бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Теория анархии и теория правового государства применительно к России бесплатно рефераты

честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический

плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные

установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих

идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением

демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей

приверженности к той или иной политической организации. Отсюда становится

понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну

идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и

свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается

акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед

гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность

обретает реальный характер только при наличии соответствующих

нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных

лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие

санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное

положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны

обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами

непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве

признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми

способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33, 45 часть 2 Конституции

Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным

перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои

незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59

Конституции Российской Федерации).

Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает развиваться.

Существенной проблемой остается приведение национальных законодательств

и политической практики в соответствие с международными стандартами Прав

человека.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главным свойством правого

государства должно быть режим законности, из которого вытекает концепция

примата прав человека, неразрывность прав и обязанностей, верховенства закона,

теория разделения властей и ее составная часть: система сдержек и противовесов.

§3. Гражданское общество.

Понятие “гражданское общество”достаточно старо. Оно имеет свою неповторимую

историю. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо,

Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и

описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о

гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании

повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный

суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на

свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода

каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3)

самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но

взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют

базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан,

гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных

индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый

замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку,

поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством

[14].

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где

достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической,

политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное

движение общества вперед.

В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено

по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная идея,

конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это

ü наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное

или коллективное владение);

ü наличие развитой многообразной структуры, отражающей

многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной

демократии;

ü высокий уровень интеллектуального, психологического развития

членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или

иной институт гражданского общества;

ü законообеспеченность населения, то есть функционирование

правового государства;

Предпочтение автор отдает этому определению: гражданское общество - это такое

общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии,

союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и

государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при

наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент,

сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и прочие

[15].

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие

организации и институты демократического общества не зависят от правительства

для своего существования, законности и авторитета. При существовании

гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных

сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на

частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый

гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует

государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные

социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они

могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным

людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества.

Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно

оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с

государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством,

при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

ü Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное

или коллективное владение).

ü Наличие развитой многообразной структуры, отражающей

многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной

демократии.

ü Высокий уровень интеллектуального, психологического развития

членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или

иной институт гражданского общества.

ü Законообеспеченность населения, т.е. функционирование

правового государства[16]

.

Гражданское общество провозглашает свое доминирующее положение на

государством, объявляя его своим орудием, направленным на совершение

социального компромисса. Что же касается внутреннего содержания, то в таком

обществе должны быть реально воплощены принципы равенства и свободы. Следует от

свойств и сущности понятия перейти к его структуре.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений,

которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также

разветвленную систему независимых от государства общественных институтов,

реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку

повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского

общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим

образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие

жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения,

составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности

реализуются через такие общественные институты, как профессиональные,

потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном

совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс

социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические

и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей.

Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как

семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы,

спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют

политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в

политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических

предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает

сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические

предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов,

политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих,

осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни

все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали.

Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино

общество и определяет основные характеристики как экономической, так и

политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции

гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления

более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкой

личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное

пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от

друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -

цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что

сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей.

Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи

индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и

прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права

гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если

в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого

существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором

случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия

существования как гражданского общества, так и прав государства выступает

личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря

признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

Понимание уровней взаимодействия гражданского общества важно для построения и

понимания будущего такого общества. Важным условием для формирования

гражданского общества так же является осознание всех членов общества

фундаментальных задач гражданского общества. А главная задача – следовать

главным принципам этого общества, которые перечислялись выше. Многоуровневая

организация взаимоотношений элементарных частиц (личностей) гражданского

общества дает возможность наиболее полно реализовать задачи гражданского

общества в нем, путем наибольшего охвата различных социальных групп.

От уровней взаимодействия в гражданском обществе и принципов следует перейти

к признакам понятия.

Ряд авторов выделяют следующие признаки гражданского общества:

ü наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

ü самоуправляемость;

ü конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

ü свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

ü всеобщая информированность и прежде всего реальное

осуществление права человека на информацию;

ü жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе

координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе

принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных

нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются

учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно

сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое

построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые

его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый

самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же

время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть

согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в

основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”.

Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода

столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно

приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе,

гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких

правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение

своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы,

партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на

определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что

некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества

в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной

целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского

общества следующее:

ü возникновение гражданского общества на определенных основаниях,

не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества

создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

ü недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими

членами общества[17]

.

Гражданское общество – явление эволюционное и закономерное. Его нельзя просто

взять и создать. Требуется усилия многих поколений, для воплощения теории в

жизнь. Оно вырастает из общества традиционного, но в самом традиционном

обществе создаются институты будущего, гражданского общества. Таким образом,

сейчас мы живем в переходном обществе.

Гражданское общество – это не общество минус государство. Гражданское

общество – новое социальное устройство общество, в котором конфликт

«государство-общество» просто отсутствует, за счет специальных механизмов

регулирования сообщества и особого правосознания, источника политической

власти, которым является общество.

§4.Социальное государство.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — нача­ле XX вв.

(то есть позднее идеи правового государства) как результат объек­тивных

социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржу­азного общества,

когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и

принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8