Курсовая: Теория анархии и теория правового государства применительно к России
честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический
плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные
установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих
идеологических концепций.
Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением
демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей
приверженности к той или иной политической организации. Отсюда становится
понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну
идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.
Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак
правового государства. В недемократическом государстве признается только
ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и
свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается
акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед
гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность
обретает реальный характер только при наличии соответствующих
нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных
лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие
санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).
Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное
положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны
обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами
непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве
признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33, 45 часть 2 Конституции
Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным
перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои
незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59
Конституции Российской Федерации).
Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает развиваться.
Существенной проблемой остается приведение национальных законодательств
и политической практики в соответствие с международными стандартами Прав
человека.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главным свойством правого
государства должно быть режим законности, из которого вытекает концепция
примата прав человека, неразрывность прав и обязанностей, верховенства закона,
теория разделения властей и ее составная часть: система сдержек и противовесов.
§3. Гражданское общество.
Понятие “гражданское общество”достаточно старо. Оно имеет свою неповторимую
историю. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо,
Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и
описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о
гражданском обществе.
Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании
повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный
суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на
свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода
каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3)
самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но
взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют
базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан,
гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных
индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый
замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку,
поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством
[14].
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где
достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической,
политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное
движение общества вперед.
В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено
по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная идея,
конечно же, у них одна.
Гражданское общество - это
ü наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное
или коллективное владение);
ü наличие развитой многообразной структуры, отражающей
многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии;
ü высокий уровень интеллектуального, психологического развития
членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества;
ü законообеспеченность населения, то есть функционирование
правового государства;
Предпочтение автор отдает этому определению: гражданское общество - это такое
общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии,
союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и
государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при
наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент,
сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и прочие
[15].
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие
организации и институты демократического общества не зависят от правительства
для своего существования, законности и авторитета. При существовании
гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных
сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на
частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый
гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует
государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные
социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они
могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным
людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества.
Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно
оказывать влияние на принятие политических решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с
государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством,
при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:
ü Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное
или коллективное владение).
ü Наличие развитой многообразной структуры, отражающей
многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии.
ü Высокий уровень интеллектуального, психологического развития
членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества.
ü Законообеспеченность населения, т.е. функционирование
правового государства[16]
.
Гражданское общество провозглашает свое доминирующее положение на
государством, объявляя его своим орудием, направленным на совершение
социального компромисса. Что же касается внутреннего содержания, то в таком
обществе должны быть реально воплощены принципы равенства и свободы. Следует от
свойств и сущности понятия перейти к его структуре.
Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений,
которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также
разветвленную систему независимых от государства общественных институтов,
реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку
повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского
общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим
образом.
Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие
жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения,
составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности
реализуются через такие общественные институты, как профессиональные,
потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном
совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс
социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические
и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей.
Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как
семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы,
спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют
политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в
политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических
предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает
сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические
предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов,
политических партий, движений и т.д.
В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих,
осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни
все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали.
Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино
общество и определяет основные характеристики как экономической, так и
политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции
гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления
более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкой
личности.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное
пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от
друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -
цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что
сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей.
Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи
индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.
Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и
прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права
гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если
в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого
существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором
случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия
существования как гражданского общества, так и прав государства выступает
личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря
признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.
Понимание уровней взаимодействия гражданского общества важно для построения и
понимания будущего такого общества. Важным условием для формирования
гражданского общества так же является осознание всех членов общества
фундаментальных задач гражданского общества. А главная задача – следовать
главным принципам этого общества, которые перечислялись выше. Многоуровневая
организация взаимоотношений элементарных частиц (личностей) гражданского
общества дает возможность наиболее полно реализовать задачи гражданского
общества в нем, путем наибольшего охвата различных социальных групп.
От уровней взаимодействия в гражданском обществе и принципов следует перейти
к признакам понятия.
Ряд авторов выделяют следующие признаки гражданского общества:
ü наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
ü самоуправляемость;
ü конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
ü свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
ü всеобщая информированность и прежде всего реальное
осуществление права человека на информацию;
ü жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе
координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе
принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.
Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных
нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются
учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно
сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое
построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые
его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.
В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый
самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же
время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть
согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в
основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”.
Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода
столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно
приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе,
гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких
правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение
своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы,
партии.
Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на
определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что
некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества
в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной
целесообразности.
Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского
общества следующее:
ü возникновение гражданского общества на определенных основаниях,
не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества
создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;
ü недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими
членами общества[17]
.
Гражданское общество – явление эволюционное и закономерное. Его нельзя просто
взять и создать. Требуется усилия многих поколений, для воплощения теории в
жизнь. Оно вырастает из общества традиционного, но в самом традиционном
обществе создаются институты будущего, гражданского общества. Таким образом,
сейчас мы живем в переходном обществе.
Гражданское общество – это не общество минус государство. Гражданское
общество – новое социальное устройство общество, в котором конфликт
«государство-общество» просто отсутствует, за счет специальных механизмов
регулирования сообщества и особого правосознания, источника политической
власти, которым является общество.
§4.Социальное государство.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв.
(то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных
социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества,
когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и
принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|