бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Принцип разделения властей бесплатно рефераты

«не хватает установленного, определенного, извест­ного закона», который был

бы признан и допущен по общему согласию в качестве «нормы справедливости и

несправедливости и служил бы общим мерилом», при помощи которого разрешались

бы между ними споры.

Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и бес­пристрастного

судьи, который обладал бы властью разрешать все за­труднения в соответствии

с установленным законом.

И в-третьих, в естественном состоянии часто «недостает силы, кото­рая мота бы

подкрепить и поддержать справедливый приговор и при­вести его в исполнение».

[9]

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в

работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти:

власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами

международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права

гражданского.

В силу первой части государь или учреждение создает законы, вре­менные или

постоянные, и исправляет или отменяет существующие за­коны. В силу второй он

объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает

безопасность, предотвращает наше­ствия. В силу третьей власти он карает

преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно

назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства».

[10]

Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей граждан­ской свободы и

выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между

гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в четком

разделении и взаимном сдерживании вла­стей не только реальную гарантию прав и

свобод граждан, но и их за­щиту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие меха­низма их

взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет, по мнению мыслителя,

к сосредоточению власти в руках одного лица, го­сударственного органа или

небольшой группы людей, а также к зло­употреблению государственной властью и

произволу.

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и про­цесс ее

становления и развития, в научной и учебной юридической ли­тературе совершенно

справедливо указывается на то, что, несмотря на общность многих положений,

высказанных Локком и Монтескье в от­ношении рассматриваемой теории, учение

Монтескье о разделении вла­стей «обладало значительной новизной по сравнению с

предшествую­щими концепциями.[11]

В чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье соединил либеральное

понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения

властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и

даже законами основными». А во-вторых, в том, что он более определенно

высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных

органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа

разгра­ничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной

власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей.

Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной

властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского

абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной

Франции компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого

компромисса во Франции, так же как и в Англии, усматривалась конституционная

монархия.

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное,

академическое, но и практическое значение. Идеи раз­деления властей были

широко представлены, например, в таких фунда­ментальных актах, имевших

огромное для своего времени юридическое и политико-практическое значение, как

Декларация прав человека и гражданина (1789), в которой акцентировалось

особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на

важности для установления конституционного порядка разделения властей (ст.

16);

Конституция Франции (1791), где закреплялось принципиально важное положение о

том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует

лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл.

II, отдел 1, ст. 3); и др.

Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с

сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в разделе «О

государственных властях» выделялось положение о том, что «суверенитет

принадлежит всей нации», что он «един, неделим, неотчу­ждаем и неотъемлем».

Весьма важным в плане разделения властей было конституционное установление,

согласно которому «ни одна часть народа, никакое лицо не может себе присвоить

его осуществление».

В соответствии с этим установлением «законодательная власть вве­ряется

Национальному Собранию, в состав которого входят представи­тели. свободно

избранные народом на определенный срок». Исполни­тельная власть «вверена

королю и осуществляется под его главенством министрами и прочими

ответственными органами». Судебная же власть «вверена судьям, избираемым

народом на определенный срок» (разд. III, ст. 1-5).

По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла

довольно широкий отклик в академических и политических кру­гах не только

Англии и Франции, но и ряда других стран.

Причем если, например, в Америке она с самого начала пользова­лась большим

успехом и местными учеными и политическими деятеля­ми бралась на вооружение,

то в Германии среди значительной части интеллектуальной элиты ряд ее

положений подвергался сомнению.

Так, в фундаментальной работе «Общее учение о государстве» Г. Еллинек

высказывает свое явно скептическое отношение по поводу возможности в реальной

жизни добиться такого положения, когда зако­нодательная власть в лице

парламента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находящуюся в

руках монарха; когда между ними может быть достигнуто равновесие.

Такое состояние является, по мнению ученого, «политически наименее вероятным,

так как соотношение социальных сил, составляющих основу политического

могущества, крайне редко и уж во всяком случае только временно складывается

так, чтобы было возможно полное равновесие двух постоянных политических

факторов». Но именно на «такую неве­роятную комбинацию рассчитана теория

равновесия» Монтескье и дру­гих ее сторонников, и уже поэтому реальность

применения этой теории и ее действенность подлежит сомнению.

