бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Предметы исключительного ведения РФ бесплатно рефераты

исчисление времени; геодезия и картография; наименова­ния географических

объектов; официальный статистический и бух­галтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Фе­дерации;

т) федеральная государственная служба».

Данная анализируемая статья посвящена предметам исключительного веления

Российской Федерации. Ее содержание следует рассматривать в тесной связи с

положениями статьей 72, 73 и 76 Конституции РФ, поскольку речь идет о

разграничении предметов ведения и полномочии между Федерацией и ее

субъектами. Формула «в ведении Российской Федерация находятся», по сути дела,

означает, что соответствующие сферы и отрасли хозяйства страны, виды

имущества, определенные виды деятельности, связанные, например, с обороной

страны, обеспечением безопасности, установлением гражданства РФ и т.п.,

являются предметами государственного регули­рования на федеральном уровне.

Рассмотрим эти предметы ведения.

а) Российская Федерация принимает свою Конституцию, которая устанавливает

основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между

человеком, гражданином, обществом и госу­дарством, форму государственного

устройства России и характер ее взаимоотношений с другими суверенными

государствами.

Пользуясь правом принимать свою Конституцию, Российская Фе­дерация правомочна

вносить в нее необходимые изменения. Однако если поправки к главам 3-8

Конституции может принимать Федераль­ное Собрание, то вступают они в силу

лишь после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей

субъектов Федера­ции. Поэтому можно утверждать, что вопрос о внесении

изменений в главы 3—8 Конституции входит в компетенцию не только Федерации,

но и ее субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характе­ризуется наличием

единой федеральной правовой системы, важней­шим компонентом которой являются

федеральные нормативные пра­вовые акты. Сердцевину этих актов вместе с

Конституцией Российской Федерации составляют ее законы — федеральные

конституционные и федеральные законы. Верховенство Конституции и этих законов

обеспечивает единство федеральной правовой системы, взаимосвязь и

взаимодействие всех нормативных правовых актов, действующих на территории

Российской Федерации.

Российская Федерация, как и любое другое государство, правомочна принимать

свои законы и вносить в них необходимые изменения.

Принимая Конституцию и федеральные законы, Российская Федерация не может не

проверять, как соблюдаются эти акты, как обеспечи­вается их верховенство на

всей территории Федерации. Именно поэтому такой контроль является важной

частью ее компетенции.

б) Федеративное устройство — понятие чрезвычайно широкое. Оно охватывает

большой круг вопросов, часть из которых, несомненно, не может решаться

исключительно Федерацией. Например, изменение статуса субъекта Федерации

производится по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта.

Однако, относя федеративное устройство к исключительному веде­нию Российской

Федерации, Конституция имеет в виду то обстоятель­ство, что, во-первых, все

основные вопросы федеративного устройства России могут решаться только на

федеральном уровне. Во-вторых, порядок разрешения тех вопросов федеративного

устройства, которые решаются Федерацией совместно с ее субъектами или даже

субъектами Федерации самостоятельно, также определяется Федерацией. Так, хотя

упоминавшееся уже ранее изменение статуса субъекта Федерации воз­можно лишь по

взаимному согласию Федерации и ее субъекта, оно осуществляется «в соответствии

с федеральным конституционным за­коном» (см. комментарий к статье 66)

[5].

Что касается территории Российской Федерации, то она складыва­ется из

территории ее субъектов и включает в себя сушу, внутренние воды и

территориальное море, воздушное пространство над ними, кото­рые образуют

материальное содержание государственного суверените­та России. Территория

Российской Федерации является пространст­венным пределом ее власти. На эту

территорию распространяется суве­ренитет Российской Федерации. Поэтому все

вопросы, связанные с территорией России, могут решаться только самой Россией,

только с ее согласия.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновен­ность своей

территории. Она устанавливает статус, режим и осущест­вляет защиту

Государственной границы, территориальных вод, воздуш­ного пространства,

экономической зоны и континентального шельфа (см. комментарий к статье 67)

[6].

в) В Российской Федерации человек, его права и свободы рассмат­риваются как

высшая ценность. Уважение к личности и ее защита — неотъемлемый атрибут

конституционного государства, его обязан­ность. Именно поэтому Конституция

Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и

гражданина к веде­нию Федерации.

