Реферат: Избирательный процесс
дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны
оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через
средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или
иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет
прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей,
должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем
заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой
избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить
тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления
избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса
избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к
позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список
избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том
числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие
по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,
использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне
помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность
нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления
избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных
кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом
участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень
должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не
менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель
удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные
ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии
немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из
помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются
повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной
комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями
избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая
избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени,
по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также
избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой
избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах
голосования следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно
внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном
участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на
дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во
всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов
(списков кандидатов)".
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным
участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины
его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех
членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени
неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в
голосовании, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет
голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и
проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны
быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также
наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и
иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия
заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании
протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не
согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к
протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя
участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию
протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой
избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми
присутствующими членами
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно
направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных,
городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них
данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены
окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают
результаты выборов лично. О результатах выборов по избирательному округу
составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами
окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная
избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при
проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не
позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя
окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с
протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной
избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной
комиссией.
Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных
комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,
представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных
(международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной
комиссии, не согласные с содержанием протокола,
вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в
протоколе делается соответствующая запись. Вся документация избирательных
комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в
течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом
устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее
одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня
объявления даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по
избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе
соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих
избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому
избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой
информации.
5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования
утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или
решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента,
главы государства или правительства.
Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует
утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства
и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда
называют "контрольными". Встречаются и консультативные референдумы, исход
которых не носит обязательного характера.
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для
легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов
власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-
либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от
референдума.
Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона
о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" Согласно этому
Закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам,
действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум
наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением
власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.'
Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на
референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой
Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает
решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции
Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на
референдум.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны
ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и
гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения,
введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех
месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный
референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования
(обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по
смыслу формулировкой вопроса.
5.1 ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.
При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы
избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном
голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных
прав и прав на участие в референдуме — не случайно они закреплены в одном
федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и
голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за
волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может
быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума рассматриваются
избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской
Федерации, органами государственной власти и органами местного
самоуправления открыто и гласно.
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации,
достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.
Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения
референдума Российской Федерации за пределами территории Российской
Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет
права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ,
признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по
приговору суда.
5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на
участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в
совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не
более 10 процентов из них;
2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135
Конституции РФ.
Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в
референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого
предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти
и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до
обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут
образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора
подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего
субъекта РФ, на территории которого проживает большинство членов
инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная
комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы
и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного
закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о
регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и
извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные
комиссии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указала в
ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в
Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в
регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной
группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О
референдуме Российской Федерации".
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе
добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы
проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в
подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум.
В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор
подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст
этого законопроекта. Подписные листы передаются в избирательную комиссию
Страницы: 1, 2, 3, 4
|