бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Основные правовые системы современности бесплатно рефераты

раздел о недвижимости. В остальных разделах осталось незначительное число

старых норм. Большинство ранее действовавших положений заменено отдельными

законами, нормы которых составляют ядро #M12291 841500243правового

регулирования#S отношений в соответствующих сферах.

В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику закона

1734 г., охватывает многие отрасли шведского #M12291 841500224права:

трудовое#S и #M12291 841500320акционерное право#S, законодательство об охране

#M12291 841501943промышленной собственности#S и о #M12291 841500413социальном

обеспечении#S, об охране окружающей среды, многие разделы #M12291

841500292административного права#S иными словами, преимущественно все те

#M12291 841502678области#S #M12291 841500243правового регулирования#S,

которые появлялись по мере социально-экономического развития страны начиная с

середины прошлого столетия. Хотя число законодательных предписаний, выходящих

за рамки закона 1734 г., значительно превысило систематизированную в

соответствии с этим актом часть шведского законодательства, практическое

значение закона шведского государства еще велико.

Этого нельзя сказать о датском кодексе, который сохранен по преимуществу как

исторический памятник. Кодифицированное законодательство представляет далеко

не большую часть действующего права страны. И здесь, и в Норвегии отчетлива

позиция, придающая важное значение судебной практике как #M12291

841500813источнику права#S. Немаловажна роль судебной практики и в Швеции, и

это отличает С.п. от романо-германской системы, сближая его в какой-то мере с

#M12291 841502694общим правом#S.

С.п. представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических

путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Особую

роль здесь играет то, что Скандинавские страны тесно сотрудничают в области

законодательства и этот процесс, начавшийся в конце прошлого века, привел к

появлению значительного числа унифицированных актов, равно действующих во

всех государствах-участниках.

В 1880 г. одновременно в трех странах Швеции, Данин и Норвегии вступил в

силу единый закон об оборотных #M12291 841502272документах#S. В последующие

годы основное внимание уделялось #M12291 841501696унификации#S #M12291

841500572торгового права#S (законы о торговых знаках, торговых реестрах,

фирмах, #M12291 9015838закон о чеках) #Sи морского права. В конце века

появились еще более смелые унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор

Ларсен предложил унифицировать все #M12291 841501824частное право#S, чтобы в

конечном итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя

#M12291 841500046правительства#S скандинавских государств в принципе

согласились с этим предложением, создание проекта единого гражданского

кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов

#M12291 841500235права собственности#S и #M12291 841502725обязательственного

права#S. Результатом этих двух усилий явился проект закона о продаже

движимого #M12291 841500731имущества#S. В Швеции и Дании он вступил в силу в

1906 г., в Норвегии в 1907 г. и в Исландии в 1922 г.

Еще одним важным результатом сотрудничества Скандинавских стран явился Закон

о #M12291 841502156договорах#S и других законных операциях в #M12291

841500235праве собственности#S и #M12291 841502725обязательственном праве#S.

В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в

Финляндии в 1929 г. На основе упомянутых выше и некоторых других законов в

Скандинавских странах сложилось, по существу, единое договорное право.

Скандинавские государства активно сотрудничали также в области #M12291

841500340семейного права#S, хотя здесь различия между законодательствами

стран региона выражены сильнее, чем в #M12291 841502725обязательственном

праве#S. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной

Европе реформы были проведены лишь после второй мировой войны, в

скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть

равенство мужа и жены, отказ от принципа #M12291 841501431вины#S как главного

основания #M12291 841501127расторжения брака#S, уравнение в правах детей,

рожденных вне брака, и др.

Традиционные и религиозные правовые системы.

Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого

религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая

свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много

общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся

от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые

системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере

остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не

призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что

принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на

западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения

должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского

права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и

основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что

существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории

открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат

правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю

развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления

раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В

начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные

правила поведения практически не различались. Не случайно в это время

мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и

не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития

государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как

юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой,

что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как

религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее

значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из

всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с

государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и

идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его

специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о

неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие

исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная

догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как

таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и

не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о

неразрывном единстве религиозных и правовых норм.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к

последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и

высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-

мусульманистов;

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни

мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского

права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина

получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения

норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.

Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от

государства, воспринимается, в конечном счете, как "Божественная кара",

поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли

Аллаха на земле".

Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных

предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к

мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того

обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с

религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между

данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ

нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не

все юридические нормы в равной степени основана на исламе как религиозной

догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно

связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения,

которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним относятся, например,

отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования,

несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм

мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам

поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в

отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно

потому, что их религиозные "дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами

нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие

непосредственно "Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобные

предписания - весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм,

которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических,

рациональных приемов толкования (иджтихад).

По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна содержат

все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей

(муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с

нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что

большинство норм "муамалат" не связано непосредственно с "Божественным

откровением" и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил

поведения. Главное их качество (норм муамалат) заключается в рациональной

обоснованности и способности изменяться (развиваться).

Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и

взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм

мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных

предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное

отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются

противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и

религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через

деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно

элементом государственного механизма) так и собственно государственных

органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с

другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой

системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как

в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не

все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм мусульманского

права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении

юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции

религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими

(государственными) судебными органами (полиция, светские суды).

Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не

правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и

не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы

совпадают с религиозными правилами поведения.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения.

В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции

законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива

мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем

традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с

некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-

германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак,

Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-

семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда

и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма

и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не

является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной

мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы

действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы

мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством

буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западноевропейских

моделей.

В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на

современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею

уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их

влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую

классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где

мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего,

его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное

законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана,

например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат -

предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех

принимаемых законов. Во исполнение данного положения здесь изданы законы,

ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных

норм той или иной школы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской

Аравии и джафаритской в Иране.

Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не уступало своей роли

явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь заняло ведущее

место только после свержения шахского режима, в результате проводимого

руководством исламской республики курса на исламизацию всех сторон

общественно-политической, экономической и государственной жизни страны и даже

сферы личных интересов граждан. В подтверждение этого можно указать на

введение системы строгих, а порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не

только юридических, но и моральных норм, относящихся в частности к одежде и

формам проведения досуга мусульман. Действующие в стране мусульманские суды,

вопреки элементарным требованиям справедливости и демократической законности,

строго придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел, нередко

допускают явные нарушения и творят произвол.

Отметим также, что в Иране и Саудовской Аравии функционируют специальные

учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и

следствия могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил

торговли, общественного порядка или норм морали.

Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя

сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как

в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние

десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего, принципы

и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7