бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Предметы исключительного ведения РФ бесплатно рефераты

ведение входит оборонное производство, определение порядка продажи и покупки

оружия, боеприпасов, воен­ной техники и другого военного имущества.

Наряду с обороной к ведению Российской Федерации отнесено обеспечение

национальной безопасности, направленное на защиту на­циональных интересов и

национальных ценностей. Идея национальной безопасности тесно связана с

концепцией устойчивого демократичес­кого развития, выступает одновременно в

качестве ее неотъемлемой части и условия реализации. В связи с этим

обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение

угроз государ­ству и обществу, но и на осуществление комплекса мер по

развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных

ценнос­тей общества, конституционного строя, суверенитета и территориаль­ной

целостности государства.

Основная задача политики национальной безопасности состоит в обеспечении

безопасности общества, укреплении российской государ­ственности, нынешних

геополитических рубежей и территорий и в обеспечении достойной роли и места

России в мировой политике. На основе политики национальной безопасности и во

взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики,

концепция военного строительства, стратегия экономической, инфор­мационной,

экологической и других видов безопасности. Укажем в этой связи на одобренную

Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. Государственную стратегию

экономической безопасности Российской Федерации

[14].

Правовые основы обеспечения национальной безопасности составляют Конституция,

федеральные законы и иные нормативные право­вые акты Российской Федерации, а

также международные договоры»' обязательства России.

В нашей стране централизованы и находятся под контролем Феде­рации в

интересах охраны жизни и здоровья населения также производ­ство ядовитых

веществ, наркотических средств и порядок их использо­вания.

н) Государственная граница Российской Федерации отделяет тер­риторию

Российской Федерации от территории других государств Она фиксирует

пространственные пределы, на которые распространяется суверенитет Российской

Федерации. А поскольку территория России включает в себя сушу,

территориальное море, воздушное пространство над ними и Российская Федерация

осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной

экономической зоне, то естественно, что Конституция к исключительному ведению

Россий­ской Федерации относит защиту всех этих объектов, рассматривая ее как

защиту суверенитета государства.

В Российской Федерации вопросы, связанные с Государственной границей,

регламентируются Законом РФ «О Государственной грани­це Российской Федерации»

[15] от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными в 1994 г. Этот Закон

регулирует режим Государственной границы, т.е. правила содержания границы и ее

пересечения лицами и транспортны­ми средствами; пограничный режим — режим

пограничной зоны, территориального моря России, ее внутренних вод, имеющих

выход к Государственной границе (сюда входят также правила въезда, времен­ного

пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, хозяйст­венной и иной

деятельности); режим в пунктах пропуска через Государ­ственную границу.

о) Среди органов государственной власти, действующих на терри­тории Российской

Федерации, наиболее централизованными система­ми являются суды и органы

прокуратуры. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и

федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 118)

[16], и все суды финансируются только из федерального бюджета (см.

комментарии к статье 124)[17].

Про­куратура Российской Федерации, согласно Конституции, составляет единую

централизованную систему, звенья которой соподчинены толь­ко по вертикали (см.

комментарий к статье 129)[18] и которую

возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Полномочия, органи­зация

и порядок деятельности прокуратуры определяются федераль­ным законом.

Естественно поэтому, что и судоустройство, и прокурату­ра находятся в

исключительном ведении Российской Федерации.

Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское,

гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, а

также правовое регулирование интеллектуаль­ной собственности традиционно

едины для более надежной защиты прав и свобод российских граждан, для

правового обслуживания еди­ного рынка. В целях сохранения такого единства

Конституция и отнесла регулирование этих вопросов к ведению Российской

Федерации.

Согласно Конституции, объявление амнистии — прерогатива Госу­дарственной

Думы, а помилование — компетенция Президента Россий­ской Федерации. Эти

вопросы, таким образом, отнесены к ведению Российской Федерации.

п) Коллизионное право — это совокупность норм, на основе которых разрешаются

противоречия между нормами права различных госу­дарств либо их частей. В

Российской Федерации коллизионные нормы применяются при разрешении коллизий

между российским и зарубеж­ным законодательством, а также между федеральным

законодательст­вом и законодательством субъектов Федерации. Эти нормы

содержатся в международных договорах Российской Федерации, а также в актах;

федерального законодательства и в договорах Российской Федерации с

конкретными ее субъектами.

