бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Избирательный процесс в РФ бесплатно рефераты

также их сочетание на различных ста­диях избирательного процесса закрепляются

по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультативная

избирательная процедура может стать обязательной (основной). Требования

(критерии), предъявляемые к структурным эле­ментам стадии избирательного

процесса, выражаются в необ­ходимости соблюдения как сроков совершения

избирательных действий, выполнения избирательных процедур и

продолжи­тельности стадии избирательного процесса, так и определен­ных

количественных соотношений (пропорций) показателей избирательного процесса,

предусмотренных законом. При не­выполнении основного процедурного варианта в

действие вво­дится дополнительный (факультативный) процедурный вари­ант,

обеспечивающий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные

законом сроки, при этом выполненные с нарушением требований закона

избирательные действия и избирательные процедуры являются незаконными.

Избирательное законодательство, по существу, представ­ляет собой каталог

юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий

их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения

обеспечи­вают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса

к последующим, вплоть до опубликования официаль­ных результатов выборов в

средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных

процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми

наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и

соблюдении предусмотренных зако­ном сроков и правил их осуществления.

Выполненные с нарушением тре­бований закона избирательные действия и

процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени)

являются юридически ничтожными, не имеют юридической силы и, следовательно,

не порождают позитив­ных юридических последствий.

Глава 2. Стадии избирательного процесса

§ 1. Назначение выборов

Одной из основных стадий избиратель­ного процесса, обеспечивающей

периодичность проведения вы­боров соответствующего уровня, является порядок

назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а

также порядок ротации состава депутатов регио­нального законодательного

(представительного) органа государ­ственной власти. Конституция Российской

Федерации закреп­ляет порядок назначения выборов только в федеральные орга­ны

государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных

выборов закрепляется в конституциях (уста­вах), законах субъектов Российской

Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации" особо подчерк­нут обязательный характер

назначения выборов и усилены га­рантии избирательных прав граждан при

отсутствии закона субъекта Российской Федерации о выборах, закреплен

уни­фицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен

перечень субъектов права назначения вы­боров.

Во-первых, выборы органов или выборных лиц являются обязательными и

проводятся в сроки, установленные Консти­туцией Российской Федерации,

федеральными конституцион­ными законами, федеральными законами,

конституциями, ус­тавами, законами субъектов Российской Федерации, уставами

муниципальных образований.

Во-вторых, выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в

соответствии со сроками, установ­ленными указанными нормативными правовыми

актами.

В целом в федеральном и региональном избирательном за­конодательстве

закреплено несколько основных моделей ре­гулирования порядка назначения

выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы

соответ­ствующего уровня (или уровней) назначаются законодатель­ным

(представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом

государственной власти, представи­тельным органом местного самоуправления

либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других

моделей выборы в случаях, предусмотренных закона­ми, проводятся Центральной

избирательной комиссией Россий­ской Федерации, избирательной комиссией

субъекта Российс­кой Федерации либо дата проведения региональных и

муници­пальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит

временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).

Порядок назначения выборов в федеральные органы госу­дарственной власти включает

порядок назначения общих и дос­рочных выборов депутатов Государственной Думы

Федераль­ного собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст.

96), Федеральным законом от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы

на­значает Президент и днем выборов является первое воскресе­нье после

истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума

прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не

менее че­тырех месяцев. В случае если Президент не назначит выборы в срок,

установленный законом, выборы проводятся Централь­ной избирательной комиссией

Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в

котором исте­кают полномочия Государственной Думы. При роспуске

Госу­дарственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Кон­ституцией,

Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае

является последнее вос­кресенье перед истечением трех месяцев со дня ее

роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом,

сокращаются на четверть. В случае если Президент, рас­пустив Государственную

Думу, не назначит выборы, они про­водятся Центральной избирательной комиссией

Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня

роспуска Думы (ст. 4).[6]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и

Федеральным законом от 17 мая 1995 года "О выборах Президента Российской

Федерации" выборы Президента назнача­ет Совет Федерации как верхняя палата

федерального парла­мента и днем выборов является первое воскресенье после

ис­течения конституционного срока, на который был избран Пре­зидент, при этом

исчисление конституционного срока, на ко­торый он был избран, начинается со дня

его избрания; срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее

четы­рех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит вы­боры в срок,

установленный законом, выборы проводятся Цен­тральной избирательной комиссией

Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в

кото­ром истекают полномочия Президента. При прекращении Пре­зидентом

исполнения своих полномочий до истечения консти­туционного срока в случаях и

порядке, предусмотренных Кон­ституцией, Совет Федерации назначает досрочные

выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье

перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих

полномочий Президентом; в этом случае сроки избирательных действий,

установленные федеральным законом, сокращаются на четверть. В случае если Совет

Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит

выборы, они проводятся Централь­ной избирательной комиссией Российской

Федерации в после­днее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня

отре­шения Президента от должности (ст. 4).

[7]

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов

депутатов законодательных (представитель­ных) органов, глав исполнительных

органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и

основыва­ется на положениях "рамочного" федерального избирательно­го

законодательства, тем не менее по ряду своих аспектов отличается; при этом в

некоторых законах содержатся поло­жения о порядке назначения первых и

последующих выборов.

