про­верить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем

через 24 часа выдать заявителю ответ в пись­менной форме с изложением мотивов

принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в

вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны

рассмотреть жалобу (заявление) в трех­дневный срок, а за три дня до дня

проведения референдума и в день проведения референдума — немедленно. Вносить

изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской

Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Граждане Российской Федерации, общественные объе­динения вправе в любых

допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести

агитацию за или против проведения референдума Российской Федера­ции, за или

против участия в нем, за или против законопро­екта, действующего закона или

иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или

агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или ре­лигиозную

ненависть и вражду. Запрещается пропаганда со­циального, расового,

национального, религиозного или язы­кового превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять лю­бые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, орга­нам государственной

власти субъектов РФ, органам местно­го самоуправления, а также их должностным

лицам при ис­полнении ими служебных обязанностей;

2) воинским частям, военным учреждениям и организа­циям;

3) благотворительным организациям и религиозным объ­единениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума

Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному вре­мени накануне дня,

предшествующего дню проведения ре­ферендума Российской Федерации. В день

проведения ре­ферендума и в предшествующий ему день агитация запре­щается.

Запрещается также проведение агитации, сопрово­ждаемой предоставлением

гражданам бесплатно или на льгот­ных условиях товаров, услуг (за исключением

информаци­онных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Комиссии по проведению референдума, поставлен­ные в известность о

распространении анонимных или под­ложных агитационных материалов либо об иных

нарушени­ях установленного порядка проведения агитации, вправе об­ратиться в

соответствующие органы с представлением о пре­сечении противоправной

агитационной деятельности. Запре­щается вывешивание агитационных материалов

на памятни­ках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имею­щих

историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях

комиссий по проведению референду­ма. Средства массовой информации, одним из

учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения

и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет

государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны

обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного

на референдум.

5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст

вынесенного на референдум вопроса и указываются вариан­ты волеизъявления

голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые

квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации

должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вы­несении на

референдум проекта закона Центральная комис­сия решает вопрос о

целесообразности приобщения к каждо­му бюллетеню для голосования текстов

выносимых на рефе­рендум проекта закона и действующего закона, который

пред­лагается отменить или изменить. Форма и текст бюллетеня для голосования

на референдуме Российской Федерации ут­верждаются Центральной комиссией

референдума не позд­нее чем за 28 дней до дня проведения референдума.

На основании протоколов комиссий субъектов Россий­ской Федерации по

проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по

соответствующему субъ­екту Федерации и протоколов об итогах голосования

участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации,,

образованных за пределами территории Россий­ской Федерации, путем

суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума не

позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты

референдума. Центральная комиссия референ­дума признает референдум

состоявшимся, если в голосова­нии приняло участие более половины граждан,

имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает реше­ние принятым,

если за него в целом по Российской Федера­ции проголосовало более половины

граждан, принявших уча­стие в голосовании. Если на референдум выносились

альтер­нативные варианты вопросов и ни один из указанных вари­антов не

получил необходимого числа голосов, то все вариан­ты считаются отклоненными.

Постановлением Центральной комиссии результаты го­лосования в отдельных

субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений

Федераль­ного конституционного закона, существенно повлиявших на итоги

голосования. В этом случае Центральная комиссия впра­ве поручить

соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное

голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования

(обнародования) постановления Центральной комиссии.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской

Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной

комиссией не позднее трех дней после определения результатов референ­дума

Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает

(обнародует) для всеобщего сведе­ния итоги голосования по каждому субъекту

РФ.

Решение, принятое на референдуме Российской Феде­рации, является

общеобязательным и не нуждается в допол­нительном утверждении. Это решение

действует на всей тер­ритории Российской Федерации и может быть отменено или

изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской

Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется

издание до­полнительного правового акта, федеральный орган государ­ственной

власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со

дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок

подготовки дан­ного правового акта.

Лица, препятствующие свободному осуществлению гра­жданином РФ его права на

участие в референдуме путем подкупа, обмена, применения физического насилия

или уг­розы его применения, подлога документов референдума, за­ведомо

неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в

референдуме, или иным путем либо пре­пятствующие работе избирательных

комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных

ко­миссий, а также законной деятельности инициативной груп­пы, наблюдателей

или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения,

принятого на рефе­рендуме, несут административную или уголовную

ответст­венность в соответствии с федеральными законами.