Отнесение этих вопросов к исключительному ведению Федерации не означает,

разумеется, что ее субъекты в своих нормативных правовых актах вообще не

вправе касаться этих вопросов. Наоборот, они могут расширять права и свободы

по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством, но

сужать их, ущемлять права граж­дан они не вправе.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации

является единое гражданство России. Вопросы российско­го гражданства

регулируются Конституцией Российской Федерации и федеральным

законодательством. Российская Федерация определяет основания и процедуру

приобретения и прекращения гражданства, ад­министративный и судебный порядок

обжалования решений по вопро­сам гражданства, порядок разрешения споров между

Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства,

Наряду с гражданством Российской Федерации каждая из респуб­лик Федерации

имеет также свое гражданство. Гражданин республики является вместе с тем

гражданином Российской Федерации, а утрата этого гражданства влечет за собой

прекращение гражданства респуб­лики.

Наличие или отсутствие гражданства республики не оказывает вли­яния на

правовое положение гражданина Российской Федерации. Каж­дый ее гражданин

обладает на ее территории всеми правами и свобода­ми и несет равные

обязанности, предусмотренные Конституцией Рос­сийской Федерации.

Республиканское законодательство о гражданстве не может проти­воречить

федеральному законодательству, которое не только регулиру­ет федеральное

гражданство, но и служит основой для решения респуб­ликами вопросов своего

гражданства.

Российская Федерация осуществляет регулирование и защиту прав национальных

меньшинств. Она защищает права национальных мень­шинств от любых их

нарушений, от кого бы они ни исходили, и осущест­вляет регулирование этих

прав в полном соответствии с нормами меж­дународного права.

г) Важным компонентом конституционно-правового статуса Рос­сийской Федерации

является наличие общих для всей Федерации ор­ганов государственной власти.

Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной,

исполнительной и су­дебной власти (см. комментарий к статье 11)

[7].

Российская Федерация определяет порядок организации и деятель­ности федеральных

органов государственной власти (см. комментарии к статьям 81-93, 95-109,

110-117. 118-128)[8] и осуществляет их

фор­мирование.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законода­тельной,

исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа России. Так, в

Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

д) Конституционно-правовой статус Российской Федерации харак­теризуется наличием

федеральной государственной собственности. К объектам, являющимся исключительно

федеральной собственностью в соответствии с Постановлением Верховного Совета

Российской Феде­рации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной

собст­венности в Российской Федерации на федеральную собственность,

го­сударственную собственность республик в составе Российской Федера­ции,

краев, областей, автономной области, автономных округов, горо­дов Москвы и

Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

[9] относятся: объекты, необходимые для обеспечения функционирования

федеральных органов государственной власти и решения общероссий­ских задач;

объекты оборонного производства; объекты отраслей, обес­печивающих

жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие отраслей

народного хозяйства, прочие объекты.

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов

определяется по взаимной договоренности федеральных ор­ганов государственной

власти и органов государственной власти субъ­ектов Федерации. В федеральной

собственности находятся земельные участки и другие природные объекты,

предназначенные для обеспече­ния деятельности Президента Российской

Федерации, федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил,

пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации.

Российская Федерация определяет не только те объекты государст­венной

собственности, которые относятся к федеральной собственнос­ти, но и порядок

управления федеральной собственностью.

От имени Российской Федерации права собственника осуществля­ют федеральные

органы государственной власти в рамках их компетен­ции, установленной актами,

определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федера­ции от 21 июля 1993 г

[10]. о внесении изменений и дополнений в упо­минавшееся ранее Постановление

Верховного Совета Российской Фе­дерации от 27 декабря 1991 г., управление и

распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев,

предусмотрен­ных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет

Правительство Российской Федерации, которое может делегировать министерствам и

ведомствам указанные в Постановлении полномочия в отношении подведомственных им

объектов федеральной собствен­ности, Оно может также делегировать некоторые

свои полномочия и органам исполнительной власти субъектов Федерации в порядке,

оп­ределяемом законодательством Российской Федерации и Федератив­ным договором.

Имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепля­ется за

государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения

или оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (Ст.

294, 296 ГК РФ).

е) В соответствии с комментируемым пунктом данной статьи Рос­сийская

Федерация устанавливает основы федеральной политики в области

государственного, экономического, экологического, социаль­ного, культурного и

национального развития России. Таким образом, Федерация имеет возможность

определять основные направления деятельности в этих сферах не только

федеральных органов государствен­ной власти, но и органов государственной

власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления,

предприятий, учреждении и организаций различной подчиненности.