Порядок назначения общих выборов депутатов законода­тельного

(представительного) органа государственной власти субъектов Российской

Федерации предусматривает предостав­ление права их первоначального назначения

главе исполни­тельной власти (Свердловская область) либо законодательному

(представительному) органу государственной власти (Тамбовская область). При

этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В

случае если общие выборы не назначены представительным органом в

установленный законом срок, то назначить их впра­ве глава администрации (в

Рязанской области закреплено, что в случае непринятия областной Думой

соответствующего ре­шения глава администрации не позднее чем за 100 дней до

истечения срока ее полномочий принимает решение о назна­чении выборов; в

Омской области выборы назначаются главой администрации по представлению

Избирательной комиссии области) или комиссия субъекта Российской Федерации

(Тамбовская область).

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных

прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с

изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999

года № 55 – ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления выборы должны быть назначены не

позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий, а голосование

должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70

дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Тем субъектам Российской Федерации, которые наделили переходящими

полномочиями по назначению выборов глав администраций, придется вносить в

свои законодательные акты необходимые изменения и дополнения, т.к. названный

Федеральный закон однозначно передал право назначения первоначальных и

досрочных выборов в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное

лицо не назначит выборы в установленные сроки и в соответствии с

установленном порядком, соответствующим избирательным комиссиям.

Избирательная комиссия назначает выборы на первое или второе воскресенье

месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов либо,

соответственно не позднее чем на 180 день со дня досрочного прекращения

полномочий органа или депутатов.

Федеральным законом предусмотрен случай когда и избирательная комиссия не

назначит выборы или она отсутствует и не может быть сформирована в порядке,

предусмотренном законодательством. В этом случае выборы назначаются

соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей,

избирательных объединений (блоков), органов государственной власти и местного

самоуправления, прокурора.

Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления

существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального

уровней, что в ряде случаев обусловлено неразвитостью или противоречивостью

правовой основы организации системы местного самоуправле­ния, особенностями

порядка назначения и проведения муници­пальных выборов. В основном

используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка

назначения муниципальных выборов.

В законах закрепляется централизованный, децентрали­зованный и смешанный порядок

назначения выборов. Так, в рамках централизованного порядка ряд элементов

организа­ции избирательного процесса носит сквозной, обслуживающий

(технологический) характер — выборы депутатов представи­тельного органа

местного самоуправления и главы муниципаль­ного образования назначаются

региональным законодательным органом государственной власти не позднее трех

месяцев до окончания срока полномочий действующих органов местного

самоуправления (Тамбовская область, Республика Саха)

[8].

В рамках децентрализованного порядка выборы как пред­ставительного органа,

так и главы муниципального образова­ния и иных должностных лиц местного

самоуправления назна­чает сам представительный орган местного самоуправления

не позднее чем за определенное количество дней до дня прове­дения выборов или

же срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.

Норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона, обязывающая официально

публиковать решения о назначении выборов, не учитывает специфику жизни

небольших муниципальных образований (сельсовет, волость, поссовет и т. п.),

местные органы самоуправления которых не имеют собственных печатных изданий,

а большинство жителей в современных условиях не выписывают газет. Поэтому

последнее предложение пункта 1 следует изложить, примерно, в следующей

редакции: «Указанное решение подлежит опубликованию в средствах массовой

информации или доводится до сведений избирателей иным путем (листовки,

плакаты, объявления, извещения и т. д.) не позднее, чем за 5 дней после его

принятия».

Следует отметить, что в действующем Федеральном законе в отличие от ранее

действовавшего имеются нормы, запрещающие изменение (увеличение или

уменьшение) срока полномочий действующих органов, избранных должностных лиц или

депутатов, а также предусматривающие обязательность проведения выборов и

регламентирующие порядок их назначения (статьи 8 – 10).

[9] В связи с этим вызывает недоумение отсутствие должной реакции органов

прокуратуры на решение законодательных органов Белгородской области и города

Москвы на перенос сроков соответственно главы администрации области и мэра

города с декабря 1999 года на май 1999 года и июня 2000 года на декабрь 1999

года.

§2. Составление списков избирателей

При проведении выборов в целях реа­лизации прав избирателей, ознакомления их

с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими

избирательными комиссиями состав­ляются списки избирателей на осно­вании

сведений, полученных с использованием государствен­ной системы регистрации

(учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом

"Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", федеральны­ми конституционными законами, иными

федеральными зако­нами, законами субъектов Российской Федерации, уставами

муниципальных образований.

В списки избирателей на изби­рательных участках включаются граж­дане

Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным

избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправ­ления в списки

изби­рателей в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации

и соответствую­щими им федеральными законами, законами субъектов Российской

Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет,

не признаны судом недееспо­собными, не содержатся в местах лишения свободы по

приго­вору суда и которые постоянно или преимущественно прожи­вают на

территории муниципального образования, где прово­дятся выборы. Однако, если

пункт 8 статьи 4 федерального закона предоставляет в соответствии с

международными договорами и соответствующими Федеральными законами, законами

субъектов Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим

на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления на тех условиях, что и

граждане Российской Федерации, то пункт 4 статьи 18 данного закона обязывает

включать в списки избирателей на местных выборах иностранных граждан,

постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего

муниципального образования, а значит предоставлять им активное избирательное

право. Неуместно, на мой взгляд, и ссылка в приведенных выше нормах на законы

субъектов Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом «в» статьи

71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав граждан

относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Основанием для включения гражданина Российской Феде­рации в список

избирателей на кон­кретном избирательном участке явля­ется факт его

постоянного или преимущественного, а в случа­ях, предусмотренных федеральным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5