бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Избирательный процесс в РФ бесплатно рефераты

законодательством или за­конодательством субъектов Российской Федерации,

также вре­менного проживания на территории этого участка.

Военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву в воинских частях,

военных организациях и учреждени­ях, которые расположены на территории

соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до

призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на

территории данного муниципального образования, при проведении выборов в

органы местного самоуправ­ления не включаются в списки изби­рателей и не

учитываются при оп­ределении числа избирателей на указанных выборах.

Список избирателей составля­ется соответствующей избирательной комиссией, в том

числе с использованием государственной автоматизированной информационной

системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,

представляемых по установленной фор­ме уполномоченными на то органами или

должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части

[10].

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом,

находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы

государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не

имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать

досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комис­сией в

список избирателей при его явке в день голосования в помеще­ние участковой

избирательной комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на

одном избирательном участке, участке референдума.

Список избирателей составля­ется в двух экземплярах. Сведения об избирателях,

включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке

(по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке

указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет —

дополнительно день и ме­сяц рождения), адрес места постоянного или

преимуществен­ного проживания избирателя. Список избирателей подписывается

предсе­дателем и секретарем территориальной избирательной комис­сии, в случае

отсутствия территори­альной избирательной комиссии — окружной избирательной

комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную

комиссию— также председателем и секретарем участковой избирательной

комис­сии. На избирательных участках, образованных на территории воинской

части, список избирателей подпи­сывается председателем и секретарем

участковой избиратель­ной комиссии. Список избирателей заверяется печатями

соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных

ко­миссий.

Соответствующая территориальная (окружная) избиратель­ная комиссия передает

по акту участ­ковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки

избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до

дня голосования.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет

его для все­общего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за

20 дней до дня голосования. Гражданин Российской Фе­дерации, обладающий

активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную

комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или

неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования – в

течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания

голосования участковая из­бирательная комиссия обязана прове­рить заявление,

а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо

дать заявителю пись­менный ответ с указанием причин отклонения заявления.

Ис­ключение гражданина из списка избирателей после его подпи­сания

председателем и секретарем территориальной избира­тельной комиссии

производится только на основании сведений, полученных от соответствующих

органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке

избирателей указыва­ется дата и причина исключения гражданина из списка.

Данная запись заверяется подписью председателя участковой избира­тельной

комиссии. Решение участковой избирательной комис­сии может быть обжаловано в

выше­стоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд

(по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны

рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования

и начала подсчета голосов избирателей зап­рещается.

§ 3. Образование избирательных округов и избирательных участков

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются

избирательные округа на основании дан­ных о численности избирателей,

зарегистрированных на соот­ветствующей территории, которые предоставляются

соответ­ственно уровню выборов исполнительными органами государ­ственной власти

или органами местного самоуправления, а так­же командирами воинских частей.

Соответствующая избира­тельная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня

голосова­ния определяет схему образования избирательных округов, в которой

обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или

муниципальных образований, или населенных пунк­тов, входящих в каждый

избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть

территории административно – территориальной единицы, или муниципального

образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы

данной части территории административно – территориальной единицы или

муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого

избирательного округа, число изби­рателей в каждом избирательном округе.

Соответствующий представительный орган государственной власти, орган мест­ного

самоуправления утверждает схему образования избира­тельных округов не позднее

чем за 60 дней до дня голосования.

Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы

государственной власти, органы местно­го самоуправления отсутствуют или не

принимают решение об образовании избирательных округов в установленный

законом срок, выборы прово­дятся по избирательным округам, схема которых была

утвер­ждена при проведении выборов в органы государственной вла­сти, органы

местного самоуправления прежнего созыва. Однако данная норма не учитывает

случаев, когда выборы представительного органа прежнего созыва проводились

или могли проводиться по округам, образованным по нормам, противоречащим

действующему Федеральному закону. Возможное же изменение численного состава

вновь избираемого представительного органа превращает данную норму в

полнейшую бессмысленность. Более логично было бы, по-моему, предоставить в

этом случае право утверждать схему избирательных округов соответствующей

территориальной избирательной комиссии.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона с изменениями и

дополнениями от 30 марта 1999 года в Российской Федерации при проведении

выборов избира­тельные округа должны образовываться при соблюдении сле­дующих

требований:

примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей

с допустимым отклонением от средней нормы пред­ставительства избирателей не

более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не

более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных

округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский

мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от

средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских

мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных

и отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства

избирателей. Жесткое требование данной нормы о примерном равенстве

избирателей в многомандатном избирательном округе в расчете на один мандат с

допустимым отклонением от средней нормы представительства на 10, а в

труднодоступных и отдаленных местностях - на 15 процентов зачастую

невыполнимо при проведении выборов депутатов представительных органов

местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Для ее выполнения

некоторым сельсоветам приходится вносить в уставы изменения, в части

определения численного состава представительного органа. С другой стороны,

эта норма предполагает (а практика ее выполнения подтверждает необходимость)

образования разных по числу мандатов избирательных округов при проведении

выборов в один и тот же представительный орган. Наделяя избирателей неравным

голосом, закон противоречит основному принципу избирательного права – равному

избирательному праву. И речь здесь должна идти не о количестве избирателей на

один мандат, а о праве избирателя отдать свой голос за определенное (равное)

число кандидатов. Указанные требования могут не применяется при проведе­нии

выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные

государственные органы в случае, если фе­деральными законами устанавливается

обязательность образо­вания не менее одного избирательного округа на

территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодо­ступных и

отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации,

вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении

выборов;

при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания

коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы

представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской

Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 30

процентов;

избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование

избирательного округа из не грани­чащих между собой территорий, за

исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами, законами субъектов

Российской Федерации.

