Курсовая: Основные правовые системы современности
работников и предпринимателей: выплату #M12291 841502602пенсий по старости#S,
#M12291 841500733инвалидности#S, по случаю потери кормильца, пособий по
безработице и в связи с несчастными случаями на производстве. В систему
#M12291 841500413социального обеспечения#S входят также меры социального
вспомоществования, оказываемого малоимущим семьям, матерям-одиночкам с
недостаточным доходом, лицам, нуждающимся в длительном лечении, индейцам и
др. Осуществление таких мер приняло значительные размеры в 1960-х гг., при
президенте Джонсоне, когда под лозунгом общества "всеобщего благоденствия"
были провозглашены финансируемые из федерального бюджета многомиллиардные
программы оказания содействия нуждающимся группам населения, в том числе
путем раздачи бесплатных талонов на приобретение продовольственных товаров,
путем программы бесплатной или льготной медицинской помощи и др. В
последующем ассигнования по этим программам подверглись большим сокращениям,
но остаются весьма значительными.
Борьба против расовой дискриминации, за равноправие негров, испано-язычных
американцев и других меньшинств в трудовых отношениях, в области образования,
найма жилища и в иных сферах жизни, с новой силой развернувшаяся после второй
мировой войны, нашла отражение в ряде принципиальных решений Верховного суда
США (по делам Брауна 1954 г., Браудера 1956 г., Тернера 1962 г. и др.), а
также в федеральных законах о #M12291 841501998гражданских правах#S 1964 и
1968 гг., о справедливом найме жилища 1968 г. и др. и в значительно меньшей
степени в законодательстве отдельных штатов. В июле 1990 г. был принят Закон
об инвалидах, направленный на существенное расширение прав физически или
умственно неполноценных американских граждан. В частности, закон запрещает
дискриминацию их при найме на работу или продвижении по службе.
Во второй половине XX в. получили значительное развитие новые #M12291
841502542отрасли права#S, связанные с охраной окружающей среды и защитой
интересов потребителей. Под активным воздействием общественности и при
#M12291 841500405сопротивлении#S крупных корпораций Конгресс США принял
законы о национальной политике по вопросам окружающей среды 1969 г. и об
улучшении качества окружающей среды 1970 г., а на их основе ряд более
частных актов, в тексты которых постоянно вносятся уточнения и дополнения: о
контроле над загрязнением вод, о чистоте воздуха, о контроле над вредными
шумами, о ликвидации твердых отходов и др. В 1982 г. был издан очень важный
Закон о политике в области ликвидации отходов ядерного производства.
Специально созданное Агентство по охране окружающей среды вправе издавать
подзаконные акты, которыми регулируются критерии и стандарты по качеству
воды, атмосферного воздуха, на промышленные отходы, сточные воды и т.п., а
также вести уголовное преследование против корпораций и иных нарушителей
установленных правил.
В целях борьбы с "#M12291 841502680обманом потребителей#S" (ложная #M12291
841501154реклама#S товаров, #M12291 841500032поставка#S фальсифицированных
или неправильно маркированных продуктов, требование оплаты неоказанных услуг
и т.п.) ныне приняты сотни правовых актов на уровне законодательства
федерации и штатов. Издание этих актов явилось реакцией законодателей на
развернувшееся в 1960-х гг. движение потребителей, возглавляемое известным
общественным деятелем Ральфом Нейдером, против обмана и злоупотреблений в
сфере торговли и услуг. Национальная #M12291 841500302администрация#S по
вопросам продовольствия и лекарств издает перечни стандартных требований,
предъявляемых к качеству соответствующих продуктов. Действующее
законодательство позволяет потребителям и их #M12291 841501255ассоциациям#S,
как и государственным органам, выбирать между требованием возбуждения
уголовного преследования и предъявлением #M12291 841501999гражданского иска#S
к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом потребителей.
Уголовное право.
Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время развивалось
на основе системы английского #M12291 841502694общего права#S, в свою очередь
сложившейся из большого числа накопившихся за много столетий #M12291
841500492судебных прецедентов#S, т.е. решений судов высших инстанций по
определенным правовым вопросам. Собственно американское #M12291
841502694общее право#S в дальнейшем развивалось все более самостоятельно в
решениях судов штатов и федерации, однако и до настоящего времени сохраняется
достаточно заметная его связь с английской #M12291 841500355системой общего
права#S, и особенно с правовой доктриной.
С первых же десятилетий существования Соединенных Штатов все более важную
роль в качестве источников #M12291 841501679уголовного права#S наряду с
нормами #M12291 841502694общего права#S стали играть #M12291
841500504статуты#S законодательные акты, принимавшиеся Конгрессом США и
законодательными собраниями отдельных штатов. В последней четверти XIX
начале XX вв. в рамках общей консолидации законодательства штатов в
большинстве из них были приняты свои уголовные кодексы, или, вернее, разделы
#M12291 841501227свода законов#S штата, регулирующие #M12291
841502528ответственность за уголовные#S преступления. В последующем они, как
правило, подвергались многочисленным изменениям и дополнениям, нередко
носившим случайный характер, либо, напротив, достаточно серьезной
модернизации, предложенной специалистами.
