Курсовая: Теория анархии и теория правового государства применительно к России
верховенства законодательства республик; устанавливаются собственные судебные
системы (предмет исключительного ведения Российской Федерации);
провозглашается право назначения высших должностных лиц в республике
высшими органами власти республик (приоритет Российской Федерации); покушение
на совместные предметы ведения Российской Федерации и республик (относят
исключительно к ведению республик).
В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.)
закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов
на всей территории России. Ст.15 гласит: "Конституция Российской Федерации
имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия
конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие
становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо
обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных
нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов Конституции
Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет
Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской
Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает
дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов,
нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти
Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А
также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной
власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими
государственными органами субъектов Российской Федерации.
В современном демократическом государстве эффективность правового закона
сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное
значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и
выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными
актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы,
инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут
быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности
или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как
соответствующие конституции и иным законам.
Идея единого правового пространства становится национальной. В странах
Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией
европейского экономического пространства, получает все большее признание, и
выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища,
отношениями между правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности,
которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это -
социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.
Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного
и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический
плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства.
Социально-экономические гарантии законности - многообразие форм
собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им
равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться
своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые
условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим
гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или
подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом
закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих
соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к
юридической ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы
граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных
организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав
человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в
регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы
граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих
нарушенных прав.
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но
у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения
законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое
государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,
выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового
государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных
структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и
их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к
превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность
которой не зависит от отношения к ней.
Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть подробнее
остановиться на праве вышеупомянутого государства.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях
цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной
организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая
свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью
государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества
как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного
регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в
нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать
оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и
духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из
жизни людей.
Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”,
“справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим
“право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о
законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий
порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость
[12].
Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы
упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли,
согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с
твердыми критериями правового и неправого. Право, как и государство, призвано
служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям
общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не
отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные
органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся
инструментом политики или, как утверждала марксистская теория, “волей
господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке, связанной с
классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной
властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само
стать негативным фактором, реакционной силой.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои
установления. Право не существует без государства, оно является его
непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается не
ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –
правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на
обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и
выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя
структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право
ни в коем случае не является универсальным средством организации
государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой
государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства
относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,
направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности.
Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в
соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе
политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.
Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают
такие методы правового регулирования общественных отношений, которые
соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.
Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения
политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов,
социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной
работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение,
разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике
способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по
сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально
определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично
распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать
вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание,
опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из
важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы
политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику
государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права,
так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими
только ему[13]
.
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную
конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить
государство.
На современном этапе развития российского общества совершенствование
правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его
демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении
государства.
Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и широкий
аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим
законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека
недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное
значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни
общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных
гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии
Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит
из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и
равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Декларация также
провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту,
задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту
закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также
указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную
жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну
корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы человека,
которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли,
совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право
убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный
выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и
т. д.).
В числе международных документов о правах человека также следует указать
Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.
В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое
значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая
Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное
положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека,
имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно
порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Перечень прав и
свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в
конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической
защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности.
Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство
признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в
совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном
порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел, по которым может быть
вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд
присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции
Российской Федерации.
Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и
политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности
охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю
(ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом
экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной
конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного
развития рыночной экономики.
К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан,
и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в преступлениях
геноцида, различных способах расовой дискриминации, преступлениях апартеида,
военных преступлениях.
Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового
государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в
условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических
организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|