бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Принцип разделения властей бесплатно рефераты

самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно они уточняют, что его

органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Из этого

можно сделать вывод: принципы, положенные в основу построения и деятельности

органов государственной власти, не могут автоматически распространяться на

сферу местного самоуправления.

Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета

и единственным источником власти в Российской Федерации является ее

многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть

может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего

служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов

государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления

государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ,

Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах,

составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод

человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации

власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным

органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено

Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется

посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и

Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В

действительности это не так.

ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства,

является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в

международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией

осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и

целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и

прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви

власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными

ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность

деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая

инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной

степени участие в каждой из них.[23]

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного

представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем

прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два

срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма

значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и

распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом

законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект

для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует

законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное

воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может

принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны

противоречить Конституции и основным законам.

[24]

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного

управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению

заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об

отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на

Правительство введены ряд сдержек.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия

Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет

кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить

и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах.

Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию,

которая все же не может привести к установлению единоличного президентского

правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть

назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась

на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит

период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над

Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума

может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает

судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с

Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в

отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно

должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В

случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не

может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно,

остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения

возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями,

отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями —

может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких

месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося

поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе

придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать,

что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на

законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за

всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных

органов.

Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные

направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным

Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой,

в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых

обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства,

представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности

(например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и

Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.).

Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает

полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование

Вооруженных сил.[25]

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это

значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не

значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и

законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в

действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской

Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае

государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие

признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения

импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть

импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

[26]

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и

предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается

механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ

подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои

действия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное

собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой

избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450

депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и

включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

Поскольку органом общенародного представительства является Государственная

Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства

и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты

Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты

Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего

депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности

Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и

противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия

Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего

звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной

экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный

сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение

чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. “Исполнительную власть Российской Федерации

осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1

Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы.

Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов,

т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским

большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту

на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по

осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114

Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка

государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической

политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской

Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном

законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности —

обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии

правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным

выборам.[27]

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм

взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть

доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция

государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно.

Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем

мире.

Судебная власть. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается

в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства

и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается

противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на

провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,

неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью

обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о

статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода

свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными

органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный

Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,

административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению

экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными

органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах,

заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры

между федеральными органами государственной власти России и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда

распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для

России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно

закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании

государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма

сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанного исследования, автор пришел к следующим выводам:

1. “Разделение властей”, как теория о соотношении властей в государстве,

которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье.

Непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную

роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного

функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от

друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в

настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих

государств.

2. Разнообразное понимание реализации принципа разделения властей в научных

кругах современных западных стран сводится к следующему:

Во-первых, разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения

властей в современной государствен­но-правовой теории и практике.

Во-вторых, различная интерпретация проблем соотношения общей теории

разделения властей и «национальной» практики ее применения.

В-третьих, разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов,

касающихся опти­мального соотношения законодательной и исполнительной

властей, с одной стороны, и места и роли в рассматриваемой триаде судебных

ор­ганов — с другой.

3. Как показывает практический опыт функционирования вла­стей после принятия

Конституции России 1993 г., обладая относитель­ной самостоятельностью и

сдерживая в своей повседневной деятельно­сти друг друга, государственные

власти далеко не всегда уравновешива­ют друг друга.

В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной

властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями

и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а точнее,

исполнительная власть.

Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем,

что президент обладает огромными конституционны­ми возможностями оказывать

влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и

128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для

назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и

Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федераль­ных

судов.

В отношениях с законодательной властью доминирование исполни­тельной власти

во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма

действенными рычагами, как право роспуска Государст­венной Думы, право

назначения выборов в Государственную Думу, пра­во назначения референдумов,

право на внесение законопроектов в Ду­му, подписывания и обнародования

федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые

законы.

К сожалению сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в

настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование

исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что

способствует установлению авторитарной формы правления.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Конституция РФ. 1993.

2. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей //

Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.,

1996.

3. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

4. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.

5. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

6. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского.

Хрестоматия по истории России. М., 1996.

7. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994

8. Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая лит-ра»,

1996.

9. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998.

10. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.

11. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,

1996.

12. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994.

13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1998.

[1] План государственного

преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России М., 1905.

С. 15.

[2] Терехов В.И. Становление и

развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и

современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 8.

[3] Там же. С. 8.

[4] Алексеев С.С. Теория права. М., 1994

[5] Подробнее об этом см.: История

политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. С. 185-193.

[6] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.

[7] Там же. С. 274.

[8] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 274.

[9] Там же. С. 335.

[10] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 290.

[11] История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.,

1997. С. 233

[12] Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998. С. 33.

[13] План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. С. 22-26.

[14] План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. С. 33.

[15] Там же.

[16] Хрестоматия по истории

государства и права зарубежных стран. М. 1998. С. 195.

[17] См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 308-314.

[18] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 347.

[19] Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 350.

[20] Пиголкин А.С. «Общая Теория

Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. С. 68.

[21] Алексеев С.С. «Государство и

право». Москва, «Юридическая лит-ра», 1996. С. 7.

[22] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 74.

[23] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 80.

[24] Конституция РФ. 1993.

[25] Конституция РФ. 1993.

[26] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 81.

[27] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 86.

Страницы: 1, 2, 3, 4