бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Основные правовые системы современности бесплатно рефераты

праве отсутствует деление права на публичное и частное, здесь его заменяет

деление на "общее право" и "право справедливости". Отрасли английского права

выражены не столь четко как в континентальных правовых системах, и проблемам

их классификации уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко

выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя

факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут

разбирать разные категории дел: публично и частноправовые, гражданские,

торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось

постепенно, путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным

вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому английскому юристу

право представляется однородным. Английская доктрина вообще не знает

дискуссий о структурных делениях права.

Прецедентное право

Укажем некоторые черты прецедентного права и, прежде всего самого прецедента

в английском праве.

Основной принцип, который должен соблюдаться при отправлении правосудия,

состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Пожалуй, нет ни

одного суда, где судья не был бы склонен решить дело точно так, как было

решено аналогичное дело другим судьей. Почти везде судебный прецедент в той

или иной степени обладает убеждающей силой, поскольку stare decisis (решить

так, как было решено ранее) - правило фактически повсеместного применения.

В английской системе доктрина прецедента отличается сугубо принудительным

характером. Нередко английские суды обязаны следовать более раннему решению

даже в тех случаях, когда имеются достаточно убедительные доводы, которые в

иных обстоятельствах позволили бы не делать этого. Прецедентное право

представляет собой совокупность норм и принципов, созданных и применяемых

судьями в процессе вынесения ими решений и определяется правилом: если при

рассмотрении дела суд выяснил, что по аналогичному делу уже было вынесено

решение, суд должен руководствоваться уже принятым. Другими словами судья при

принятии решения обязан использовать уже принятое решение по аналогичному

делу, если только он не найдет достаточно веских причин, чтобы этого не

делать. Но судья может быть обязан применить прецедент, даже при наличии

веских доводов, в таком случае говорят, что прецедент "обладает

принудительным действием" . В то время как в романо-германской правовой

системе и др. ни служат всего лишь материалом, который судья может учитывать

при вынесении собственного решения.

Правило прецедента нуждается в детализации, поскольку степень обязательности

прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего

данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

При нынешней организации судебной системы, ситуация выглядит следующим образом:

Ø Решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны

для всех других судов;

Ø Апелляционный суд, состоящий из двух отделений

(гражданского и уголовного) обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои

собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

Ø Высокий суд (все его отделения, в том числе и

апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения

обязательны для всех нижестоящих инстанций, но, не будучи строго обязательны,

влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда;

Ø Окружные и магистральные суды обязаны следовать

прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов

не создают.

Ø Не считаются прецедентами и решения Суда короны,

созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как "жесткое". В,

отличии, например, от США, судебная инстанция не могла отказываться от

созданного ранее прецедента, который мог быть изменен только вышестоящей

инстанцией или парламентским актом. Даже высшая судебная инстанция - Палата

лордов - до середины 60-х годов, считалась связанной своими собственными

прежними решениями, что в конечном итоге создавало иногда тупиковую ситуацию.

В 1966г. Палата лордов отказалась в отношении себя от этого принципа.

Представление о том, что правило прецедента сковывает судью, также во многом

обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так

уж часто, то усмотрением судьи решается, признать обстоятельства сходными или

нет, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может

найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не

совпадают. Наконец, он вообще может не найти ни какого сходства обстоятельств

и тогда - если вопрос не регламентирован нормами статутного права - судья сам

создает правовую норму, становится как бы законодателем. Сказанным отнюдь не

исчерпываются возможности судебного усмотрения в рамках прецедентного права.

Такому усмотрению способствует и традиционная структура судебного решения,

оно, как правило, развернуто и включает анализ доказательств, мнение судьи по

поводу спорных фактов, мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении

решения и, наконец, правовые выводы. Прецедентом является лишь та часть

судебного решения, которая со времен Джона Остина именуется "основные

решения" - правоположение на котором основано решение. Лишь оно носит

обязательный характер: остальная часть судебного решения именуется "попутно

сказанным", и не может рассматриваться как нечто обязательное. Ежегодно

английский парламент издает до 80 законов. За многовековую деятельность

законодательного органа общее число принятых им актов занимает около 50

увесистых томов.

Законодательство

Закон формировался под воздействием требований судебной практики, которая

диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда

казуистический стиль законодательной техники.

Здесь также следует отметить, что Англия - одно из немногих государств,

которое не имеет писаной конституции. Ее заменяют акты парламента -

старейшего в мире (существует более 700 лет).

Рост числа законов обострил проблему систематизации. Английская правовая

система - традиционный представитель правовых систем, определяемых как

"некодефицированные". Здесь до сих пор речь идет лишь о систематизации путем

консолидации - процесса соединения законодательных положений по одному

вопросу в единый акт. Рост писаного права в современный период происходит не

только с помощью статутов, но в значительной мере, путем подзаконного

нормотворчества.

В Великобритании, в отличие от романо-германских правовых систем,

исполнительные органы были изначально лишены полномочий принимать акты "во

исполнения закона". Для того чтобы создать подобный акт, исполнительный орган

должен быть наделен соответствующим полномочием, которое ему делегирует

парламент. Поэтому нормотворчество исполнительных органов в Англии именуется

делегированным.

