бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Избирательный процесс бесплатно рефераты

дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные ко­миссии обязаны

оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через

средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи­тельно по тем или

иным причинам будет отсутствовать по месту сво­его жительства и не сможет

прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей,

должна быть предоставле­на возможность проголосовать досрочно, путем

заполнения избира­тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой

избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе­чить

тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ­явления

избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле­теня и учет голоса

избирателя при установлении итогов голосова­ния.

Голосование производится путем нанесения избирателем в изби­рательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от­носящемся к кандидату

(кандидатам) или списку кандидатов, в поль­зу которых сделан выбор, либо к

позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список

избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,

удостоверяющего их личность. Участковая избира­тельная комиссия обязана

обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том

числе лицам, которые по состоя­нию здоровья либо по другим уважительным

причинам не могут при­быть в помещение для голосования. В этих целях у

участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество

переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной

из­бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности

про­голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко­вой

избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис­сии, выезжающие

по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,

соответствующем числу заявлений. Коли­чество заявлений избирателей,

использованных и возвращенных изби­рательных бюллетеней отмечается в

отдельном акте. Данные об изби­рателях, проголосовавших вне помещения для

голосования, дополни­тельно вносятся в список. При проведении голосования вне

помеще­ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация

голосования вне помещения для голосования должна исключать воз­можность

нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже­ние волеизъявления

избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных

кабине или комнате, в которых не допускается при­сутствие иных лиц.

Избиратель, не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень,

вправе воспользоваться для этого по­мощью другого лица, не являющегося членом

участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень

должен со­держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не

менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира­тель

удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные

ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой

избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии

немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из

помещения для го­лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются

пов­лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается

участковой избирательной комиссией.

4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко­вой избирательной

комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями

избирательных бюллетеней. При подсчете го­лосов избирателей участковая

избирательная комиссия признает не­действительными избирательные бюллетени,

по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также

избирательные бюл­летени неустановленной формы. Члены участковой

избирательной ко­миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах

голосования следующие данные:

число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно

внесенных в список;

число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­рательной комиссией;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­бирательном

участке в день голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими

досрочно;

число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими на

дому;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

число действительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительны­ми;

число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во

всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов

(списков кандидатов)".

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным

участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины

его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех

членов участковой избира­тельной комиссии. Избирательные бюллетени

неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в

голосова­нии, из подсчета исключаются.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо­вания подсчет

голосов избирателей начинается сразу после оконча­ния времени голосования и

проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны

быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также

наблюдатели, представ­ляющие кандидатов, избирательные объединения, и

иностранные (меж­дународные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия

заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо­вания. При подписании

протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не

согласные с его содержани­ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к

протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя

участковая избирательная комиссия обязана предос­тавить им заверенную копию

протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой

избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми

присутствующими членами

участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не­медленно

направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых, территориаль­ных (районных,

городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них

данных окружная избирательная комис­сия в соответствии с федеральными

законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных

(представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Российской

Федерации уста­навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены

ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав­ливают

результаты выборов лично. О результатах выборов по избира­тельному округу

составляется протокол, который подписывается все­ми присутствующими членами

окружной избирательной комиссии с пра­вом решающего голоса. Окружная

избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при

проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не

позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате­лей.

По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя

окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с

протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной

избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной

комиссией.

Установление итогов голосования и результатов выборов в из­бирательных

комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,

представляющих кандидатов и избирательные объедине­ния, а также иностранных

(международных) наблюдателей.

При подписании протокола о результатах выборов члены окруж­ной избирательной

комиссии, не согласные с содержанием протокола,

вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в

протоколе делается соответствующая запись. Вся документация изби­рательных

комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в

течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными

нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов

государственной власти субъ­ектов Российской Федерации. При этом

устанавливаемые сроки хране­ния избирательных бюллетеней не могут быть менее

одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня

объ­явления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль­таты выборов по

избирательному округу в объеме данных, содержа­щихся в протоколе

соответствующей избирательной комиссии и непос­редственно нижестоящих

избирательных комиссий, должны предостав­ляться для ознакомления любому

избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой

информации.

5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУ­МЕ.

В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования

утверждение (или неутвержде­ние) гражданами проекта какого-либо документа или

реше­ния, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента,

главы государства или правительства.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует

утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства

и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда

называют "контрольными". Встречаются и консуль­тативные референдумы, исход

которых не носит обязательного характера.

Разновидностью референдума является плебисцит, ко­торый применяется для

легитимизации того или иного госу­дарственного лидера или действий органов

власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-

либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от

референдума.

Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона

о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный

конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" Согласно этому

Закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам,

действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум

наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением

власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.'

Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на

референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой

Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание при­нимает

решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции

Российской Федерации. Но оп­ределенные вопросы не могут выноситься на

референдум.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Феде­рации, не должны

ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и

гражданина и конституци­онные гарантии их реализации.

Референдум не проводится в условиях военного или чрез­вычайного положения,

введенного на всей территории Рос­сийской Федерации, а также в течение трех

месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный

референдум не проводится в течение года после дня офици­ального опубликования

(обнародования) результатов рефе­рендума с такой же по содержанию или по

смыслу форму­лировкой вопроса.

5.1 ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.

При проведении ре­ферендума Российской Федерации действуют общие прин­ципы

избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном

голосовании. Практически об­щими являются основные гарантии избирательных

прав и прав на участие в референдуме — не случайно они закреп­лены в одном

федеральном законе. Каждый участник рефе­рендума обладает одним голосом и

голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за

волеизъяв­лением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может

быть принужден к выражению своих мне­ний и убеждений или отказу от них.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением рефе­рендума рассматриваются

избирательными комиссиями, ко­миссиями по проведению референдума Российской

Федера­ции, органами государственной власти и органами местного

самоуправления открыто и гласно.

В референдуме имеет право участвовать каждый граж­данин Российской Федерации,

достигший на день проведе­ния референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения

референдума Российской Федерации за преде­лами территории Российской

Федерации, обладает всей пол­нотой прав на участие в референдуме. Не имеет

права уча­ствовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ,

признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по

приговору суда.

5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Инициатива проведения ре­ферендума Российской Федерации принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на

участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в

сово­купности за пределами территории Российской Федерации проживают не

более 10 процентов из них;

2) Конституционному Собранию в случае, предусмотрен­ном ч. 3 ст. 135

Конституции РФ.

Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в

референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого

предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти

и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до

обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут

образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора

подписей в поддержку инициативы о про­ведении референдума.

Инициативная группа обращается в избирательную ко­миссию соответствующего

субъекта РФ, на территории ко­торого проживает большинство членов

инициативной груп­пы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная

комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы

и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного

закона, в те­чение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о

регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и

извещает об этом Централь­ную избирательную комиссию РФ и избирательные

комис­сии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указа­ла в

ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжало­ван в суд или в

Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в

регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной

груп­пой положений Конституции РФ и Федерального конститу­ционного закона "О

референдуме Российской Федерации".

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе

добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы

проведения ре­ферендума. Подписи собираются посредством внесения их в

подписные листы, содержащие формулировку вопроса, вы­носимого на референдум.

В случае вынесения на референ­дум законопроекта лицо, проводящее сбор

подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст

этого законопроекта. Подписные листы передаются в изби­рательную комиссию

Страницы: 1, 2, 3, 4