[12]

В России среди ряда других государственных деятелей и ученых тео­рия разделения

властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению

государственных законов» (1809) он писал в связи с попыткой использования этой

теории для «преобра­зования» самодержавия и стремлением поставить ее в рамки

закона, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть

бу­дет и составлять закон и исполнять его». Необходимо ее разделение.

Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе со­ставления

закона, а другие - при их исполнении.

[13]

Из троякого порядка государственных сил, продолжал автор, возни­кает «троякий

порядок сил установлений». Одно из них «должно дейст­вовать в образовании

закона, другое - в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сил

установлений может быть различен».

М.М. Сперанский предлагал «два различных устройства» самодер­жавной власти на

основе закона и принципа разделения властей.

Первый вариант такого устройства состоит в том, чтобы «облечь правление

самодержавное» всеми «внешними формами закона, оставив в существе его ту же

силу и то же пространство самодержавия».

Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мне­нию автора, к

тому, чтобы: 1) «установить сословие, которое бы пред­ставляло силу

законодательную, свободную», которая на самом деле была бы «под влиянием и в

совершенной зависимости от власти само­державной»; 2) силу исполнительную

«так учредить, чтобы она по вы­ражению закона состояла в ответственности, но

по разуму его была бы совершенно независима»; 3) власти судной «дать все

преимуще­ства видимой свободы, но связать ее на самом деле такими

учрежде­ниями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти

самодер­жавной».

Данный вариант самодержавного устройства, делал вывод Сперан­ский, будет лишь

казаться «во мнении народном» действующим. Но на самом деле он никогда не

будет таковым.

Суть второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только

«внешними формами покрыть самодержавие», но и ограни­чить его «внутреннею и

внешнею, существенною силою установлений». Нужно учредить державную власть на

законе не словами, но самим делом»1.

Если, писал автор, предпочтение будет отдано этому варианту, тогда все

«установления» должны быть «расположены на иных правилах».

А именно: 1) законодательное сословие должно быть так устроено, ^чтобы оно не

могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были

свободны и выражали бы собою мнение на­родное»; 2) сословие судебное должно

быть так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и

один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали

прави­тельству»; 3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно

вверена правительству». А чтобы эта власть «распоряжениями своими под видом

исполнения законов» не могла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их,

то она должна быть поставлена под «ответ­ственность власти законодательной».

[14]

Сравнивая два эти возможных варианта преобразования самодержа­вия с помощью

теории разделения властей, Сперанский делал оконча­тельный вывод в пользу

второго как более совершенного и более дейст­венного варианта.

Если первая из сравниваемых между собой потенциальных систем, анализировал он,

«имеет только вид закона», то другая есть «самое су­щество его». Если первая

недолговечна и «издалека сама готовит себе прекращение», то другая при

благоприятных обстоятельствах «может утвердиться, долгое время без важных

перемен постепенно следовать за гражданским усовершенствованием». Наконец, если

первая может быть «оправданна в народе своевольном, непостоянном, преклонном ко

всем новым умствованиям и особливо тогда, когда народ сей выходит из анархии с

превратными привычками», то вторая «одна может быть свойственна народу, который

имеет более доброго смысла, нежели пытливости, более простого и твердого

разума, нежели воображения, коего характер трудно обольстить, нелегко убедить

простою исти­ною».[15]

Говоря о внимании к теорий разделения властей в России в других странах,

следует отметить, что при этом не только широко использова­лась ее

традиционная модель - триада, состоящая из законодательной, исполнительной и

судебной властей, но и предлагались другие ее вари­анты.

Так, М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного разделения властей,

использовать их классификацию на физическую и материаль­ную власти. Известный

французский юрист конца XIX - начала XX в. М. Ориу в своей фундаментальной

работе «Основы публичного права» выделял и анализировал с точки зрения

взаимосвязи и взаимного «равновесия» властей политическую и экономическую,

военную и граж­данскую, гражданскую и религиозную власти и др.

