бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Предметы исключительного ведения РФ бесплатно рефераты

Курсовая: Предметы исключительного ведения РФ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие (1985-1994 годы) наша планета стала ареной самых

масштабных конституционных преобразований из всех, какие знала история. Всего

за одно десятилетие приня­то, по подсчетам исследователей, более 70 новых

основных законов в 67 странах мира, еще более чем в 60 государствах основные

законы подвергались изменениям от небольших дополнений до полной перемены

облика и содержания. Более чем в 70 странах впервые в их истории или впервые

за последние десятилетия прошли более или менее свободные парламентские или

президентские выборы, что является наиболее точным признаком восстановления

или ус­тановления демократического строя. Число государств, которые с 1985

года не затронули большие или малые конституционные пре­образования,

составляет сейчас уже не более двух десятков.

Такова чисто внешняя, количественная сторона явления. Од­нако существо

современного мирового конституционного процесса определяют отнюдь не эти

большие цифры. В 60-е и 70-е годы число принятых в мире конституций было

значительно больше. Подлинное значение современных конституционных реформ и

рево­люций определяет их изменившееся историческое содержание, их новая

направленность, наконец, их причины и движущие мотивы.

Не избежала подобных преобразований и конституция Российской Федерации.

Изменения затронули многие сферы жизни страны. В том числе значительные

преобразования, по сравнению с Конституцией «застойных времен» претерпели и

вопросы регулирования предметов исключительного ведения Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного становится понятной актуальность данной работы. В

последнее время, в процессе становления нового российского законодательства

особо важным представляется вопрос о проблемах исключительного ведения

Российской Федерации. Особо хочется отметить конституционное регулирование

данного вопроса, т.к. конституция является формообразующим законодательным

актом по отношению к другим нормативно-правовым документам.

Таким образом, целью работы становится изучение и анализ конституционно-

правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации

на современном этапе.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий

федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов

ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные

акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации,

представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня

предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной

компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с

органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в

предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так

и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные

формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;

принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных

полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий,

отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Для достижения указанной цели следует вычленить следующие задачи, решение

которых позволит раскрыть данную тему. В процессе выполнения данной работы

решаются следующие задачи:

1. анализ понятия исключительного ведения и

особенности ее нормативно-правого регулирования.

2. рассмотрение и анализ конституционного

регулирования вопросов исключительного ведения в РФ на современном этапе.

3. выявление особенностей конституционно-правого

регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.

4. предложение возможных рекомендаций по

усовершенствованию конституционных норм, регулирующих вопросы исключительного

ведения Российской Федерации.

Для достижения решения данных задач использовались следующие методы: анализ

исторической и юридической литературы по данному вопросу, анализ нормативных

актов, сравнительный анализ нормативных актов разных стран, исследовательский

метод.

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТЫ ФЕДЕРАТИВНОГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие "предметы ведения федерации и ее субъектов"

В юридической литературе и в законодательстве, когда речь идет о

разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами феде­рации,

иногда говорится о разграничении компетенции между федерацией и ее

субъектами.

Данная неточность приводит к отождествлению двух разных вопросов: вопроса о

разграничении предметов ве­дения между федерацией и ее субъектами и вопроса о

разграничении компетенции между отдельными видами федеральных органов

(представительный орган, органы управления, судебные органы), с одной стороны,

и между отдельными видами органов субъектов федерации — с другой стороны

[1].

Эти вопросы взаимосвязаны, ибо одним из факторов, обусловливающих как

компетенцию федеральных орга­нов, так и компетенцию органов субъектов

федерации, яв­ляются переданные в ведение федерации и ее субъектов предметы

ведения. И в то же время эти вопросы совер­шенно разные. В чем же заключается

различие между ни­ми?

