бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Система права и система законодательства бесплатно рефераты

это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает

государст­венно-властный характер актов применения права. Од­нако

государственно-властные полномочия нередко осу­ществляются негосударственными

организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы

местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными

полномочиями. Очевид­но, что для реализации таких полномочий они должны

принимать Правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры

по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

2. Правоприменительные акты строго индивидуаль­ны, т. е. адресованы поименно

определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладаю­щих

общим характером.

3. Акты применения права направлены на реализа­цию требовании юридических

норм, так как конкрети­зируют общие предписания норм права применительно к

определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права,

обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции

индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспече­на государственным

принуждением. При этом акт при­менения права - документ, который является

непосред­ственным основанием для использования государствен­ных

принудительных мер. Так, осуществлением реше­ний по гражданским делам

занимаются судебные испол­нители. Исполнением приговоров по уголовным делам

ведают соответствующие учреждения Министерства внут­ренних дел Российской

федерации.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным

основаниям.

Критерий

Виды

Примеры

1. По субъектамакты органов государственной властипостановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ
акты органов государственного управленияприказ об увольнении конкретного лица
акты судебных органовприговор суда
акты контрольно-надзорных органовпостановление санитарной инспекции о наложении штрафа
акты органов местного самоуправленияраспоряжение мэра города о назначении главы районной администрации
2. По характеру правового воздействиярегулятивныерешение суда по гражданскому делу
охранительныеприговор суда
3. По значению основныеприговор суда
вспомогательныеопределение о предании обвиняемого суду
4. По формеотдельный документприговор суда
резолюция на материалах делаутверждение прокурором обвинительного заключения
устная форманаложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте

По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной

власти, органов государственного уп­равления, контрольно-надзорных органов,

судебных ор­ганов, органов местного самоуправления.

По способу принятия данные акты систематизируют­ся на принятые

коллегиально и единолично.

По характеру правового воздействия акты примене­ния подразделяются на

регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию

диспози­ций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и

обязанности сторон; охранительные - реализацию санкций охранительных норм,

устанавли­вая меры юридической ответственности.

По значению в правоприменительном процессе они могут быть

вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и

основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела

социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).

По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа

(приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму

резо­люции на других материалах дела (утверждение проку­рором обвинительного

заключения, резолюция о переда­че материалов проверки в следственные органы), а

в на­иболее простых случаях - устный вид (наложение штра­фа за безбилетный

проезд в общественном транспорте).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и

целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического

дела, к логическим выводам о до­казательствах, подтверждающих или опровергающих

вы­воды о фактах. Именно это требование, как свидетель­ствует практика,

нарушается чаще всего (делаются оши­бочные заключения относительно фактической

стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические ас­пекты дела и включает

четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом,

рас­сматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.; 2)

строгое соблюдение всех процес­суальных норм, регулирующих сбор доказательств,

про­цедуру рассмотрения и т. д.; 3) правильную юридичес­кую квалификацию и

применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение

реше­ния по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции)

применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отноше­нию к требованию

законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как

правило, до­пускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта

свобода ограничена требованием целе­сообразности, которое проявляется

по-разному в зави­симости от особенностей дела и выражается в соблюде­нии

принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон,

индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказа­ния в

пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного,

степень вины подсуди­мого, отягчающие и смягчающие ответственность

обсто­ятельства. Нецелесообразность решения о мере ответст­венности может

выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор

может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей су­дебной инстанцией.

Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют четкую

структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приго­вор, решение, постановление и

т. д.), место и дату при­нятия, наименование органа или должностного лица,

ко­торое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являю­щиеся предметом рассмотрения,

фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способа­ми

совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие

или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее

обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и

процессуальные нормы, которы­ми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях

сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении

юридического факта и т.д.).