Порядок разрешения коллизий между федеральным законодатель­ством и

законодательством субъектов Федерации установлен в Консти­туции Российской

Федерации (см. комментарий к статье 76)[19]

.

р) В каждом государстве имеются службы, выполняющие общенациональные задачи,

разнобой в решении которых недопустим, поскольку может иметь самые

отрицательные последствия для страны, ее экономики, для общества в целом. К

числу таких служб и относятся перечисленные в комментируемом пункте

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических

объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет. Сфера

деятельности этих служб, организации их осуществления урегулированы

федеральными законами, указами Президента РФ и актами Правительства РФ.

с) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации являются

высшей формой поощрения государством граждан за| выдающиеся заслуги в различных

областях жизни страны. Установление наград и почетных званий Российской

Федерации — исключительное право Федерации. Оно осуществляется в настоящее

время в соответствии с Положением о государственных наградах Российской

Феде­рации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г

[20].

Награждение государственными наградами осуществляет Президент Российской

Федерации. Он же присваивает почетные звания Российской Федерации.

Награжденный может быть лишен государствен­ных наград только Президентом в

случае осуждения за умышленное преступление по приговору суда.

т) Под государственной службой понимается профессиональная де­ятельность по

обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная

служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в

ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации,

находящуюся в их ведении.

Правовые основы организации государственной службы Россий­ской Федерации и

основы правового положения государственных слу­жащих установлены Федеральным

законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской

Федерации»[21]. В этом За­коне

определены понятия государственной должности, государствен­ного служащего,

перечислены принципы государственной службы, дана классификация государственных

должностей, установлен поря­док прохождения государственной службы. Закон

предусмотрел огра­ничения, связанные с государственной службой, а также меры

дисцип­линарной ответственности за должностные проступки.

Закон возложил координацию деятельности по реализации задач, связанных с его

реализацией, на Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

Совет состоит из равного числа представителей Президента, палат Федерального

Собрания, Правительства и высших органов судебной власти Российской

Федерации. Он анализирует состояние и эффектив­ность государственной службы в

органах государственной власти; ко­ординирует разработку проектов нормативных

актов по вопросам орга­низации государственной службы; организует совместно с

соответству­ющими государственными органами работу по формированию

кон­курсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению аттес­таций и

государственных квалификационных экзаменов; информирует граждан о проведении

конкурсов на замещение вакантных государст­венных должностей государственной

службы; координирует методи­ческую работу органов по вопросам государственной

службы и кадро­вых служб государственных органов; разрабатывает предложения

по формированию реестра государственных должностей в Российской Федерации и

внесению в него изменений; ведет федеральный реестр государственных служащих;

осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой,

переподготовкой (переквалифика­цией) и повышением квалификации

государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на

вышестоящие государ­ственные должности государственной службы.

Следует иметь в виду, что изложенные в статье 71 полномочия не исчерпывают

исключительных полномочий Российской Федерации, которые предусматриваются и

рядом других статей Конституции[22].

2.2 Законодательное регулирование предметов исключительного ведения

Российской Федерации.

В Конституции рассмотрению проблемы исключительного ведения в Российской

Федерации посвящено не так уж много статьей. Кроме вышеуказанной статьи 71,

определяющей предметы исключительного ведения, в конституции существует еще

лишь один параграф статьи 76 Конституции РФ, регулирующий законодательное

регулирование предметов ведения российской Федерации.

В нем, в частности говорится:

« По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные

конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей

территории Российской Федера­ции»[23].

Комментируемая статья определяет виды нормативных право­вых актов, которые

принимаются по предметам ведения Российской Федерации (статья 71),

совместного ведения Федерации и ее субъек­тов (статья 72) и по вопросам,

отнесенным к ведению субъектов Рос­сийской Федерации (остаточные полномочия).

В ней речь идет о фе­деральных конституционных законах, федеральных законах,

законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации,

устанав­ливается их соподчиненность. Термины, применяемые в данной статье и в

ряде других статей Конституции, не всегда одинаковы по значению. Иногда

понятием «федеральный закон» охватываются и федеральные конституционные

законы (например, когда в статье 90 говорится, что указы и распоряжения

Президента России не должны противоречить Конституции и федеральным законам,

то имеются и виду и федераль­ные, и федеральные конституционные законы).

Термин «закон» тоже употребляется неоднозначно. Предусмотрев, например, в

статье 35, что частная собственность охраняется законом, Конституция

подра­зумевает в данном случае под законом и иные нормативные правовые акты.