Вопрос о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами —

это вопрос об отношени­ях между федерацией и ее субъектами. Вопрос же о

раз­граничении компетенции между отдельными видами федеральных органов и

отдельными видами органов субъ­ектов федерации — это вопрос об отношениях,

во-первых, между отдельными видами федеральных органов; во-вто­рых, между

отдельными видами органов субъектов феде­рации; в-третьих, между

федеральными органами и органами субъектов федерации.

Таким образом, ясно, что, говоря о разграничении предметов ведения между

федерацией и ее субъектами, нельзя употреблять термин "компетенция" вместо

терми­на "предметы ведения". Компетенция — это свойство, присущее лишь

госу­дарственному органу. Государству же присуще другое свойство —

суверенитет. Именно с этим свойством, прису­щим государству, связан вопрос о

разграничении предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

Компетенция государственного органа — это юриди­чески предоставленные ему права

на решение определен­ного круга вопросов и на издание определенных видов

правовых актов, права, устанавливающие место данного органа в системе

государственных органов, реализуемые им самостоятельно

[2].

Предметы же ведения федерации и ее субъектов — это круг конституционно

зафиксированных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления

государства, соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов

компетентны принимать решения.

Необходимо отметить, что от того, как разграничены по своему существу

предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую

играет федератив­ное государственное устройство в жизни народа данного

государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным

экономическим, политическим, со­циальным, национальным, культурным

потребностям об­щественного развития, или будет тормозить это развитие,

играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны.

От того же, как решен вопрос о разграничении ком­петенции между отдельными

видами федеральных орга­нов и отдельными видами органов субъектов федерации,

зависит, в руках каких из этих органов будет сосредоточе­на государственная

власть в федерации и в ее субъектах — в руках представительных органов или

в руках бюрок­ратического аппарата.

Неправильное решение одного или другого из на­званных вопросов, а тем более

если они оба будут решены неверно, неминуемо закладывает основу для будущего

политического кризиса. Красноречивым примером этого положения может

служить разразившийся несколько лет назад политиче­ский кризис в Югославии.

Двумя главными причинами, породившими этот политический кризис, как

отмечалось в печати, являются, во-первых, процесс децентрализации в

федеративном устройстве Югославии, который привел к разрушению единого рынка

в рамках федерации и отсюда к ряду негативных экономических последствий,

таких, как инфляция, безработица, забастовки, эмиграция и т.д., и, во-вторых,

усиление роли бюрократического аппарата на уровне республиканских, краевых и

местных органов. В настоящее время этот кризис перерос в вооруженный

кон­фликт.

На этом примере мы можем увидеть, какие отрицатель­ные последствия имеет

неправильное решение вопроса о раз­граничении предметов ведения между

федерацией и ее субъектами и вопроса о разграничении компетенции между

отдельными видами федеральных органов, с одной стороны, и между отдельными

видами органов субъектов федерации — с другой стороны

[3].

Правильное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

со всех точек зрения: эконо­мической, политической, национальной и так далее

— за­дача очень сложная. Говоря о сложности этой задачи, необходимо

обра­тить внимание на следующее обстоятельство. Решение по существу всех

вопросов, касающихся разграничения пред­метов ведения между федерацией и ее

субъектами, не под силу только специалистам в области права. Определить,

какие вопросы, исходя из их существа, должны находиться в ведении федерации,

а какие — в ведении ее субъектов, например, в области экономики, финансов,

экологии и так далее, могут лишь специалисты, занимающиеся этими проблемами

профессионально. Роль юристов в решении этих вопросов должна заключаться

главным образом в отыскании той удачной формулировки, которая исключа­ла бы

возможность для федеральных органов вторгаться в предметы ведения,

предоставленные субъектам федера­ции, а также возможность для органов

субъектов федера­ции вторгаться в предметы ведения, предоставленные

федерации.

