Реферат: Избирательный процесс в РФ
также их сочетание на различных стадиях избирательного процесса закрепляются
по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультативная
избирательная процедура может стать обязательной (основной). Требования
(критерии), предъявляемые к структурным элементам стадии избирательного
процесса, выражаются в необходимости соблюдения как сроков совершения
избирательных действий, выполнения избирательных процедур и
продолжительности стадии избирательного процесса, так и определенных
количественных соотношений (пропорций) показателей избирательного процесса,
предусмотренных законом. При невыполнении основного процедурного варианта в
действие вводится дополнительный (факультативный) процедурный вариант,
обеспечивающий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные
законом сроки, при этом выполненные с нарушением требований закона
избирательные действия и избирательные процедуры являются незаконными.
Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог
юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий
их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения
обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса
к последующим, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в
средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных
процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми
наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и
соблюдении предусмотренных законом сроков и правил их осуществления.
Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и
процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени)
являются юридически ничтожными, не имеют юридической силы и, следовательно,
не порождают позитивных юридических последствий.
Глава 2. Стадии избирательного процесса
§ 1. Назначение выборов
Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей
периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок
назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а
также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного
(представительного) органа государственной власти. Конституция Российской
Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы
государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных
выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской
Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" особо подчеркнут обязательный характер
назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при
отсутствии закона субъекта Российской Федерации о выборах, закреплен
унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен
перечень субъектов права назначения выборов.
Во-первых, выборы органов или выборных лиц являются обязательными и
проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований.
Во-вторых, выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в
соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми
актами.
В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве
закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения
выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы
соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным
(представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом
государственной власти, представительным органом местного самоуправления
либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других
моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией
субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и
муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит
временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).
Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает
порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы
Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст.
96), Федеральным законом от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы
назначает Президент и днем выборов является первое воскресенье после
истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума
прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не
менее четырех месяцев. В случае если Президент не назначит выборы в срок,
установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в
котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске
Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией,
Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае
является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня ее
роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом,
сокращаются на четверть. В случае если Президент, распустив Государственную
Думу, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня
роспуска Думы (ст. 4).[6]
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и
Федеральным законом от 17 мая 1995 года "О выборах Президента Российской
Федерации" выборы Президента назначает Совет Федерации как верхняя палата
федерального парламента и днем выборов является первое воскресенье после
истечения конституционного срока, на который был избран Президент, при этом
исчисление конституционного срока, на который он был избран, начинается со дня
его избрания; срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее
четырех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит выборы в срок,
установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в
котором истекают полномочия Президента. При прекращении Президентом
исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и
порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации назначает досрочные
выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье
перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих
полномочий Президентом; в этом случае сроки избирательных действий,
установленные федеральным законом, сокращаются на четверть. В случае если Совет
Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит
выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня
отрешения Президента от должности (ст. 4).
[7]
Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов
депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных
органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и
основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного
законодательства, тем не менее по ряду своих аспектов отличается; при этом в
некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и
последующих выборов.
Порядок назначения общих выборов депутатов законодательного
(представительного) органа государственной власти субъектов Российской
Федерации предусматривает предоставление права их первоначального назначения
главе исполнительной власти (Свердловская область) либо законодательному
(представительному) органу государственной власти (Тамбовская область). При
этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В
случае если общие выборы не назначены представительным органом в
установленный законом срок, то назначить их вправе глава администрации (в
Рязанской области закреплено, что в случае непринятия областной Думой
соответствующего решения глава администрации не позднее чем за 100 дней до
истечения срока ее полномочий принимает решение о назначении выборов; в
Омской области выборы назначаются главой администрации по представлению
Избирательной комиссии области) или комиссия субъекта Российской Федерации
(Тамбовская область).
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999
года № 55 – ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления выборы должны быть назначены не
позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий, а голосование
должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70
дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Тем субъектам Российской Федерации, которые наделили переходящими
полномочиями по назначению выборов глав администраций, придется вносить в
свои законодательные акты необходимые изменения и дополнения, т.к. названный
Федеральный закон однозначно передал право назначения первоначальных и
досрочных выборов в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное
лицо не назначит выборы в установленные сроки и в соответствии с
установленном порядком, соответствующим избирательным комиссиям.
Избирательная комиссия назначает выборы на первое или второе воскресенье
месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов либо,
соответственно не позднее чем на 180 день со дня досрочного прекращения
полномочий органа или депутатов.
Федеральным законом предусмотрен случай когда и избирательная комиссия не
назначит выборы или она отсутствует и не может быть сформирована в порядке,
предусмотренном законодательством. В этом случае выборы назначаются
соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей,
избирательных объединений (блоков), органов государственной власти и местного
самоуправления, прокурора.
Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления
существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального
уровней, что в ряде случаев обусловлено неразвитостью или противоречивостью
правовой основы организации системы местного самоуправления, особенностями
порядка назначения и проведения муниципальных выборов. В основном
используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка
назначения муниципальных выборов.
В законах закрепляется централизованный, децентрализованный и смешанный порядок
назначения выборов. Так, в рамках централизованного порядка ряд элементов
организации избирательного процесса носит сквозной, обслуживающий
(технологический) характер — выборы депутатов представительного органа
местного самоуправления и главы муниципального образования назначаются
региональным законодательным органом государственной власти не позднее трех
месяцев до окончания срока полномочий действующих органов местного
самоуправления (Тамбовская область, Республика Саха)
[8].
В рамках децентрализованного порядка выборы как представительного органа,
так и главы муниципального образования и иных должностных лиц местного
самоуправления назначает сам представительный орган местного самоуправления
не позднее чем за определенное количество дней до дня проведения выборов или
же срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.
Норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона, обязывающая официально
публиковать решения о назначении выборов, не учитывает специфику жизни
небольших муниципальных образований (сельсовет, волость, поссовет и т. п.),
местные органы самоуправления которых не имеют собственных печатных изданий,
а большинство жителей в современных условиях не выписывают газет. Поэтому
последнее предложение пункта 1 следует изложить, примерно, в следующей
редакции: «Указанное решение подлежит опубликованию в средствах массовой
информации или доводится до сведений избирателей иным путем (листовки,
плакаты, объявления, извещения и т. д.) не позднее, чем за 5 дней после его
принятия».
Следует отметить, что в действующем Федеральном законе в отличие от ранее
действовавшего имеются нормы, запрещающие изменение (увеличение или
уменьшение) срока полномочий действующих органов, избранных должностных лиц или
депутатов, а также предусматривающие обязательность проведения выборов и
регламентирующие порядок их назначения (статьи 8 – 10).
[9] В связи с этим вызывает недоумение отсутствие должной реакции органов
прокуратуры на решение законодательных органов Белгородской области и города
Москвы на перенос сроков соответственно главы администрации области и мэра
города с декабря 1999 года на май 1999 года и июня 2000 года на декабрь 1999
года.
§2. Составление списков избирателей
При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их
с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими
избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании
сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации
(учета) избирателей.
Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане
Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным
избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки
избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации
и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет,
не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по
приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на
территории муниципального образования, где проводятся выборы. Однако, если
пункт 8 статьи 4 федерального закона предоставляет в соответствии с
международными договорами и соответствующими Федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим
на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления на тех условиях, что и
граждане Российской Федерации, то пункт 4 статьи 18 данного закона обязывает
включать в списки избирателей на местных выборах иностранных граждан,
постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего
муниципального образования, а значит предоставлять им активное избирательное
право. Неуместно, на мой взгляд, и ссылка в приведенных выше нормах на законы
субъектов Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом «в» статьи
71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав граждан
относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список
избирателей на конкретном избирательном участке является факт его
постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|