По справедливому замечанию автора, «одним из преимуществ теории равновесия

является то, что она придает смысл и значение многочис­ленным разделениям,

которые видны даже при самом поверхностном наблюдении над государственным

режимом». Последний же всегда яв­ляется «режимом разделений». В равновесии он

находится лишь благо­даря тому, что «разделяет окружающие его силы,

противопоставляя их друг другу и восполняя одну за счет другой».

М. Ориу не без оснований считал возможным использование теории или принципа

разделения и сдерживания (равновесия) властей не только для анализа властных

взаимоотношений, возникающих в государствен­ной сфере, но и в различных

общественных сферах. «В сущности граж­данское общество, - замечал он, -

покоится на основном разделении между политической властью и экономическим

могуществом».

Аналогичные подходы к анализу разделения властей и расширитель­ной трактовке

этой теории в последующем использовались и многими другими авторами.

ГЛАВА II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СТРАНАХ ЗАПАДА.

Теория разделения властей занимает значительное место в со­временной

юридической и социально-политической литературе Запа­да. Уяснению и

разъяснению основных положений данной концепции посвящена научная, популярная

и учебная литература. Практически нет таких учебников и учебных пособий,

например, по конституционному праву, в которых не содержались бы главы или

разделы, касающиеся рассматриваемой теории.

Как ни парадоксально это звучит по истечении нескольких столетий с момента

появления теории разделения властей, но вопрос и поныне некоторыми ее

исследователями ставится именно так: а существует ли такая теория вообще, в

цельном виде? Если существует, то что она со­бой представляет? Что в этой

теории общего и особенного, универсаль­ного и национального?

В западных академических кругах нет единого ответа на данные во­просы. Спектр

мнений весьма широк и разнообразен. Наряду с призна­нием факта существования

общей теории разделения властей - этой «никогда нескончаемой и вечно

приводящей к неразберихе саге о раз­делении властей» - в научной литературе

бытует мнение, что сущест­вует не общая теория, а лишь принцип разделения

властей. В своем практическом воплощении он направлен, по мнению

американского исследователя Б. Зигана, на то, чтобы разрешить внутренне

противоре­чивую проблему, связанную с созданием такой государственно-правовой

системы, которая, «с одной стороны, была бы достаточно властной, чтобы

полностью выполнять свое предназначение, а с другой - не такой всесильной,

чтобы подавлять общество и отдельных людей. Ведь хорошо известно, что

неограниченная власть, независимо от того, в руках како­го органа она

сосредоточивается - короля или парламента, всегда со­держит в себе риск быть

постепенно трансформированной в неограни­ченную тиранию».

Аналогичного взгляда на разделение властей скорее как на консти­туционный

принцип, чем на общую теорию, придерживаются и другие авторы. Довольно

устоявшимся при этом представлением о разделении властей является мнение, во-

первых, о том, что разделение властей - это не статика, а динамика, процесс.

А во-вторых, что это не общая теория, а принцип, связанный с постоянным

«перераспределением и с изменением баланса власти между ее различными

ветвями».

Наряду с высказанными суждениями относительно степени и харак­тера оформления

теории разделения властей в западной научной литературе существуют и иные

мнения. Обосновывается, например, точка зрения, согласно которой в научной

теории и практике государствоведы и правоведы имеют дело не с общей теорией

разделения вла­стей, а с концепцией отделения друг от друга «осуществляющих

совме­стно государственную власть различных институтов».

Проводится мысль о том, что, поскольку в каждом современном го­сударстве

независимо от формы правления и государственного устрой­ства вся власть, в

конечном счете принадлежит народу, коренится в на­роде и существует для

народа, то логичнее в таком случае вести речь не о разделении властей, а о

разделении функций (компетенции, сфер дея­тельности и полномочий) различных

государственных органов.

Небезынтересно отметить, что на основе одного и того же исходного тезиса - о

принадлежности власти народу - в разных странах и полити­ческих ситуациях

делаются весьма противоречивые выводы. В бывшем СССР и его

восточноевропейских сателлитах обосновывался вывод о единстве и неделимости

народной власти. Как некое отступление до­пускался тезис о разделении

компетенции или функций.

Что же касается западных стран, то в них на основе аналогичного тезиса о

Страницы: 1, 2, 3, 4