бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Принцип разделения властей бесплатно рефераты

Курсовая: Принцип разделения властей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................3

ГЛАВА I. Возникновение теории разделения властей..........6

ГЛАВА II. Теория и практика разделения властей в странах запада....17

ГЛАВА III. Принцип разделения властей в современной российской

государственно-правовой действительности...............23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................32

БИБЛИОГРАФИЯ.............................34

ВВЕДЕНИЕ

За весь исторический период своего сознательного существования общество в

лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной

модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века

является приоритет модели правового государства и торжество теории

естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период

экономических и социально-политических реформ, основной целью которых

выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и

государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные

представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую

важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию

возможной на практике.

Данная курсовая работа посвящена исследованию «разделения властей». Указанное

словосочетание несет в себе двусмысленное значение:

Во-первых, «разделение властей», как теория организации гражданского общества;

Во-вторых, «разделение властей», как один из пяти принципов функционирования

современного правового государства.

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения

властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на

представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать

материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого

исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о

разделении властей;

2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в

странах с развитой рыночной экономикой;

3. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской

государственно-правовой действительности.

В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные

юридические методы исследования:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- конкретно-социологический;

- системно-структурного анализа;

- историко-реконструктивный.

Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания

модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики,

которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.

Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа

разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты

принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с

различными традициями.

Конкретно-социологический метод систематизирует результаты социологических

опросов. Дает возможность понимать динамику и специфику восприятия гражданами

страны значимости тех или иных принципов правового государства, оценить в

сознании населения степень поддержки государства в проводимых реформах.

Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения

властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей

между подобными элементами.

Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к

прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные

стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества,

позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов

правовых взаимоотношений между гражданами.

В процессе исследования автор опирался на следующие источники: Конституцию РФ

1993г., Конституции США, Франции; материалы помещенные в хрестоматиях по

истории России и истории государства и права зарубежных стран. Учебная

литература в работе представлена исследованиями известных отечественных

специалистов в лице Алексеева С.С., Венгерова А.Б, Кутафина О.Е., Хропанюк

Н.Е. и др.

Рассматривая проблему разделения властей невозможно проигнорировать

первоисточники, а именно труды авторов самой теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.

В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения

властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей,

которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее

исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах

особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое

разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии

мирового сообщества в современный период.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделе­ния властей, в

том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному

режиму, появилась более трехсот лет назад. Основа­телями ее считаются

английский философ-материалист, создатель идей­но-политической доктрины

материализма Джон Локк (1632--1704) и французский просветитель, философ и

правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были

изложены в главном его труде «Два трактата о государст­венном правлении»

(1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-

политические воззрения - в романе «Пер­сидские письма»; историческом очерке

«Размышления о причинах вели­чия и падения римлян» и основном его

произведении - «О духе зако­нов» (1748).

Подобно другим научным идеям и концепциям, теория разделения властей возникла

не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-

политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации

государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и

государстве.

Рассуждая на эту тему, известный государственный деятель России, автор плана

либеральных преобразований в стране М.М. Сперанский (1772-1839) писал, что

«царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ

правления должен быть соразмерен той степени государственного образования, на

коем стоит государст­во». Каждый раз, подчеркивал автор, «когда образ

правления отстает или предваряет сею степень», он «ниспровергается большим или

мень­шим потрясениям»[1].

Теория разделения властей не могла возникнуть, а тем более

«материализоваться», на той ступени развития государства - «степени

государственного образования», которая обычно именуется «восточным

деспотизмом» или «европейским абсолютизмом». Ибо власть в этих

го­сударственных системах, «издревле разделявших политический мир», неизменно

сосредоточивалась лишь в одних руках - восточного деспота, царя, фараона,

монарха. Закон в отношении такой власти был совер­шенно беспомощен.

Деспотическая власть, по словам М. Сперанского, в отношении са­мого

произвольно издаваемого ею закона «не допускала ни меры, ни границ». Что же

касается абсолютизма, то отражавшая и реализовавшая его государственная

машина, «была основана на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но

вещественным» или «материальным ее разделением».

Теория разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на

той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые

предпосылки для активного участия широ­ких слоев общества в социально-

политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в

формальном плане политиче­ский и идеологический плюрализм; среди

интеллектуальных слоев об­щества идет усиленный поиск путей и средств

создания надежных га­рантий прав и свобод подданных или граждан;

предпринимаются попыт­ки ограждения их, а вместе с ними всего общества и

государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны

от­дельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной

революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарас­тания

революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье

разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается

каркас здания под названием теории разделения властей.