6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную

правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от

создания изби­рательных комиссий и кончая объявлением результатов

го­лосования, таят опасность злоупотреблений, избежать кото­рых можно только

через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного

опыта проведения изби­рательных кампаний и необходимого доверия населения к

органам, организующим выборы. В ходе избирательных кам­паний возникает много

споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим

законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность

обращения в суд.

Избирательное право включает следующие правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы

избирательного права и порядок избра­ния Президента Российской Федерации и

депутатов Госу­дарственной Думы.

2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на

участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации" от 19 сентября 1997

года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку

организации выборов, составляющие основные гарантии из­бирательных прав

граждан.

3. Федеральные законы "О выборах Президента Россий­ской Федерации" от 17 мая

1995 г., "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. и "Об обеспечении конститу­ционных

прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы

местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г.

4. Федеральный конституционный закон "О референду­ме" от 10 октября 1995 г.,

регулирующий порядок реализа­ции права граждан на участие в референдуме и

проведения референдума.

5. Другие федеральные избирательные законы, напри­мер "Об утверждении схемы

одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вто­рого

созыва" от 17 августа 1995 г.

6. Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам

организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в

Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федера­ции,

в которых нет собственных законоустановлений, и др.

7. Нормативные акты Центральной избирательной ко­миссии, постановления,

инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов

(например, о по­рядке составления участковой избирательной комиссии, о

порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.)

8. Конституции республик, уставы краев, областей, го­родов федерального

значения, автономной области, автоном­ных округов и принимаемые ими законы”

акты глав админи­страций и избирательных комиссий, регламентирующие по­рядок

избрания глав администраций (президентов) и депу­татов законодательных

органов субъектов Российской Феде­рации, а также в органы местного

самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с

политичес­кой сферой функционирования государства и гражданского общества.

Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан

избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации

норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в

осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу

функционирования институтов системы представительной и выборной демо­кратии.

В избирательном процессе существенный мо­мент его содержания составляет

политическое (гражданское) доверие избирателей к государст­венным институтам

и органам, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Граждан­ское

доверие, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, определяет смысл

современ­ного избирательного процесса как механизма воспроизводства власти и

избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту

важнейшую общественную функцию.

В ожидании выборов 1999г. актуален вопрос активности избирателей и их правовой

грамотности. Если верить социологиче­ским опросам, только 6% наших

согра­ждан читают предвыборные програм­мы. Остальные делают выбор по прин­ципу

"нравится - не нравится". Но в том-то и дело, что нравится или не нра­вится им

не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют за брэнд, торговую

марку. Путин - это "сильная рука". Примаков - "стабильность", Зюганов -

"прекрасное прошлое". Именно это дает возможность манипулировать общественным

мнением. Для этого применяются различные предвыборные технологии которые

выливаются в информационные войны.

Однако и это не повышает активности избирателей и доверия к кандидатам.

Говоря языком психологии, -считает психо­лог А. Абель - мы имеем дело с

недостаточ­ной эмоциональной значимостью для большинства населения успехов и

не­удач политиков. Люди считают, что "все они одним миром мазаны", "кто бы ни

пришел, все равно будут воро­вать". Из-за этого поражение люби­мой футбольной

команды восприни­мается у нас куда горше, чем провал на выборах "своего"

блока или канди­дата.

Отсюда и растущее равнодушие к информационным войнам. По мере то­го как

компромат становится привыч­ным, избиратель приобретает к нему иммунитет. По

словам Д. Шушакова, психотерапевта из Новокузнецка, ко­личество избирателей,

на решение ко­торых можно повлиять предвыборны­ми технологиями, снизилось с

начала 90-х гг. на 40-60%. Теперь доверчивых осталось не более 15-20%.

Психологи счита­ют, что политическая реклама в боль­шом количестве работает

не на поль­зу, а во вред.

Есть мнение, что чем назойли­вее и грязнее политики ведут свою кампанию, тем

меньше людей придет к избирательным урнам. При явке от 40 до 60% в электорате

будут преобладать пенсионеры с их в основном левыми предпочтениями. В том же

случае, если к урнам придет менее 40%, исход вы­боров может быть

непредсказуем.

Для того, чтоб гражданин нес ответственность за государство в котором живет,

считаю, требуется уже в старших классах школы прививать правовую культуру

,особенно в области избирательного права.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1.Конституция РФ

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.09.97 N 124-ФЗ

"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ

В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

3. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико правовые и технологические

аспекты.// Государство и право.-1997,№8

4.Баглай М.В. Конституционное право РФ М.1998

5.Лысенко В.И. Некоторые проблемы российского избирательного права.//

Государство

и право.-1995,№8

Страницы: 1, 2, 3, 4