бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Система права и система законодательства бесплатно рефераты

лицам. Однако возмещение расхо­дов на эти услуги процессуальным законом не

предус­мотрено. Поэтому, например, истец, понесший расходы на юридическую

помощь, хотя и выигрывал дело, не мог взыскать такие расходы с ответчика. В

настоящее время в судебной практике при рассмотрении подобных дел

используется аналогия закона: правило ст. 91 ГПК РСФСР, предусматривающей

возможность взыскания расходов по оплате юридической помощи адвокатов -

членов юри­дической консультации, признается правовым основани­ем для

возмещения расходов по оплате помощи, оказан­ной юридическими фирмами.

Заметим, что в связи с возрождением в России част­ного права и расширением

гражданских свобод сфера применения аналогии закона соответственно сужается.

Об этом говорит определение аналогии в Гражданском кодексе Российской

Федерации: в ч. 1 ст. 6 зафиксиро­вано, что в случаях, когда «отношения прямо

не урегу­лированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует

применимый к ним обычай делового оборо­та, к таким отношениям, если это не

противоречит их существу, применяется гражданское законодательство,

регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». В гражданском праве,

следовательно, для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы,

прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения

сторон и применимого к спорно­му случаю обычая делового оборота.

Аналогия права - это применение к не урегулирован­ному в конкретной норме

спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих

начал и смысла законодательства.

Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права

(общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют

непосредст­венно регулирующую функцию и выступают единствен­ным нормативно-

правовым основанием правоприменительного решения.

Применение аналогии права, таким образом, обосно­вано при наличии двух

условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы,

регулирующей сходные отношения, что не дает возмож­ности использовать

аналогию закона.

Новое гражданское законодательство внесло неко­торые изменения в процедуру

применения аналогии права. В ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ записано:

«При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон

определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства

(аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».

Иначе говоря, правоприменитель, используя аналогию права, руководствуется не

только отраслевыми (общие начала и смысл законо­дательства), но и

общеправовыми (требования добросо­вестности, разумности и справедливости)

принципами.

3.2. Юридический процесс

Процесс буквально переводится как «движение впе­ред». В юридической практике

он означает порядок осуществления деятельности следственных,

администра­тивных, судебных органов. Близким ему по значению является термин

«процедура» - официально установ­ленный порядок при обсуждении, ведении

какого-либо дела.

Важнейшие особенности юридического процесса за­ключаются в том, что он

урегулирован процессуальны­ми нормами, а направлен на реализацию норм

матери­ального права. Поэтому чтобы понять, что такое юриди­ческий процесс,

каковы его место и назначение в пра­вовой практике, необходимо помнить, что

роль матери­альных и процессуальных норм в правовом регулирова­нии различна.

Нормы материального права определяют субъектив­ные права, юридические

обязанности, юридическую от­ветственность граждан и организаций, т. е.

составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже

отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного

принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно

включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его

в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином

«юридический процесс». Связь и единство орава и про­цесса отмечены К. Марксом:

«Материальное право ... имеет свои необходимые, присущие ему

процессуальные формы... Один и тот же дух должен одушевлять судеб­ный

процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутрен­ней жизни»3. Таким образом,

процесс вторичен по отно­шению к материальному праву, произволен от него,

является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно

процессуальных норм, регулирую­щих процессуальное производства

К. Маркс в своих выводах следовал континентальной традиции, заложенной шкалой

естественного права. Прин­ципиально иное место занимает юридический процесс в

англосаксонской правовой системе. Здесь судебные про­цедуры явились основой

развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим образом соблюдать все

процессуальные правила при установлении факти­ческих обстоятельств

рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами при вынесении

решения по нему. Лишь постепенно стремление к един­ству и непротиворечивости

судебной практики привело к становлению прецедентного права. Судебный

преце­дент стал основным источником права в Англии, т. е. материальное право

сформировалось на базе юридичес­кого процесса.

В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую

трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с

правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе

соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического

процесса, поскольку регла­мент содержит процессуальные нормы, регулирующие

порядок законодательной деятельности.

Юридический процесс - это урегулированный про­цессуальными нормами порядок

деятельности компе­тентных государственных органов, состоящий в подго­товке,

принятии и документальном закреплении юри­дических решений общего или

индивидуального харак­тера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым,

вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так,

чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее

установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это

властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это

деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-

третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений

общего (нормативные акты) или индивидуального (акты приме­нения права)

характера.

Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,

состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную

последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных

процессуальных действий и процессу­альных решений, фиксируемых в

соответствующих до­кументах. Например, в ходе расследования уголовного дела

следователь выполняет такие процессуальные дей­ствия, как осмотр места

происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и

т.д., и выносит различные процессуальные решения — поста­новления о

возбуждении уголовного дела, о производст­ве обыска в квартире

подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом

следова­тель, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные

действия, руководствуется требования­ми уголовно-процессуального закона. На

законодатель­ном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте,

рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по

назначению пен­сий, деятельность всех иных органов правотворчества и

правоприменения.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть

правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты.

Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур

процессу­альными нормами существенно различаются в зависи­мости от органа

правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор

области, руководи­тель предприятия и т.д. Особую значимость имеет

законодательный процесс, а потому со стадии законода­тельной инициативы и до

вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации,

фе­деральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального

юридического решения по рассматри­ваемому делу или вопросу. Процедуры принятия

правоприменительных решении многообразны. Они более просты для органов и

должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о

назна­чении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на

работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных

органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера

принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая

процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального

ко­декса (ст. 247-251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разреше­ние экономических споров

регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответст­венности (так, Кодекс РСФСР об

административных правонарушениях содержит раздел «Производство об

административных правонарушениях»7Т1роизводство по уголовным делам

осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса.

