бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Избирательный процесс бесплатно рефераты

Реферат: Избирательный процесс

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

2

2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

5

2.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

5

2.2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И УЧАСТКОВ 6

2.3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

7

2.4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КОМИССИЙ

7

2.5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ. 10

2.6. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 11

3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

12

4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

13

5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ

В РЕФЕРЕНДУ­МЕ.

15

5.1ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.

15

5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

16

5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. 18

6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22

ВВЕДЕНИЕ

Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если

народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и,

так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины.

Бокль Т.

Всякий народ имеет то правительство,

какого заслуживает.

Местр

Еще и дореволюционной России и середине XIX- начале XX и. и условиях

са­модержавия под воздействием ряда социально-политических и иных факторов

были первоначально учреждены выборные органы местного самоуправления, а затем

в механизм функционирования государственной власти введен выборный

представи­тельный орган - Государственная Дума при одновременном становлении

много­партийности, которая влияла на выборы. В результате начала складываться

новая область российского законодательства - избирательная. В Советской

России, а затем в СССР формирование законодательства о выборах долгое время

было неразрывно связано с однопартийной политической системой и включением

его в государственное право в качестве одного из его институтов. Советская

избирательная политика и зако­нодательство исходили из принципа

демократического централизма и максимальной унификации, которая но своей

природе вовсе не тождественна гармонизации изби­рательного процесса:

организация и проведение выборов осуществлялись на основе единого

законодательства, при едином цикличности избирательного процесса всех звеньев

системы Советов и организации выборов но мажоритарной избирательной системе

абсолютного большинства в два тура при отсутствии возможности досроч­ного

роспуска. При этом конституционно-правовая концепция местных Советов

исхо­дила из идеи непосредственного "вырастания" исполнительного органа из

недр пред­ставительного.

В конце 80-х годов в развитии советской модернизированной модели

представи­тельной демократии лежали уже взаимосвязанные процессы

реформирования систе­мы и структуры представительных органов государственной

власти, применения ряда инструментов механизма разделения властей, новых

моментов в организации выборов и новых источников избирательного

законодательства.

В начале 90-х годов, особенно после распада СССР и образования СНГ, вектор

реформирования избирательной системы существенно изменился и реформа в этой

области проводилась уже на основе "государственно-политический

демократизации" и создания условий для проведения выборов на новой политико-

правовой, федератив­ной, фактически многопартийной основе.

Новое развитие получает многоуровневый механизм правового регулирования

избирательных процессов, н ведущим элементом механизма станов­ления нового

варианта избирательной демократии является интенсивно развиваю­щийся процесс

формирования новой правовой базы организации и проведения вы­боров на

федеральном, региональном и местном уровнях. Выборы как форма

непо­средственной демократии и представительная система н совокупности

приобретают значение фундамента реформирования государственной власти,

создания необходи­мых условий для перехода от прежней единообразной модели

представительства к смешанной, охватывающей как представительные, так и

исполнительные органы, как органы государственной власти, так и местное

самоуправление, н на этой основе к более открытой государственно-общественной

модели с вектором развития, напра­вленным на обеспечение свободного

волеизъявления граждан в ходе периодического и нефальсифицированного

проведения выборов. Конституция 1993г. предопределяет не только новый подход

к выработке и реализации федеральном и региональной избирательной политики,

но и становление новых источников права с учетом феде­ративного характера

государства, субъектами которого стали области, края и города федерального

значения. В целом это связано с переходом от территориально-адми­нистративной

организации избирательного процесса и централизованной формы его правового

регулирования к федеративно-субъектной и децентрализованной при сохранении

государственной целостности и общественной интегрированности.

Вместе с тем этот переход порождает нестабильность в выработке и реализации

избирательной политики и законодательства о выборах и связи с их частыми и

серьез­ными изменениями, что ослабляет императивный характер института

выборов. Ста­новление нового избирательного права накладывает существенный

отпечаток на развитие выборных начал в государственном механизме с учетом

принципа разде­ления властей и характеризует иной подход к размежеванию

политических функции между обществом и государством: избирательное право

фиксирует политико-правовые основы их взаимодействия. прежде всего время

пребывания у власти тех или иных лиц и передачи ее но итогам очередных

свободных выборов. Эти и другие аспекты развития избирательного права и

избирательной политики оказывают прямое влияние на правовой статус

избирателей, иных субъектов избирательного процесса и реализацию статуса.

1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные

органы местного самоуправления Российской Фе­дерации являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство

гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты

демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего

равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с

целью принудить его к участию или неучас­тию в выборах, а также на его

свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей

полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон­сульские учреждения

Российской Федерации обязаны оказывать со­действие гражданину Российской

Федерации в реализации избиратель­ных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе из­бирать, а по

достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, -

быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного

самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран­ным независимо от

пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан­ные судом

недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по

приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель­ных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения

гражданином Российской Федерации пассивного избира­тельного права, связанные

с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на

определенной территории Российс­кой Федерации (соответственно уровню

проводимых выборов). Уста­навливаемый минимальный возраст кандидата не может

превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы

го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах

главы исполнительного органа государственной власти (Пре­зидента) субъекта

Российской Федерации и 21 года при выборах гла­вы местного самоуправления;

сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать

одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью

находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, устанавливаются Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против

кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тай­ным, то есть

исключающим возможность какого-либо контроля за во­леизъявлением избирателя.

2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В списки избирателей включаются все граждане Российской Фе­дерации,

обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной ко­миссией отдельно

по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по

установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков

зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по

состоянию на 1 ян­варя и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются

в со­ответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей

на конкретном избирательном участке является его проживание на территории

этого избирательного участка, опре­деляемое в соответствии с федеральным

законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской

Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только

на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков

избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и

иных нормативных пра­вовых актах законодательных (представительных) органов

государс­твенной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем

за 20 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избира­тельным правом,

вправе заявить в участковую избирательную комис­сию о не включении его в

список избирателей, а также о любой ошиб­ке или неточности в списке

избирателей. В течение 24 часов участ­ковая избирательная комиссия обязана

проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный

ответ с изложе­нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой

избиратель­ной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную

комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые

обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов

избирателей запрещается.

2.2 ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И УЧАСТКОВ

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных,

предоставляемых исполнительными органами госу­дарственной власти и органами

местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в

каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной

комиссией и ут­верждаются соответствующим представительным органом не позднее

чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны

образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым

отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10

процентов, а в труднодоступных и отдален­ных местностях - не более 15

процентов; при образовании избира­тельных округов на территориях компактного

проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы

представитель­ства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми

ак­тами законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более

чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в

федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами

устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного

округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный

округ составляет единую территорию: не допус­кается создание избирательного

округа из не граничащих между со­бой территорий, за исключением случаев,

установленных федеральны­ми законами, законами и иными нормативными правовыми

актами зако­нодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований

образования избиратель­ных округов учитывается административно-

территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов

избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администра­ции по

согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и

иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из

расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 30

дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать

границ избиратель­ных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах вре­менного пребывания

избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в

день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться

избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее

чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в

избира­тельные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях

избирательные участки могут образовываться в слу­чаях, установленных

федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами

законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти субъектов

Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для

голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их

доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адре­сов участковых

избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной

комиссией в местной печати не позд­нее чем за 25 дней до дня выборов.

2.3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и

защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осу­ществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные

комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В

Страницы: 1, 2, 3, 4