Федеральное #M12291 841501678уголовное законодательство#S впервые было
кодифицировано в разделе о преступлениях изданного в 1873-1877 гг. #M12291
841501227Свода законов#S США, затем в существенно измененном виде вновь
систематизировано в 1909 г. и, наконец, реформировано в 1948 г. в качестве
части 1 раздела 18 #M12291 841501227Свода законов#S США, представляющей собой
действующий федеральный уголовный кодекс. По существу, это изложенное в
алфавитном порядке и плохо упорядоченное собрание отдельных действующих
федеральных уголовных законов. Предпринимавшиеся с конца 1960-х гг. попытки
осуществить кардинальную реформу федерального #M12291 841501678уголовного
законодательства#S, выразившиеся в составлении нескольких проектов нового
уголовного кодекса, пока что оказались безрезультатными. Некоторые из этих
проектов становились предметом обсуждения в одной или обеих палатах
Конгресса, но были отвергнуты либо из-за их "чрезмерной либеральности", либо
в большинстве своем, напротив, из-за откровенно консервативного или даже
реакционного их характера, как, например, проект "С-1" 1973 г. и ряд его
последующих модификаций, представленных сторонниками "жесткого курса" в
области #M12291 841501672уголовной политики#S.
Важным этапом на пути реформы федерального #M12291 841501678уголовного
законодательства#S, хотя и не в столь широком объеме, как принятие нового
уголовного кодекса, стало издание в октябре 1984 г., в период администрации
Рейгана, Комплексного закона о контроле над преступностью. В нем в духе
сторонников жесткой уголовной репрессии регулируются вопросы назначения и
исполнения #M12291 841502453наказаний#S, меры борьбы с опасными преступниками
и рецидивистами и другие аспекты деятельности федеральной #M12291
841500476судебной системы#S.
В силу исторически сложившегося на базе Конституции США распределения
компетенции федерации и штатов в сфере #M12291 841501678уголовного
законодательства#S федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы,
содержащиеся в других разделах #M12291 841501227Свода законов#S США, имеют
весьма ограниченную область регулирования. Ими устанавливается
ответственность и за преступления федеральных служащих, а также в случаях,
когда совершение преступления сопряжено с пересечением границы между штатами
(например, при торговле #M12291 841502469наркотиками#S, сбыте похищенных
автомобилей). Поэтому подавляющее большинство лиц, привлекаемых в США к
#M12291 841501671уголовной ответственности#S, обвиняется в нарушении не
федерального законодательства, а норм УК и других законов отдельных штатов.
Федеральные уголовные законы не имеют каких-либо привилегий за пределами
сферы их непосредственного действия, и их нормы не предопределяют решения
правовых проблем, входящих в компетенцию штатов.
В свою очередь, уголовные кодексы 50 американских штатов, принимавшиеся и
изменявшиеся в разные исторические периоды и под влиянием противоречивых
направлений в карательной политике и доктрине #M12291 841501679уголовного
права#S, нередко представлявшие собой плохо систематизированные собрания
нормативных положений, со временем все более стали обнаруживать значительные
и ничем не оправданные различия в определении круга наказуемых деяний,
признаков отдельных преступлений, в наказаниях и т.п. Эти обстоятельства и
устарелый характер многих положений большинства кодексов нередко становились
серьезным препятствием в борьбе с #M12291 841500188преступностью, особенно
организованной#S.
Поэтому в середине XX в. началось движение за реформу #M12291
841501678уголовного законодательства#S штатов, в которой решающую роль сыграл
подготовленный Институтом американского права Примерный уголовный кодекс
(1962 г.). Этот документ не имеет официального характера. Он был предназначен
лишь послужить "единым ориентиром" для назревшего обновления и сближения
уголовных кодексов штатов. Примерный УК в основном выполнил свою задачу,
поскольку вобрал в себя опыт развития американского #M12291
841501679уголовного права#S и истолковал его в довольно либеральном духе, а с
учетом высокого уровня его юридической техники на него неизбежно
ориентировались составители всех проектов УК, предлагавшихся
законодательным собраниям штатов начиная с 60-х гг. В результате к середине
80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты новые УК, что привело и к
обновлению, и к сближению #M12291 841501678уголовного законодательства#S
штатов. Между вновь принятыми УК сохраняются немалые различия, однако все
они отныне представляют собой систематизированные собрания уголовных
законов, и в принципе они дают единообразную трактовку важнейших институтов
#M12291 841501679уголовного права#S.
Наряду с уголовными законами федерации и штатов нормы #M12291 841502694общего
права#S продолжают и в настоящее время оставаться одним из источников
американского #M12291 841501679уголовного права#S. Ныне законодательство
большинства штатов запрещает судам наказывать за такие преступления, которые
не включены в #M12291 841501227свод законов#S соответствующего штата. Однако
нормы #M12291 841502694общего права#S по-прежнему играют весьма существенную
роль в истолковании и практическом применении уголовных законов, например для
определения признаков конкретных преступлений, лишь названных, но не
раскрытых в тексте закона. Особая роль принадлежит Верховному суду США,
решения которого могут существенно расширить или сузить сферу уголовной
репрессии, в частности путем новой трактовки важнейших институтов #M12291
841501679уголовного права#S и процесса.
