бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Избирательный процесс в РФ бесплатно рефераты

Реферат: Избирательный процесс в РФ

Реферат был переделан из диплома путём форматирования и внесения изменений в

содержание, ссылки в большинстве случаев липа.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

План:

Введение

Глава I. Понятие избирательного процесса и его стадий.

1.1. Понятие избирательного процесса.

1.2. Понятие стадий избирательного процесса.

Глава 2. Стадии избирательного процесса.

2.1. Назначение выборов.

2.2. Составление списков избирателей.

2.3. Образование избирательных округов и избирательных участков.

2.4. Формирование избирательных комиссий.

2.5. Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов.

2.6. Предвыборная агитация.

2.7. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление

результатов выборов и их опубликование.

Заключение

Библиография

Введение

Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим

непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные

выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными

в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также

участвовать в референдуме.

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой

представительной демократии и является проведение периодических и свободных

выборов.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью

государственных и муниципальных органов, главным критерием для присвоения

государству статуса республиканского и соответствено суверенного народа.

Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и

органы государственной власти как в субъектах Российской Федерации так и на

федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет

избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных

актов.

Неотемлемой частью демократической, республиканской системы является

избирательный процесс как способ средство формирования штата государственных

служащих посредствам волеизьявления граждан, всенородных выборов. Данная

система процедур и действий является, выполненная с соблюдением всех правил и

предписаний, гарантом самостаятельности и суверенитета народа, его свободы.

В современный период, в условиях нарастающего общественного недоверия ко всем

институтам власти все большую актуальность приобретает задача сама проблемма

изучения даного вопроса. У многих людец, неосведомлённых в данной теме,

возникает нежеланиеучаствовать в управление государством, то есть в

управление самим собой, что пагубно не только для него, но и для всех членов

общества. Моя задача в этой работе: детально рассмотреть данное политико-

правовое действо, совокупность процедур, называемою «избирательным

процессом». В своеё работе я постараюсь максимально раскрыть эту тему, для

чего мной будет использован огромный пласт накопившейся информации-

монографии, переодические издания и учебная литература. Надеюсь, мой труд

будет способствовать укреплению доверия граждан к избирательной системе,

избирательному процессу, да и к государственой власти в целогм.

Глава I.

Понятие избирательного процесса и его стадий

§1. Понятие избирательного процесса

«Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального

перехода к системе политической демократии ., то есть к системе организации и

функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления,

основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической

сменяемости власти по итогам голосования».

[1]

Совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и

порядок осуществления этого права и представляет собой избирательное

право.

Особенностью избирательного права является высокий удельный вес процессуальных

норм (тесно связанных с материально – правовыми нормами), устанавливающих

порядок, процедуру и реализацию избирательных прав граждан. Эти нормы

урегулировают все стадии избирательного процесса.

Попытки создать законодательные акты, упорядочивающие только избирательный

процесс, ведут к разрыву системности правового регулирования выборов.

Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны и в

совокупности образуют политико – правовой механизм формирования основных

институтов представительной и выборной демократии. Избира­тельное право

предметно регламентирует определенные ас­пекты общественно-государственной

деятельности, касающие­ся приобретения и передачи властных полномочий

выборным представителям, а избирательный процесс как форма реали­зации

субъективного политического права отражает техноло­гию участия избирателей в

осуществлении власти.

Суще­ственным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей

к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям,

обеспечивающим орга­низацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи

неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и обще­ства, определяет смысл

современного избирательного процес­са

[2].

Представляется оправданным введение и использование в научном,

законотворческом, правоприменительном словаре наряду с понятием "организация

и проведение выборов" нового понятия "избирательный процесс", понимае­мого

как технологическая инфраструктура и форма реализа­ции конституционных

принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения

избирательных прав челове­ка и гражданина в рамках предусмотренной законом

последо­вательности совершения комплекса избирательных действий и

избирательных процедур. По­нятие "избирательный процесс" является по своему

содержа­нию и объему более широким и включает, наряду с организа­ционно-

технологическими и информационно-финансовыми ас­пектами, некоторые новые

аспекты, отражающие современ­ные социально-политические условия осуществления

избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов

осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного

фактора совершения избирательных действий и выполнения избиратель­ных

процедур, обеспечивающих реализацию и защиту консти­туционного права граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной

власти и органы местного самоуправления.

Новое в современном избирательном процессе и избира­тельном праве состоит не

только в содержании материаль­ных, процедурных и процессуальных норм и

юридических ин­ститутов, но и в понимании политико-правовой природы

изби­рательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты

активного и пассивного избирательного права граж­дан Российской Федерации.

Избирательный процесс в этом смыс­ле — не только и не столько преимущественно

администра­тивный технологический процесс, сколько публичное политическое

действо, в рамках которого разворачи­вается политическая правосубъектность

граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и

легити­мируется деятельность представительных, а также выборных институтов

власти и управления, реализуется законное право суверенитета народа и

республиканской формы правления.

В современных условиях понятие "избиратель­ный процесс" существенно обогащено за

счет формирования совокупности вспомогательных элементов: во-первых, актив­ной

законотворческой деятельностью, а также деятельностью Конституционного Суда

Российской Федерации и судов общей юрисдикции, направленной на

совершенствование, гармонизацию и систематиза­цию федерального и регионального

избирательного законодательства, унификацию юридических форм и методов

осуще­ствления избирательных действий и процедур, обеспечение и защиту

конституционных избирательных прав граждан; во-вторых, разработки, принятия и

реализации мероприятий фе­деральной и региональных целевых программ повышения

пра­вовой культуры избирателей и организаторов выборов, про­фессионализации

деятельности избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса;

в-третьих, организации избирательного процесса на началах политической

состязатель­ности, прозрачности избирательных действий и процедур

[3].

