бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Теория анархии и теория правового государства применительно к России бесплатно рефераты

Размышляя о пределах госу­дарственной власти, Д.Локк, например, среди

неотчужда­емых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое

покушение на право собственности (лишение части собственности, по­вышение

налогов) рассматривается Локком как проявление деспотиз­ма. Чтобы не допустить

злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и

исполнительную власть и подчинить за­конодателей действию ими же созданных

законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола,

по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в

гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого

общества».

Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с

правительством, и право на восстание для восстановле­ния попранной свободы.

Однако восстание не должно быть актом мень­шинства.

С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа раз­деления властей

и идеи правления законов, а не людей. Согласно Мон­тескье, главная цель

государства — примирять противоречия, возни­кающие между людьми в обществе, и

разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если

кто-то не пожелает под­чиняться правопорядку.

Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридических

доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать сис­тему светских правовых

взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы

Просвещения.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государст­ва было

поднято в теории родоначальника классической немецкой филосо­фии Иммануила

Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства,

сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно пред­ставляет собой

«объединение множества людей, подчиненных правовым за­конам»

[9]. Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое

государство», он ис­пользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое

гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное

устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского

определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь

было на­звано верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли

государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является

абсолютной цен­ностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или

ору­дия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что

ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического

императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать

подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к

существованию. Попытки власти регла­ментировать каждый шаг подданных он

рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно

руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Ис­полнительная

власть подчинена законодательной. Судебная власть на­значается исполнительной.

Тем самым должно обеспечиваться равно­весие властей, а не просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное

направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разра­ботке

теории правового государства. К числу наиболее видных представите­лей этого

направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер

(1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.),

Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот

Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической

литературе в первой трети XIX в.

Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в.

также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во

мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так

же подзаконен, как и гражда­нин. Лишь при господстве права процветает

национальное благосо­стояние, торговля и промыслы, развертываются присущие

народу «ум­ственные и нравственные силы».

В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо позже.

Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве базировалась на

трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой мысли тема правового

государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского,

А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в

работах видных правоведов и философов предоктябрь­ского периода: Н.М.

Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена,

Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чиче­рина, Н.А. Бердяева и других.

Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма.

Либерализм в России во вто­рой половине XIX в. стремился преобразовать

государственный строй Российской империи в соответствии с образцами

европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский

характер общества, политический плюрализм, все­общее избирательное право,

парламент, правовое государство и режим законности.

Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй по­ловины XIX в.

является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной ши­ротой научных интересов, и его

работы в области права не потеряли своего теоретического и практического

значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета

государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за

парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область

свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой

личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и

нравственность, — это формаль­ное начало. Его содержание дается экономическими

отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда

ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаи­модействие, в

котором, однако, право является господствующим нача­лом, ибо оно устанавливает

обязательные формы.

Другой видный представитель либерального правоведения и соци­ологической

школы права С.А. Муромцев понимал под правом право­вой порядок, который

рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему

существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной

защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное

отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения от случайного

произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор пра­вопорядка,

поскольку они направляют действия органов и лиц, кото­рые держат в своих руках

юридическую защиту отношений: админи­стративных властей, суда, субъектов

гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она

действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают

влия­ние на образование правового порядка.

В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен

подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные

черты. По мнению этого известного ученого, государст­во путем своих законов

связывает и обязывает ими не только подчи­ненных ему индивидов, но вместе с

тем, посредственно или непосредст­венно, и самое себя. Закон налагает известные

обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в

то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя

гражданам соответственные права. «Государство, в лице своей прави­тельственной

власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдель­ности, гражданин»,

[10] - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого

принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях

конституционного государ­ственного строя.

Советская государственно-правовая наука идею правового государ­ства считала

буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране

произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право,

обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.

Опираясь на научный потенциал про­шлого и настоящего, практический опыт

построения и функциониро­вания правовой государственности в современных

демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль

на­метили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов. Она

успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория претворяется в

жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями законодательства

«развитых» стран. Основное внимание в этой концепции отводится человеку как

абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и строится данное государство.

§2.Основные характеристики правового государства.

От истории следует перейти непосредственно к самой теории. Займемся этим.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик,

определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в

характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы

ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество

определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные

грани одного многоугольника.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и

независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и

где в основу организации государственной власти положен принцип разделения

законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

ü Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

ü Деятельность органов правового государства базируется на

принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

ü Взаимная ответственность личности и государства.

ü Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

ü Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в

свободном функционировании различных партий, организаций, объединений,

действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций,

течений, взглядов.

ü Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства

можно отнести следующие:

ü преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

ü выработка высокой политико-правовой грамотности;

ü появление действенной способности противостоять произволу;

ü разграничение партийных и государственных функций;

ü установление парламентской системы управления государством;

ü торжество политико-правового плюрализма;

ü выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на

эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного

спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует

человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и

свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих

начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая

ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и

экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей

государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб

демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически

равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими

чертами, которые сводятся к следующему:

ü Ему присуща государственная власть как средство проведения

внутренней и внешней политики.

ü Оно представляет собой политическую организацию общества,

основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

ü Располагает специальным государственным механизмом.

ü Обладает определенной административно-территориальной

организацией на своей территории.

ü Существует благодаря налогам и другим сборам.

ü Обладает государственным суверенитетом.

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую, социальную и

нравственную.

Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной,

коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в

одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель

выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало

государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые

экономически обеспечивают господство права, равенство участников

производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его

саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек

и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей

создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих

творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные

права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы

гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это

выражается в демократических методах государственного управления,

справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во

взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к

различным религиозным мировоззрениям.

Это основные характеристики правового государства, которые раскрывают в общих

чертах суть этого понятия. Следует остановиться подробнее на каждом из

слагаемых правового государства.

Остановимся на краеугольном камне государственного аппарата по теории

правового государства: системе разделения властей.

Перед теоретиками права стояла сложная задача: создание такого

государственного механизма, при котором будет сведена к минимуму угроза

установления диктатуры. Так была создана Теория разделения властей. В чем суть

её?

Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей

(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица

чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна свобода

личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной

абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть

разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8