При соблюдении этих требований учитывается админист­ративно-территориальное

устройство (деление) субъекта Рос­сийской Федерации, территории муниципальных

образований.

Публикация (обнародование) схемы образованных избира­тельных округов, включая

ее графическое изображение, осу­ществляется соответствующим представительным

органом го­сударственной власти, органом местного самоуправления не позднее

чем через 5 дней после ее утверждения.

В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов,

подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.

Целесообразность данной нормы представляется весьма сомнительной. Выборы

депутатов представительных органов местного самоуправления во многих регионах

страны проводятся, как правило, по многомандатным избирательным округам. В

Тамбовской области 353 муниципальных образования. В декабре 1995 года всего в

представительные органы 320 таких муниципальных образований как сельсовет,

поссовет избрано 2334 депутата (в среднем – 7 депутатов). Свыше 280

представительных органов таких муниципальных образований избирались по

единому многомандатному округу, включавшему в себя всю территорию

соответствующего сельсовета или поссовета. Это в основном 7-9 мандатный

округ.

Проведение выборов по данной схеме многомандатных округов оправдано как

организационно (в маленьком сельсовете 10 кандидатов на семимандатный округ

набирается, а 14 кандидатов на семь одномандатных округов – далеко не

всегда), так и экономически (меньше финансовых и иных материальных затрат на

многочисленные окружные избирательные комиссии).

Так что в нынешнем виде данная норма-ограничение абсолютно не учитывает

многообразную специфику местных выборов в малочисленных по населению сельских

муниципальных образованиях (в сельсоветах, волостях и т. п.) многих регионов

России где выборы без каких – либо нарушений закона и затруднений для

избирателей могут проводиться по многомандатным избирательным округам с

большим числом мандатов.

Необходимо изменить редакцию этой нормы и предоставить право установления

предельного количества мандатов в многомандатном избирательном округе при

проведении выборов в представительные органы местного самоуправления

субъектам Российской Федерации в лице их законодательных органов.

Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета

голосов изби­рателей образуются избирательные участки. Избирательные участки

образуются главой муниципального образо­вания по согласованию с избирательными

комиссиями на основании данных о численности изби­рателей, зарегистрированных

на тер­ритории избирательного участка, из рас­чета не более чем 3 тысячи

избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на

выборах.

В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного органа и

устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу

муниципального образования. Данная норма не уточняет также главой какого

муниципального образования образуются участки. В этой связи заслуживает

внимание опыт советского избирательного законодательства. Так, статьей 16

Закона Российской Советской Федеративной Социалистической республики «О выборах

в Верховный Совет РСФСР» установлено, что избирательные участки образуются

исполнительными комитетами районных, городских (кроме городов районного

значения), районных в городах Советов народных депутатов.

[11]

Избирательные участки для граж­дан Российской Федерации, находящихся на

территориях ино­странных государств, образуют руководители дипломатических

представительств или консульских учреждений Российс­кой Федерации на

территории страны их пребывания. Требова­ние о числе избирателей на каждом

избирательном участке может не при­меняться при образовании избирательных

участков за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных

округов. Порядок приписки избиратель­ных участков, образованных за пределами

территории Россий­ской Федерации, к избирательным округам, образованным для

проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется

федеральными конституционными зако­нами и федеральными законами.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах

отдыха и дру­гих местах временного пребывания), в труднодоступных и

от­даленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на

полярных станциях могут образовываться избирательные участки; такие

избирательные участки входят в избиратель­ные округа по месту их расположения

или по месту припис­ки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях

избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и

сроки, которые установлены федеральными конституционными законами,

федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест

нахождения участковых избирательных комиссий и помеще­ний для голосования

должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за

25 дней до дня выборов.

§ 4. Формирование избирательных комиссий.

В ряде учебников процесс формирования избирательных комиссий вынесен за рамки

избирательного процесса. Если в отношении порядка формирования Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий

субъектов Российской Федерации с этим в какой то мере можно согласиться т.к.

названные комиссии являются постоянно действующими государственными

органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в

Российской Федерации, а также юридическими лицами, сроки формирования

которых не привязаны к срокам проведения каких бы то ни было избирательных

кампаний (п.11 ст.21, п. 1 ст.22, п. 10 ст.23 Федерального закона «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации»), то в отношении порядка формирования

территориальных, окружных и участковых комиссий с этим согласиться нельзя,

поскольку действующим законодательством о выборах четко определено, что

территориальные окружные и участковые избирательные комиссии образуются не

позднее определенного срока до дня выборов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5