3. Система законодательства

Под системой законодательства понимается сово­купность нормативно-правовых

актов, в которых объек­тивируются внутренние содержательные и структурные

характеристики права. Данная система является внеш­ним выражением системы

права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких,

формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой

права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в

целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоя­тельно, так как

обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результа­те издания правовых норм,

закрепления их в официаль­ных актах и систематизации этих актов. Она имеет

сложную структуру. В зависимости от оснований (кри­териев) можно выделить

горизонтальную, вертикаль­ную, федеративную и комплексную системы

законода­тельства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы зако­нодательства

обусловлено предметом правового регули­рования - фактическими общественными

отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли зако­нодательства,

соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное

законода­тельство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское

процессуальное право - гражданское про­цессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерар­хию органов

государственной власти и нормативно-пра­вовых актов по их юридической силе. Во

главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция,

далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные

акты мест­ных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной

структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере

законодатель­ства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Феде­ративным

договором от 31 марта 1992 г. можно выде­лить три уровня нормативно-правовых

актов Российской федерации: федеральное законодательство (Кон­ституция РФ,

основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления

Правительст­ва РФ и иные нормативные акты Федерации); законо­дательство

субъектов Российской Федерации - респуб­лик в составе РФ (конституции

республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автоном­ных

округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы,

Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные

норматив­ные акты); законодательство органов местного само­управления (решения,

постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в

зависимости от объекта правового ре­гулирования и системы государственного

управления. К ним можно отнести природоохранительное, транс­портное

законодательство, нормативные акты, опреде­ляющие правовое положение отдельных

социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

3.1. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное

отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но

не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает

пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве - это отсутствие кон­кретной нормы, необходимой для

регламентации отно­шения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования,

устанавливается законодате­лем двумя способами.

Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных

отношений, признаки ко­торого описываются в ее гипотезе. Таким образом,

каждая норма имеет свои «участок» в общей сфере правового регулирования.

Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без исключения нормы

какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового регулиро­вания данной

отрасли.

Во-вторых, круг отношений, которые признаются пра­вовыми, законодатель

закрепляет по отраслям права по­средством специализированных норм. Такие

нормы пред­назначены для установления круга отношений, входя­щих в сферу

правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения,

регулируемые гражданским законодательством». В ч. 1 названной статьи

предусмотре­но, что «гражданское законодательство определяет право­вое

положение участников гражданского оборота, основа­ния возникновения и порядок

осуществления права соб­ственности и других вещных прав, исключительных прав

на результаты интеллектуальной деятельности (интеллек­туальной

собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие

имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения,

осно­ванные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их

участников». В ст. 2 «Отношения, регулируемые семейным законодательством»

Семейного кодекса РФ записано: «Семейное законодательство ус­танавливает

условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его

недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения

между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и

усыновленными), а в слу­чаях и в пределах, предусмотренных семейным

законо­дательством, между другими родственниками и иными липами, а также

определяет формы и порядок устройст­ва в семью детей, оставшихся без

попечения родите­лей». Аналогичным образом фиксируется круг правовых

отношений и в других отраслях права.

Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер

рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые

последст­вия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в

диспозициях которых сформулиро­ваны в общем виде права и обязанности сторон.

Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-

первых, в результате появ­ления новых общественных отношений, которые в

мо­мент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специаль­ные приемы: аналогия закона и

аналогия права.

Аналогия закона — это применение к не урегулирован­ному в конкретной норме

отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость

применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу

обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы,

прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую

сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве

правового основания при принятии решения по делу.

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено

законодателем. Так, в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР

записа­но: «В случае отсутствия закона, регулирующего спор­ное отношение, суд

применяет закон, регулирующий сходные отношения». Область применения аналогии

закона достаточно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК РСФСР в

порядке гражданского судопро­изводства рассматриваются дела по спорам,

возникаю­щим из гражданских, семейных, трудовых, администра­тивно-правовых

отношений. Приведем один из приме­ров. В последние годы в стране появилось

множество частных фирм, оказывающих правовую помощь гражда­нам и юридическим

Страницы: 1, 2, 3, 4