Свое отражение и конкретизацию политика Российской Федерации в указанных

областях находит в федеральных целевых программах, которые определяют

основные цели и задачи развития соответствую­щей отрасли или сферы экономики,

экологии, социальной защиты на­селения, очередность и сроки исполнения

намеченных мер, ресурсы, необходимые для этого, и т.п.

В настоящее время выполняются программы приватизации, конвер­сии военно-

промышленного комплекса, охраны природы, обеспечения прав вкладчиков и

акционеров, развития газификации, социально-эко­номического развития

различных регионов страны, космическая программа, программы охраны здоровья

населения, строительства жилья и многие другие.

ж) Провозглашенное Конституцией (см. комментарий к статье 8)

[11] единое экономическое пространство в Российской Федерации немыс­лимо без

единого рынка (что может быть обеспечено лишь установле­нием соответствующих

федеральных правил), без единого финансово­го, валютного, кредитного и

таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно поэтому

все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению Федерации.

Согласно Конституции, в России установлена единая денежная еди­ница, которой

является рубль (см комментарий к статье 75)

[12]. Естествен­но поэтому, что и денежная эмиссия должна быть сосредоточена

в исключительном ведении Федерации. Конституция возлагает денеж­ную эмиссию на

Центральный банк Российской Федерации.

Реализация политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере требует

также наличия федеральных экономических служб, включая и федеральные банки.

з) Проведение федеральной политики в различных областях госу­дарственного,

хозяйственного и социально-культурного строительства требует соответствующего

финансового обеспечения, организуемого через федеральный бюджет, доходная

часть которого пополняется за счет федеральных налогов и сборов. С целью

оказания федеральной материальной помощи различным регионам создаются также

феде­ральные фонды регионального развития, средствами которых вправе

распоряжаться только федеральные власти.

Конституция Российской Федерации, относя к компетенции Федерации федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, тем самым отвергает существовавшую прежде

единую бюджетную систему, при которой основные ноказатели бюджета

нижестоящего уровня включа­лись в бюджет вышестоящего уровня, что

ограничивало возможности субъектов Федерации. Вместе с тем Конституция

отвергла и предлагавшуюся в свое время систему государственных налогов и

сборов, которая предусматривала их сосредоточение в руках субъектов Федерации

с последующим отчислением определенной части этих средств в пользу федерации,

что поставило бы Федерацию в финансовую зависимость от ее субъектов.

и) В экономике Российской Федерации имеется ряд отраслей, кото­рые

обеспечивают жизнедеятельность всего хозяйства страны в целом и являются

основой развития всех его отраслей. В их число входят федеральные

энергетические системы, ядерная энергетика, расщеп­ляющиеся материалы,

федеральный транспорт, включающий железно­дорожный, воздушный, морской,

речной, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральная информация и

связь, деятельность в кос­мосе. Все эти технико-экономические системы для их

нормального функционирования объективно требуют централизованного

управле­ния. Кроме того, их финансирование может обеспечить только

Федера­ция. Именно в силу этих причин они и находятся в исключительном

ведении Федерации.

к) К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской

Федерации относится ее право на участие в международ­ных отношениях, реализуя

которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации,

так и интересы каждого ее субъекта

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной

правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные

договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в

системах коллективной безопасности, в региональных государственных и

межгосударственных союзах.

Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным

правом объявлять войну и заключать мир

л) В Российской Федерации правом на внешнеэкономические отно­шения пользуются

как Федерация в целом, так и ее субъекты. Однако вступать в такие отношения

от имени всей Федерации — исключитель­ное право Российской Федерации, которая

вместе с тем осуществляет координацию внешнеэкономических связей ее субъектов

м) Обеспечение обороны и безопасности страны отнесено к исклю­чительному ведению

Российской Федерации. Единые общефедераль­ные вооруженные силы осуществляют

защиту суверенитет территориальной целостности государства. К ведению

Российской Федерации относятся определение структуры и организации Вооруженных

Сил, разработка и осуществление оборонной политики. Единство Воору­женных Сил

предполагает централизацию законодательства в области обороны и управления

Вооруженными Силами. Ныне действует Феде­ральный закон от 31 мая 1996 г. «Об

обороне»[13].

Осуществляя оборону страны, Российская Федерация сосредоточи­вает в своих

руках решение важнейших вопросов, непосредственно связанных с обороной. В ее

Страницы: 1, 2, 3, 4