бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Теория анархии и теория правового государства применительно к России бесплатно рефераты

верховенства законодательства республик; устанавливаются собственные судебные

системы (предмет исключительного ведения Российской Федерации);

провозглашается право назначения высших должностных лиц в республике

высшими органами власти республик (приоритет Российской Федерации); покушение

на совместные предметы ведения Российской Федерации и республик (относят

исключительно к ведению республик).

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.)

закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов

на всей территории России. Ст.15 гласит: "Конституция Российской Федерации

имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия

конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов

краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие

становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо

обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных

нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,

автономной области, автономных округов Конституции

Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет

Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской

Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает

дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов,

нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций

республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов

Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов

государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти

Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов

Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А

также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной

власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими

государственными органами субъектов Российской Федерации.

В современном демократическом государстве эффективность правового закона

сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное

значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и

выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными

актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы,

инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут

быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности

или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как

соответствующие конституции и иным законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В странах

Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией

европейского экономического пространства, получает все большее признание, и

выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища,

отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности,

которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это -

социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного

и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический

плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства.

Социально-экономические гарантии законности - многообразие форм

собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им

равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться

своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые

условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим

гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или

подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом

закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих

соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к

юридической ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы

граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных

организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав

человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в

регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы

граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих

нарушенных прав.

Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но

у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения

законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое

государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,

выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового

государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных

структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и

их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к

превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность

которой не зависит от отношения к ней.

Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть подробнее

остановиться на праве вышеупомянутого государства.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях

цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая

свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью

государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества

как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного

регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в

нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать

оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и

духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из

жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”,

“справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим

“право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о

законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий

порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость

[12].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли,

согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с

твердыми критериями правового и неправого. Право, как и государство, призвано

служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям

общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не

отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные

органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся

инструментом политики или, как утверждала марксистская теория, “волей

господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке, связанной с

классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной

властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само

стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои

установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается не

ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на

обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право

ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства

относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,

направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности.

Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в

соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе

политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.

Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают

такие методы правового регулирования общественных отношений, которые

соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.

Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения

политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов,

социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной

работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение,

разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике

способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по

сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально

определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично

распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать

вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание,

опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из

важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы

политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику

государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права,

так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими

только ему[13]

.

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития российского общества совершенствование

правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его

демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении

государства.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и широкий

аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим

законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека

недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно

обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное

значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни

общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных

гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии

Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит

из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и

равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и

должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Декларация также

провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту,

задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту

закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также

указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную

жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну

корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы человека,

которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли,

совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право

убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный

выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и

т. д.).

В числе международных документов о правах человека также следует указать

Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое

значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая

Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное

положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека,

имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно

порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Перечень прав и

свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в

конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической

защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности.

Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство

признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в

совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном

порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел, по которым может быть

вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд

присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции

Российской Федерации.

Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности

охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю

(ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом

экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной

конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного

развития рыночной экономики.

К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан,

и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в преступлениях

геноцида, различных способах расовой дискриминации, преступлениях апартеида,

военных преступлениях.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового

государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в

условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических

организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8