1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах

Согласно большинству конституций федеративных государств к исключительному

ведению федерации отно­сятся:

·внешние сношения (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия,

Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

·оборона и руководство вооруженными силами (Авст­ралия, Австрия, Аргентина,

Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

·установление границ и таможенное дело (Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия,

Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

·денежное и валютное обращение и монетная монопо­лия (Австралия, Австрия,

Аргентина, Бразилия, Венесуэ­ла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария,

ФРГ);

·установление единой системы мер и весов (Австра­лия, Австрия, Аргентина,

Бразилия, Венесуэла, Индия, Ка­нада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

·федеральные финансы и налоги (Австралия, Авст­рия, Аргентина, Бразилия,

Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

·деятельность почты, телеграфа, телефона (Австра­лия, Австрия, Аргентина,

Бразилия, Венесуэла, Индия, Ка­нада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

·паспортное дело, эмиграция, иммиграция, въезд, вы­езд, поселение и

пребывание иностранцев (Австралия, Ав­стрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла,

Индия, Канада, Мексика, Швейцария, ФРГ);

·федеральный железнодорожный, воздушный, водный транспорт и пути сообщения

(Австралия, Австрия, Брази­лия, Венесуэла, Индия, Канада, США, Швейцария,

ФРГ);

·гражданское, уголовное, процессуальное, исправи­тельное, авторское,

патентное, изобретательское право и охрана промышленной собственности

(Австралия, Авст­рия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада,

Швейцария, ФРГ);

·учреждение федеральной системы правоохранитель­ных и судебных органов

(Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, ФРГ);

·поддержание общественного спокойствия и безопас­ности федерации (Австрия,

Венесуэла, Индия, США, Швейцария, ФРГ);

·объявление войны и заключение мира (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика,

США, Швейцария, ФРГ);

·банковская деятельность (Австралия, Австрия, Ар­гентина, Венесуэла, Индия,

Канада, Швейцария);

·государственная статистика (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Канада,

ФРГ);

·правовое положение лиц, находящихся на государст­венной службе (Австрия,

Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, ФРГ);

·производство, приобретение, продажа, распростране­ние оружия, боеприпасов и

взрывчатых веществ (Австрия, Бразилия, Индия, Швейцария);

·страхование (Австралия, Австрия, Бразилия, Индия, Канада, Швейцария);

·принятие законов, необходимых для осуществления вышеперечисленных прав

(Австралия, Аргентина, Мекси­ка, США).

Помимо указанных предметов ведения, отдельные кон­ституции передают в ведение

федерации такие вопросы, как: разрешение и учреждение на национальной

территории дру­гих религиозных орденов, кроме уже существующих (Арген­тина);

·осуществление классификации теле- и радиопрограмм;

·установление директив для городского развития, включая жи­лищное, санитарное

и транспортное;

·установление принципов и директив для национальной системы путешествий

(Брази­лия);

·паломничество в места, находящиеся вне пределов Ин­дии;

·суды по опеке над недвижимым имуществом правителей индийских княжеств;

разрешение демонстрации кинофиль­мов (Индия)[4].

ГЛАВА II. ПРЕДМЕТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

КОНСТИТУЦИИ 1993 Г.

2.1. Определение предметов исключительного ведения Российской Федерации.

Для определения границ предметов исключительного ведения Российской Федерации

представляется необходимым рассмотрение и анализ основной статьи Конституции

РФ, посвященной данному вопросу – статьи 71 вышеуказанной Конституции. В ней

в частности говорится:

«В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных

законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федера­ции;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в

Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и

судебной власти, порядка их организации и дея­тельности; формирование

федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

с) установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области

государственного, экономического, экологическое го, социального, культурного

и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва­лютное,

кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой

политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федераль­ные фонды

регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся

материалы; федеральные транспорт, пути сообще­ния, информация и связь;

деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской федерации,

международные договоры Российской Федерации; во­просы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определе­ние порядка

продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной тех­ники и другого военного

имущества; производство ядовитых ве­ществ, наркотических средств и порядок их

использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, тер­риториального

моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Феде­рации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и по­милование;

гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование ин­теллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

Страницы: 1, 2, 3, 4