В литературе предлагается выделить еще одну разно­видность юридического

процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе

право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения

- интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так

и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет

особой процедуры принятия актов офици­ального толкования и, следовательно, не

считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет также производ­ство по исполнению

правоприменительных решений:

судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об

административном аресте и других решений о применении мер государственного

принужде­ния. Подобную правоисполнительную деятельность го­сударственных

органов следует рассматривать как осо­бую разновидность правоприменительного

процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В

системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское

процес­суальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно

гражданское судопроизводство и предва­рительное расследование и

судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по

админи­стративным делам, связанным с применением мер юри­дической

ответственности, мер пресечения, предупреди­тельных и иных мер

государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано

мнение о том, что формируется новая отрасль - административ­ное

процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что

совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы

деятель­ности должностных лиц и органов Российского государ­ства,

способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по

отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный

процесс. Разновидностью гражданского процесса явля­ется арбитражный процесс.

Судопроизводство в арбит­ражном суде регулируется Арбитражным процессуаль­ным

кодексом РФ.

4. Тенденции развития системы права и системы законодательства.

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-

экономическими и полити­ческими реформами, происходящими в стране.

Одновре­менно идут глубинные процессы изменения самого содержания права,

обновления законодательства и осо­знания новой роли правовых явлений в жизни

челове­ка и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие,

характерные для права в целом, включая систему права и систему

законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции

раз­вития структуры (системы) права; 3) тенденции совер­шенствования

законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

1. Постепенное изменение соотношения - «человек и право». С одной стороны,

речь идет об «очеловечива­нии» права, о создании такой правовой системы, где

бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги

в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина,

Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве

и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового

регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание

общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним

словом, все больше выкристаллизовывается и расширя­ется сфера действия

частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное огра­ничение публично-правового

регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда

(свидетель­ство тому - установление предельных размеров садовых домиков,

бань, погребов и т. п.). В настоящее время про­исходит выравнивание отношений

между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и

обя­занностей между ними, гарантий их реализации.

2. Децентрализация правового регулирования. Кон­ституция РФ и Федеративный

договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов

Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают

такие средства децентрали­зованного регулирования, как договоры, субсидиарное

применение, аналогия закона и права.

3. Интеграция в российское законодательство в опре­деленных случаях

общепризнанных принципов и норм международного права и международных

договоров Рос­сийской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также

об интеграционной тенденции законода­тельства стран - участниц СНГ в

экономическом, инфор­мационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.

1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его

по структурным бло­кам - институтам, отраслям. Все более заметна тенден­ция к

определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре

и другим характе­ристикам, что позволяет расширять плоскости их

взаи­модействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс

включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское,

налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структур­ных

подразделений (семейное право).

2. Рост значения правового регулирования, что вле­чет за собой образование

комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено

ком­плексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов

и объектов правовых отноше­ний. Возникновение комплексных образований зависит

и от степени развитости правовой системы, от взаимо­действия ее с другими

нормативно-регулятивными сис­темами общества.

3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с

ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменно­му»

строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии

относительной автоном­ности. В необходимых случаях при наличии определен­ных

системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для

решения каких-либо во­просов. Проблемы, возникающие из естественных

потреб­ностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их

урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного

массива различ­ные по своему назначению и функциональной специа­лизации нормы

для эффективного и быстрого ее дости­жения.

Тенденции совершенствования законодательства вы­глядят следующим образом.

1. Приведение всего законодательного массива в со­ответствие с Конституцией

РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства,

отме­ну устаревших нормативных актов, создание новых законов,

совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В

частности, федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу

федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14

июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую

процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание

законодательства Рос­сийской федерации» в качестве официального

периоди­ческого издания и предписал Президенту и Правитель­ству РФ привести

свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.

2. Формирование новых комплексных отраслей зако­нодательства - о банках и

банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах,

мест­ном самоуправлении и др. Комплексное правовое воз­действие позволяет

более эффективно и целенаправлен­но решать экономические и социальные

вопросы.

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением

полномочий между Федера­цией, республиками в составе РФ и другими субъекта­ми

Федерации. Появляются новые виды законодатель­ных актов (уставы краев,

областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав

адми­нистраций и иные нормативные акты).

5. Заключение

Таким образом, в заключение хотелось бы заметить, что сегодня в России идет

процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех

договореннос­тей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс

можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности,

приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный част­ной

собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный

существенной автономией, независи­мостью, возможностью самостоятельно,

свободно и в сво­ем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом

ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право

которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-

тивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории рос­сийской системы права является

наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к

формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой

самостоятельных региональных нор­мативно-правовых систем, а в рамках

федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -

коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.). Это значительно усложняет

правовое регулирование, но уве­личивает «приближенность» субъекта

регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разре­шения

всевозможных споров и коллизий.

Российская система права и система законодательства находятся ныне в

си­туации глубоких структурных реформ. При этом основ­ным направлением их

развития является построение правового государства на базе развитого

гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы

права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

6. Список использованной литературы.

1. Курс лекций по теории государства и права: в 2 ч. Саратов, 1993 год.

2. Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993 год.

3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 год.

4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 год.

5. Карташов В.Н. Применение права. Иркутск, 1980 год.

6. Спасов Б. Закон и его толкование.

Страницы: 1, 2, 3, 4