Действующее, в том числе и реформированное за последние годы,
законодательство американских штатов придерживается традиционного деления
преступных деяний на две основные категории #M12291 841501742фелонии#S и
#M12291 841502387мисдиминоры#S. К фелониям относятся более тяжкие деяния,
которые наказываются #M12291 841501088лишением свободы#S на срок свыше одного
года, а к мисдиминорам менее тяжкие преступления. Различия между ними играют
весьма существенную роль при квалификации преступлений, в сфере #M12291
841501683уголовного процесса#S, в условиях отбывания наказания и в правовых
последствиях #M12291 841502519осуждения#S. Так, совершение фелонии либо одна
только цель ее совершения нередко служит отягчающим обстоятельством, прямо
предусмотренным законом (например, при #M12291 841501667убийстве#S и
проникновении в чужое помещение). Возможности #M12291 841501245ареста#S
полицейским человека, #M12291 841502627подозреваемого#S в мисдиминоре, а не в
фелонии, значительно ограничены. Уголовно-процессуальное законодательство
некоторых штатов считает не обязательным участие #M12291
841500642защитника#S, а иногда и #M12291 841502673обвиняемого#S в судебном
разбирательстве дел о мисдиминорах. Осужденные за фелонию, как Правило,
отбывают наказание в карательных учреждениях более строгого режима, а после
отбытия наказания в отличие от осужденных за мисдиминор лишаются права
занимать публичные должности.
В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов", в
зависимости от которых устанавливаются пределы наказаний: обычно фелонии на
три-пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры на два или три
класса. Сущность и практическое значение такой классификации состоит в том,
что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяния
соответствующей категории.
Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются #M12291
841500372смертная казнь#S, лишение свободы, #M12291 841501925пробация#S и
штраф. Как дополнительные наказания применяются #M12291 841500995конфискация
имущества#S, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение
#M12291 841500224прав, трудовые#S услуги в общественных интересах и др.
Скандинавская правовая система.
#G0Скандинавское #M12291 841500049право#S - в #M12291 841500495сравнительном
правоведении#S выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую
включаются #M12291 841501838Швеция#S, #M12291 841502656Норвегия#S, #M12291
841502036Дания#S, #M12291 841500791Исландия#S и #M12291 841501760Финляндия#S.
#M12291 841501174Римское право#S сыграло несомненно менее заметную роль в
развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во #M12291
841501777Франции#S и в #M12291 841501589Германии#S. В северных #M12291
841501644государствах#S нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу
Франции или ГГУ. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в
странах континентальной Европы. В то же время С.п. нельзя отнести и к англо-
американской #M12291 841500355системе общего права#S, поскольку С.п. почти не
имеет таких характерных признаков #M12291 841502694общего права#S, как
правило прецедента, техника различий, особая роль #M12291
841501971процессуального права#S.
Все станы, входящие в семью С.п. на протяжении веков связывали тесные
культурные, экономические и государственно-политические узы. Исходным
пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных
акта, два свода: Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в
1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием
«Норвежское право»), и #M12291 841501227Свод законов#S Шведского государства
1734 г. В датском кодексе шесть разделов: общий: о духовенстве, о светских
сословиях: от торговом и #M12291 841501354брачном#S праве: о морском праве; о
#M12291 841500235праве собственности#S и #M12291 841502339наследственном
праве#S: об #M12291 841501679уголовном праве#S. Шведский кодекс 1734 г.
состоит из девяти разделов: о браке, о родителях и детях; о наследовании; о
#M12291 841502362недвижимости#S; о строительстве: о торговле: о #M12291
841500161преступлениях#S (уголовный кодекс): об исполнении судебных #M12291
841501171решений#S о #M12291 841500507судопроизводстве#S п #M12291
841500508судоустройстве#S. Свод насчитывает 1300 параграфов.
Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей С.п.
датской и шведской. Развитие это происходило, разумеется, не в изоляции от
континентальной Европы. Однако попытки провести реформы #M12291
841500603законодательства#S, которые структурно затрагивали бы сложившуюся
#M12291 841500355систему права#S, делались на #M12291 841502481определенных#S
этапах (в первой половине XIX в. обсуждались проекты принятия общего закона,
аналогичного Французскому гражданскому кодексу), но не увенчались успехом.
Продолжающий действовать и по сей день закон 1734 г. практически не включает
положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов подверглись
полной #M12291 841502615переработке#S: в 1920 г. был принят новый раздел о
браке; в 1948 г. о судебном разбирательстве; в 1959 г. в результате
переработки старого раздела «О наследовании» в закон был включен раздел под
таким же названием, а еще раньше, в 1949 г., из этого раздела был выделен
отсутствовавший до того раздел о родителях: в 1970 г. был полностью обновлен
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|