бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Система права и система законодательства бесплатно рефераты

Курсовая: Система права и система законодательства

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Теории государства и права

Тема: "Система права и система законодательства".

Выполнил:

студент группы ЗЮ-99-04

Ладаний Людмила Александровна

Проверил:

Борисова Наталья Васильевна

г. Калининград 2000 год

СОДЕРЖАНИЕ:

стр.

1. Введение -3

2. Понятие системы права - 4-7

2.1. Реализация права -8-12

2.2. Применение права -13-14

2.3. Стадии применения права - 15-19

2.4. Акты применения права - 20-23

3. Система законодательства - 24-25

3.1. Пробелы в законодательстве. Применение

права по аналогии -26-29

3.2. Юридический процесс - 30-34

4. Тенденции развития системы права и системы

законодательства -35-37

5. Заключение -38

6. Список использованной литературы - 39

1. Введение.

В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и

системы законодательства, т.к. основные направления развития и

совершенствования права связаны с социально-экономическими и полити­ческими

реформами, происходящими в стране. Одновре­менно идут глубинные процессы

изменения самого содержания права, обновления законодательства и осо­знания

новой роли правовых явлений в жизни челове­ка и общества.

С другой стороны, наблюдается определенное огра­ничение публично-правового

регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда

(свидетель­ство тому - установление предельных размеров садовых домиков,

бань, погребов и т. п.). В настоящее время про­исходит выравнивание отношений

между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и

обя­занностей между ними, гарантий их реализации, поэтому мне бы хотелось

поглубже рассмотреть эти вопросы, что я и постараюсь сделать в своей работе.

2. Понятие системы права

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее

объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия

- объяснить одновременно интегрирование и деление нор­мативного массива на

отрасли и институты, дать си­стемную характеристику позитивного права в целом.

Последнее, будучи нормативным ядром правовой си­стемы конкретного общества,

обладает такими качест­вами, как целостность и автономность, стабильность и

динамизм, взаимосвязь и структурированность содер­жания и формы, имеет

собственное содержание и источ­ники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то,

что структура права (его система) обусловливает его форму (систему

законодательства) и неразрывно с ней связана.

Чтобы познать и освоить право как систему, необхо­димо выявить основания

построения, критерии интегра­ции и дифференциации юридических норм. Для этого

целесообразно использовать различные подходы и изме­рения, раскрывающие

основные формы существования и логику развития правовой материи.

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные

от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к

праву выступает человек. Производными в этом плане могут "быть

различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические

образования, преж­де всего государство и общество. Отсюда берут

начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те

связи, которые обусловливают его де­ление на естественное и позитивное. Под

естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих

из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и

обязанности, ко­торые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.

Позитивное право представляет собой сис­тему норм, содержащих определенные

права и обязан­ности, исходящих от государства и общества, выражен­ных

(закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах,

актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые

системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на

естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Эти же критерии лежат в основе дифференциации пра­ва на частное и

публичное. Первое направлено на удов­летворение потребностей и защиту

интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как

системы. Общим видимым кри­терием здесь выступает форма (источник) права,

анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие

начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее

элемен­тов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают

обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное

право и право законов (кодифициро­ванное, статутное, декретное право).

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее

основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени

и пространстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и

члена различных социальных образований. Здесь проявляются влияние на право

различных религиозных, идеологических, этни­ческих факторов, соотношение между

ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права,

индусского права.

Системно-структурный срез обозначает пространст­венное, определенным

образом упорядоченное располо­жение норм права. Упорядоченность,

согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбина­ций

юридических норм обусловлены структурирован­ностью общественных отношений и

целенаправленнос­тью их правового опосредования. Структурные образо­вания в

системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное,

вертикальное, ли­нейное, матричное), по степени жесткости, связанности

элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний

план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой

является образование, включающее в себя нормы, ин­ституты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права.

Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему

универсальному, сквозному значению, норма права рас­пространяет свои свойства и

на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой

материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань)

общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом

зачас­тую требуется взаимодействие комплекса норм (матери­альных,

процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права - это обособленная группа юриди­ческих норм, регулирующих

общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать

институт права собственности в гражданском праве, ин­ститут ответственности

должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и

нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут

быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических

норм, институтов, регулиру­ющих однородные общественные отношения. Она

отра­жает более высокий уровень системообразующих свя­зей, характеризуется

определенной целостностью, авто­номностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процес­суальные. К первым относятся,

например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу

составляют гражданское процессуальное, уголовно-про-цессуальное и

административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль

конституционно-про­цессуального права.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод

правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей,

объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и

разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и

др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его

объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разум­ные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения

поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например,

юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве глав­ного объективного

(материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих

отноше­ний, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и

содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического

воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного

человеческого общения. Если предмет правового регулирования отве­чает на

вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как

регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по

отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений ис­пользуются различные методы:

императивный и диспо­зитивный, альтернативный и рекомендательный, поощ­рения

и наказания. Их применение зависит от содержа­ния отношение, усмотрения

законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой

куль­туры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в

совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим ха­рактеристикам императивный и

диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях

суборди­нации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для

административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод

предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права

(гражданского, трудового, семейного).

2.1. Реализация права

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется.

Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное

назначе­ние норм права состоит в том, что они помогают определить содержание,

права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и

гарантированных государством воз­можностей, проведение их в жизнь в

деятельности людей и их организаций.

Слово "реализация" происходит от латинского "realis" - вещественный и

буквально означает овеществле­ние. В наше время реализация определяется как

осу­ществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта,

программы, намерения и т.п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу.

Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализу­ется,

овеществляется в действиях, в активном поведе­нии людей, в пользовании

материальными и духовными ценностями, благами.

Вместе с тем реализация права имеет еще один смысловой оттенок: право в

отличие от иных возмож­ностей (планов, программ, намерений и т. п.)

характери­зуется повышенной способностью к реализации, обеспе­чено

гарантиями.

Следующий момент, усложняющий анализируемое понятие, заключается в том. что и

само право представ­ляет собой многогранное явление, включающее в себя право

естественное и позитивное, объективное и субъек­тивное. Реализация права

должна быть понята с учетом такого его разнопланового содержания.

Реализация права есть сложный процесс, протекаю­щий во времени. В нем

участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и

госу­дарство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных,

правоприменительных. Реализа­ция права как процесс воплощения права в жизнь

включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-

вторых, формы непосредствен­ной реализации права, когда фактические жизненные

отношения обретают юридическую форму.

Юридические механизмы реализации права многооб­разны, их содержание

определяется особенностями пра­вовой системы той или иной страны.

В романо-германской правовой системе процесс правореализации включает в

себя следующие этапы.

Первый этап - возведение естественного права в закон (позитивное право),

придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права

человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и

общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное,

нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон

озна­чает: а) их конституционное закрепление; б) их закрепле­ние в текущем

законодательстве.

На втором этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью

которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание

субъективных прав и юридических обязанностей. Меха­низмы эти многообразны:

конкретизация закона в под­законных нормативных актах правительства,

минис­терств, ведомств, органов самоуправления и др., в ло­кальных

нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования;

процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и

при­нудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права.

Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию

Правовых актов.

Третий, заключительный, этап представляет собой собственно реализацию права.

Именно здесь права из возможности превращаются в действительность, и это

превращение происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права

зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.

В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.

Возведение правовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг

обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное

юридическое дело, тща­тельно анализирует фактические обстоятельства

возник­шего спора, притязания сторон и, определяя их взаим­ные права и

обязанности, разрешает конфликт. В каче­стве нормативного основания при

разрешении дела выступает прецедент - ранее вынесенное судебное реше­ние по

аналогичному делу.

Механизм реализации правового притязания в англо­саксонской правовой системе

более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует

предварительно­го законодательного закрепления. Опасность же судей­ского

произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования

судебного решения в выше­стоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и

сформировалось англосаксонское право, высшей судеб­ной инстанцией является

Палата лордов - верхняя па­лата английского Парламента.

Итак, для понимания того, что такое реализация права, необходимо уяснить

следующее: в реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет

субъективное право, т. е. субъект права. Все иные лица - обязанная

сторона, правоприменитель, законодатель - дей­ствуют в конечном счете в

интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические

нормы, которые эту деятельность регулируют, в сово­купности образуют сложный и

многоаспектный меха­низм реализации права. Следовательно, решение вопро­са о

том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его

воле может быть исполь­зован, введен в действие механизм реализации права.

Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и

эффективно.

Частью механизма реализации права выступают ме­ханизмы защиты субъективного

права, т. е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право

восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая

Страницы: 1, 2, 3, 4