Конституционные принципы организации избирательного процесса как руководящие и

направляющие начала организа­ции и проведения выборов в рамках соответствующей

избирательной системы нацелены, в частности, на обеспечение кон­ституционного

равноправия граждан и их права избирать и быть избранными в органы

государственной власти и органы местно­го самоуправления, представительного

характера законодатель­ного органа государственной власти, проведе­ние выборов

на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и

сроки, установленные конституцией и закона­ми

[4].

Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно

категория избирательного законодательства и практики его применения, в том

числе судебной, использует­ся в широком и узком значении и его конкретное

использова­ние предопределяется временными рамками (начала и оконча­ния) его

структурного раскрытия (развертывания) в виде пос­ледовательности стадий

избирательного процесса. Термин "избирательный процесс" поглощает содержа­ние

термина "избирательная кампания'" как периода со дня официального

опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа

государственной власти, в том чис­ле суда, органа местного самоуправления о

назначении выбо­ров до дня официального опубликования результатов выбо­ров,

т.к. связан с необходимостью принятия уполномо­ченным на то органом или

должностным лицом в установлен­ные конституцией, уставом, законом сроки и

порядке реше­ния о назначении даты выборов и его направлении для

офици­ального опубликования. В узком смысле "избирательный про­цесс" как

формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий,

обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии,

в свою оче­редь, включают в себя совокупность конкретных избиратель­ных

процедур и избирательных действий. Демократический избиратель­ный процесс —

это часть политического процесса и режима, установленного в стране, и

непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии,

образующих со­циально-политическую и социокультурную инфраструктуру

реализации избирательных прав граждан. Кроме того, до нача­ла конкретной

избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и процедур,

благодаря которым избира­тельный процесс является не только юридической

техникой организации голосования, но и институтом, обеспечивающим

политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность

власти.

§2. Понятие стадий избирательного процесса

Наряду с общем логическим единством избирательного процесса необходимо

отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами,

целями и методами осуществления. Избирательный про­цесс в Российской

Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий,

состоящих из конкретных изби­рательных процедур и избирательных действий.

Стадии изби­рательного процесса — это этапы организации и проведения выборов,

в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия,

а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав

граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность,

завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании

представительного органа, избра­нии выборного должностного лица. Только

совокупность юри­дически необходимых и достаточных процедур и действий,

стадий как элементов избирательного процесса может обеспе­чить

конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов

(принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного

самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том

числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и

составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов,

избирательных участков, 3) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение

кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная аги­тация; 7)

голосование и определение итогов голосования, ре­зультатов выборов и их

опубликование; 8) проведение в предусмотренных за­коном случаях повторного

голосования, повторных выборов, выборов депутатов и должностных лиц вместо

выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного

процесса.[5]

Функциональное назначение стадий избирательного про­цесса состоит в

обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию

выполнения разнообразных изби­рательных действий и процедур, которые

обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих вы­борных

лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий,

вспомогательный (технологиче­ский) характер. Так, проведение выборов

невозможно без сво­евременного их финансирования. В этих условиях основные

технологические элементы организации избирательного про­цесса в том или ином

объеме своих функциональных характе­ристик обслуживают соответствующие стадии

избирательного процесса.

Время избирательных действий (сроки выполнения изби­рательных и процедур в

рамках стадий избирательного про­цесса избирательной кампании) — это

одновременно полити­ческое и юридическое время. Время является неотъемлемым

элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет

самостоятельное технологическое и юридичес­кое значение. С ним связано

возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных

правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предме­та

правового регулирования, рассматривается в качестве по­литического ресурса

избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого

существенно ог­раничивает потенциальные возможности конкретных участни­ков

избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида

выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о

выборах календар­ный план мероприятий по подготовке и проведению выборов.

Избирательный календарь фактически и юридически регламен­тирует сроки

осуществления отдельных избирательных дей­ствий и процедур на той или иной

стадии избирательного про­цесса.

Наряду с технологическими компонентами (сроки, финан­сирование и др.)

собственно структурными элементами основ­ных стадий избирательного процесса

являются избирательные процедуры и избирательные действия. Избирательные

проце­дуры — это конкретный порядок совершения (выполнения) пре­дусмотренных

избирательным законодательством совокупно­сти действий, принятия

соответствующими избирательными ко­миссиями решений, которые обеспечивают

реализацию изби­рательных прав участников выборов на соответствующих стадиях

избирательного процесса.

Избирательные действия по характеру своего включения в структуры

избирательной процедуры и стадии избиратель­ного процесса являются их

первичной организационно-право­вой клеточкой, обеспечивая в ходе выборов их

динамичное развертывание и завершение. В избирательном законодатель­стве в

рамках большинства стадий избирательного процесса закрепляются как требования

(критерии) для совершения из­бирательных действий, так и определенные

организационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных

избирательных процедур, которые с учетом соблюдения соот­ветствующих сроков

их выполнения в совокупности обеспечи­вают функциональную завершенность

соответствующей стадии избирательного процесса, переход от одной стадии к

другой, вплоть до последней — определения и опубликования резуль­татов

выборов. Обязательные и (или) факультативные избира­тельные процедуры, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5