Реферат: Избирательный процесс
субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная
комиссия проверяет соблюдение требований Федерального конституционного
закона, принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр
итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия РФ, проверяет соответствие всех
поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в
течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их
со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно
информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и
инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что
число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной
комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная
инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении
референдума Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на
референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимается
большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в
соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о
Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении
референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется
Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.
Референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. До
принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему
документов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с
соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение
требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение
месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит
незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом
соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан
назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения
Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда
все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом,
прекращаются.
Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату
его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной
день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение
выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается.
Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской
Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их
должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению
референдума иди в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по
проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть
приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом
вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе
принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).
Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том
числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное
рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением
референдума.
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на
участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образует
глава местной администрации по согласованию с соответствующей
территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45
дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального
деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан,
имеющих право на участие в референдуме из расчета не более 3000 граждан на
каждый участок референдума. Списки участков референдума с указанием их
границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению
референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее
чем за 35 дней до дня проведения референдума.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку
референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума на
основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной
администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме,
глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению
референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.
Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других
граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего
участка.
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме представляются для
всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения
референдума. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право
заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в
список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой
ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана
проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем
через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов
принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в
вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны
рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня
проведения референдума и в день проведения референдума — немедленно. Вносить
изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской
Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых
допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести
агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или
против участия в нем, за или против законопроекта, действующего закона или
иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам государственной
власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным
лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума
Российской Федерации.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня,
предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день
проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается.
Запрещается также проведение агитации, сопровождаемой предоставлением
гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением
информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о
распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных
нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в
соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной
агитационной деятельности. Запрещается вывешивание агитационных материалов
на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих
историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях
комиссий по проведению референдума. Средства массовой информации, одним из
учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения
и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет
государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны
обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного
на референдум.
5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст
вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления
голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые
квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации
должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вынесении на
референдум проекта закона Центральная комиссия решает вопрос о
целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов
выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который
предлагается отменить или изменить. Форма и текст бюллетеня для голосования
на референдуме Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией
референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума.
На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по
проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по
соответствующему субъекту Федерации и протоколов об итогах голосования
участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации,,
образованных за пределами территории Российской Федерации, путем
суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума не
позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты
референдума. Центральная комиссия референдума признает референдум
состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан,
имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым,
если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины
граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились
альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не
получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Постановлением Центральной комиссии результаты голосования в отдельных
субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений
Федерального конституционного закона, существенно повлиявших на итоги
голосования. В этом случае Центральная комиссия вправе поручить
соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное
голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования
(обнародования) постановления Центральной комиссии.
Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской
Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной
комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума
Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает
(обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту
РФ.
Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является
общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение
действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или
изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской
Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется
издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной
власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со
дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок
подготовки данного правового акта.
Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ его права на
участие в референдуме путем подкупа, обмена, применения физического насилия
или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо
неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в
референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных
комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных
комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей
или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения,
принятого на референдуме, несут административную или уголовную
ответственность в соответствии с федеральными законами.
6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную
правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от
создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов
голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только
через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного
опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к
органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много
споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим
законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность
обращения в суд.
Избирательное право включает следующие правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы
избирательного права и порядок избрания Президента Российской Федерации и
депутатов Государственной Думы.
2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997
года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку
организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав
граждан.
3. Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая
1995 г., "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. и "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г.
4. Федеральный конституционный закон "О референдуме" от 10 октября 1995 г.,
регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и
проведения референдума.
5. Другие федеральные избирательные законы, например "Об утверждении схемы
одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго
созыва" от 17 августа 1995 г.
6. Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам
организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в
Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федерации,
в которых нет собственных законоустановлений, и др.
7. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления,
инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов
(например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о
порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.)
8. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы”
акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок
избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных
органов субъектов Российской Федерации, а также в органы местного
самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с
политической сферой функционирования государства и гражданского общества.
Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан
избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации
норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в
осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу
функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
В избирательном процессе существенный момент его содержания составляет
политическое (гражданское) доверие избирателей к государственным институтам
и органам, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское
доверие, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, определяет смысл
современного избирательного процесса как механизма воспроизводства власти и
избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту
важнейшую общественную функцию.
В ожидании выборов 1999г. актуален вопрос активности избирателей и их правовой
грамотности. Если верить социологическим опросам, только 6% наших
сограждан читают предвыборные программы. Остальные делают выбор по принципу
"нравится - не нравится". Но в том-то и дело, что нравится или не нравится им
не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют за брэнд, торговую
марку. Путин - это "сильная рука". Примаков - "стабильность", Зюганов -
"прекрасное прошлое". Именно это дает возможность манипулировать общественным
мнением. Для этого применяются различные предвыборные технологии которые
выливаются в информационные войны.
Однако и это не повышает активности избирателей и доверия к кандидатам.
Говоря языком психологии, -считает психолог А. Абель - мы имеем дело с
недостаточной эмоциональной значимостью для большинства населения успехов и
неудач политиков. Люди считают, что "все они одним миром мазаны", "кто бы ни
пришел, все равно будут воровать". Из-за этого поражение любимой футбольной
команды воспринимается у нас куда горше, чем провал на выборах "своего"
блока или кандидата.
Отсюда и растущее равнодушие к информационным войнам. По мере того как
компромат становится привычным, избиратель приобретает к нему иммунитет. По
словам Д. Шушакова, психотерапевта из Новокузнецка, количество избирателей,
на решение которых можно повлиять предвыборными технологиями, снизилось с
начала 90-х гг. на 40-60%. Теперь доверчивых осталось не более 15-20%.
Психологи считают, что политическая реклама в большом количестве работает
не на пользу, а во вред.
Есть мнение, что чем назойливее и грязнее политики ведут свою кампанию, тем
меньше людей придет к избирательным урнам. При явке от 40 до 60% в электорате
будут преобладать пенсионеры с их в основном левыми предпочтениями. В том же
случае, если к урнам придет менее 40%, исход выборов может быть
непредсказуем.
Для того, чтоб гражданин нес ответственность за государство в котором живет,
считаю, требуется уже в старших классах школы прививать правовую культуру
,особенно в области избирательного права.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.Конституция РФ
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.09.97 N 124-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
3. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико правовые и технологические
аспекты.// Государство и право.-1997,№8
4.Баглай М.В. Конституционное право РФ М.1998
5.Лысенко В.И. Некоторые проблемы российского избирательного права.//
Государство
и право.-1995,№8
Страницы: 1, 2, 3, 4
|