Устанавливая в статье 14, что религиозные объединения равны перед законом,

Конституция использует термин «закон» и самом ши­роком смысле, запрещая

какую-либо дискриминацию упомянутых ор­ганизаций и т.д. В статье 15 записано,

что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не

должны противоре­чить ее Конституции. Здесь имеются в виду все виды законов:

феде­ральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов

Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рас­сматривал вопрос о

конституционности тех или иных нормативных актов Федерации и ее субъектов.

Отдельные положения законов он признавал неконституционными (например,

Постановлением от 20 февраля 1996 г. были признаны не соответствующими

Конституции отдельные положения Федерального закона 1994 г. «О статусе

депута­тов Федерального Собрания Российской Федерации»)

[24]. Конституцион­ный Суд признал не соответствующими Конституции России

отдель­ные положения Закона Чувашской Республики о выборах депутатов

Государственного Совета Чувашской Республики (Постановление Конституционного

Суда от 10 июля 1995 г.), некоторые нормативные правовые акты города Москвы,

Московской области. Ставропольского края и других регионов о порядке

регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в эти регионы

(Постановление Кон­ституционного Суда от 20 февраля 1996 г.). Суд признал

конституци­онными указы Президента России, связанные с ситуацией в Чеченской

Республике, но оценил как не соответствующие Конституции отдель­ные положения

Постановления Правительства РФ по этому вопросу.

Некоторые важные указы Президента (например, о создании объединен­ного

министерства безопасности и внутренних дел в 1992 г.) Конститу­ционный Суд

признал не соответствующими Конституции; в 1992 г. он вынес постановления о

неконституционности отдельных положений некоторых указов Президента, например

связанных с приостановлени­ем деятельности коммунистической партии, с ее

имуществом.

Издание федеральных конституционных законов и федеральных законов не

исключает издания иных, подзаконных нормативных и, ра­зумеется, ненормативных

актов, указов Президента, постановлении Правительства, актов министерств и

т.д., но они, во-первых, издаются во исполнение законов, а во-вторых, не

должны выходить за пределы, очерченные законом. Подзаконные акты Президента

РФ в некоторых случаях по-новому регулируют общественные отношения, поскольку

по данному вопросу еще не принят закон. В условиях современного переходного

периода России, когда по некоторым принципиальным вопросам федеральные законы

еще не были приняты, важные общест­венные отношения регулировались указами

Президента России (на­пример, о земле, о местном самоуправлении и др.).

Прямое действие на всей территории Российской Федерации феде­ральных

конституционных законов и федеральных законов, принимае­мых в пределах

ведения Федерации (федеративное устройство, граж­данство, федеральный бюджет

и др.), ее исключительных и совместных с субъектами Федерации полномочий,

означает, во-первых, что они не нуждаются в одобрении (ратификации)

субъектами Федерации, не могут быть ими аннулированы и должны непосредственно

исполняться на территории каждого из субъектов органами государственной

власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, учрежде­ниями,

предприятиями, гражданами. Во-вторых, прямое действие зако­на означает, что

для его применения органами государства, должност­ными лицами, гражданами не

требуется обязательного издания допол­нительных нормативных правовых актов и

инструкций. Стороны в "судебном и административном разбирательстве вправе

ссылаться на ; закон, оспаривая незаконные нормы соответствующих ведомств.

Примером этого является ссылка на нормы самой Конституции России, одного из

призывников, требовавшего предусмотренной в Конститу­ции альтернативной

службы взамен призыва в армию. Городской суд г. Ногинска, в 1996 г. поддержал

эти требования истца. Наконец, в-третьих, прямое действие закона не

исключает, а, напротив, предполагает; издание иных нормативных правовых

актов, часто прямо предусмотренных законом. Это относится и к изданию законов

субъектами Федерации в соответствии с федеральными законами.

По одним из перечисленных в статье 71 предметов ведения прини­маются

федеральные конституционные законы, по другим — обычные федеральные законы. В

ряде статей Конституции предусмотрено кон­кретно, когда должны приниматься

федеральные конституционные за­коны, а когда — просто федеральные законы.

Федеральными конститу­ционными законами определяются: порядок введения

чрезвычайного положения (статья 88); принятие новых субъектов в состав

Федерации (статья 65); изменение статуса субъектов (в этом случае принятию

Страницы: 1, 2, 3, 4