При рассмотрении процесса формирования теории разделения вла­стей в научной

литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание таких

мировоззренческого фона, обстановки, в которых стало возможным появление

концепции разделения властей, оформление со­ставляющих ее элементов. Во-вторых,

это создание собственно концеп­ции, оформление ее отдельных частей и

гармоничное соединение их воедино. И в-третьих, это внесение первых

корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по

претворению основ­ных положений теории разделения властей в жизнь.

[2]

Длительность по времени этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова.

Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая,

основная, фаза - со второй половины XVII в. до сере­дины XVIII в. И третья,

завершающая, фаза охватывает период с сере­дины XVII в. и до конца первой

половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития

это были во многом весьма разнородные периоды.

Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы

могут быть объединены «в рамках процесса развития од­ной мировой цивилизации».

А именно той, которая заняла господ­ствующее положение в Центральной и Западной

Европе, а затем рас­пространилась и на Северную Америку. «Политическая

культура, со­ставной частью которой стала концепция разделения властей, была

по­рождением именно этой цивилизации».

[3]

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения тео­рии разделения

властей в Англии (в интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении Ш.

Монтескье), необходимо не только ис­ходить из анализа объективных факторов

но и принимать во внима­ние субъективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной

концепции в Англии весьма важным является не только конста­тация таких

объективно существовавших факторов, которые самым не­посредственным образом

сказались на содержании теории разделения властей, но и установление более

«удобной» для набиравшего в тот пе­риод силу нового класса буржуазии

конституционной монархии, полу­чившей затем законодательное закрепление в

Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), а также достижение

социально-политиче­ского компромисса между земельной и денежной

аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и

официально пра­вящим дворянством, и др.

Объективные факторы - реально существующие условия и предпо­сылки несомненно

являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные

идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее

значение для процесса воз­никновения и развитая рассматриваемой концепции и

играют при этом доминирующую роль.[4]

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и

субъективные факторы, в частности политико-правовые и фи­лософские воззрения

самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного до­говора, не

отчуждаемости естественных прав и свобод личности, нако­нец, идеологом

социального компромисса и защитником идей либера­лизма, Дж. Локк не без

оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения

властей как один из способов достиже­ния сложившихся в его миропонимании

целей и решения ряда социаль­но-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под

эгидой ими же установленного общего закона и создав­ших судебную инстанцию,

правомочную улаживать конфликты между ними.

[5] Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной

институт, как государство - носитель публичной (политической) власти, способен

защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в

общественно-политической жизни, добиться «главной и вели­кой цели» --

сохранения собственности, ради которой люди объединяют­ся в политическое

сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со

стороны государства непременно требует, согласно воззрени­ям знаменитого

философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на

уравновешивающие друг друга составные части и соот­ветственно наделения ими

различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний

государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать за­коны

(законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять

их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров).

Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные

органы располагаются в иерархиче­ском порядке. Верховной властью объявляется

законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем

оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными

государственными органами, Дж. Локк активно вы­ступал против концепции

абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с

этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире»,

на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может

быть формой гражданского правления».[6]

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то,

следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц.

Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Последняя заключается в том, что человек по природе своей полно­стью свободен

«от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется

власти другого человека, но руководствуется только законом природы».

[7] В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит

в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той,

которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении

чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые

будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему

доверием».[8]

Согласно философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная

монархия - эти построенная тирания и беззаконие - нахо­дится в глубоком

противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная

политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей,

изначально соответствует естественной природе людей.

Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека,

как его способность создавать общие для всех правила поведения и в

повседневной жизни руководствоваться ими; как способ­ность претворять в жизнь

принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям;

наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на

определенном уровне и в опреде­ленных рамках свои отношения с другими людьми.

Наличием данных природных черт человека обосновывалась необходимость и

естествен­ность разделения властей на законодательную, исполнительную,

судеб­ную и федеративную (ведающую международными отношениями) вла­сти.

Разумеется, реальное проявление названных черт, как и само разде­ление

властей, возможно лишь в условиях государственного, а не до го-

сударственного, естественного существования и состояния отдельного человека и

всего общества. Ибо, во-первых, в естественном состоянии, по мнению Локка,

Страницы: 1, 2, 3, 4