Пожалуй, ни в одной стране проблема соотношения закона и судебной практики не

приобретала такого специфического характера, как в Англии. На первый взгляд

эта проблема решается просто: действуют правила, согласно которым закон может

отменять прецедент, а при коллизии закона и прецедента, приоритет отдается

первому. Однако действительность во многом сложнее, ибо огромна роль

судебного толкования закона, правила, согласно которому, правоприменительный

орган связан не только самим текстом закона, но и тем его толкованием,

которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых "прецедентами

толкования".

Законодательство, как источник права, находится в менее выгодном положении в

том смысле, что акт парламента требует судейских толкований, которые сами

становятся судебными прецедентами. Поэтому было бы упрощением, относиться к

парламентскому законодательству как к источнику права, стоящему выше

прецедента.

Несмотря на это, в последние десятилетия английское законодательство

приобретает все более систематизированный характер. В 1965г. была создана

Правовая комиссия для Англии, которой поручено готовить проекты крупных

консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем,

чтобы в перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до его

кодификации". Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского

и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии,

которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по

определенному вопросу и вынесение предложений по его совершенствованию. В

результате осуществления ряда весьма последовательных реформ, крупными

консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых

институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не

кодифицирована полностью.

В заключение по английской системе хотелось бы отметить, что в Англии суд

наделен широкими возможностями усмотрения в отношении статутного права. Эти

возможности еще более возрастают, если от законодательной части статутного

права, обратиться к его подзаконной части. Что касается делегированного

законодательства то, как отмечалось выше, суд официально имеет право отмены,

признав акт ultru vires. В отношении остальных исполнительных актов, суд

может отменять их и, не обращаясь к доктрине ultru vires по самым различным

основаниям.

Особенности правовой системы США

История и основные черты

Существующая американская правовая система в своих основных чертах начала

складываться в колониальный период, в XVII XVIII вв. В каждой из 13

британских #M12291 841500882колоний#S в Америке применялись английские законы

и нормы общего права, однако со значительными ограничениями, вызванными

специфическими местными условиями (крайне низкая стоимость земельных угодий.

удаленность многих поселений от административных центров, отсутствие большого

числа профессиональных юристов и др.). В большинстве колоний были изданы

собрания действовавших в каждой из них законодательных актов. Первое,

изданное в Массачусетсе в 1648 г., отличалось тем, что отдельные правовые

институты были расположены в нем в алфавитном порядке, что послужило образцом

для многих последующих публикаций американского #M12291

841500603законодательства#S. После образования Соединенных Штатов в них

сохраняли свое действие английские законы, действовавшие на момент

провозглашения независимости, если они не противоречили #M12291

9004937Конституции #Sи новым законам. Вместе с тем продолжали действовать и

нормы английского #M12291 841502694общего права#S, сформулированные в #M12291

841501171решениях#S британских судов. На базе этих норм в штатах складывались

свои #M12291 841500355системы общего права#S, сходные, но в чем-то и

различающиеся, постольку в каждом штате силу обязательного #M12291

841500492судебного прецедента#S имеют решения, вынесенные федеральными судами

всех инстанций и верховным судебным органом штата, решения же судебных

органов других штатов имеют силу лишь убеждающего прецедента. Однако при

необходимости, хотя и весьма редко, американские суды достаточно смело

отказываются следовать "устаревшим" прецедентам, в особенности если речь идет

об их собственных решениях.

Важнейшее отличие американской правовой системы от английской

предопределяющее значение #M12291 841500960Конституции#S в качестве основного

#M12291 841500813источника права#S. Соотношение законодательных актов,

издаваемых Конгрессом США и легислатурами штатов, с одной стороны, и норм

#M12291 841502694общего права#S с другой, как основных источников права на

протяжении всей истории США не раз подвергалось изменениям. Начиная с 1820-х

гг. многие штаты вступили на путь #M12291 841500866кодификации#S норм #M12291

841502694общего права#S, оставляя, однако, за судами широкие полномочия их

толкования, при том, что многие правовые институты вообще так и не стали

предметом законодательного регулирования. Основная тенденция в дальнейшем

развитии американского права возрастание роли законодательства при

сохранении принципиального значения решений Верховного суда США. Большим

своеобразием отличалось развитие права в Луизиане бывшей испанской и

французской колонии, которая была присоединена к США в 1803 г. Там

сохраняется влияние законодательных норм, следовавших французскому образцу, в

частности Гражданского кодекса, составленного в 1825 г. НТО модели #M12291

841500863Кодекса Наполеона#S. Однако в целом изменения, вносившиеся в

законодательные акты Луизианы, особенно в сфере #M12291 841500572торгового

права#S и #M12291 841502004гражданского процесса#S, шли в направлении их

американизации.

Законодательство штатов, расположенных на территориях, некогда отторгнутых от

Мексики (Техас, Нью-Мексико, Невада и др.), обнаруживает известное влияние

испанской правовой системы. Что касается Пуэрто-Рико, с 1952 г. имеющего

статус "свободно присоединившегося к США государства", то действующие там

нормы #M12291 841501998гражданского права#S составлены по испанскому

образцу, а процессуальные и большая часть иных #M12291 841500205правовых

норм#S соответствуют обще американским моделям.

На протяжении всего XIX в. во многих штатах предпринимались попытки

подготовить кодексы законов по отдельным #M12291 841502542отраслям права#S,

которые далеко не сразу и не во всех случаях приводили к официальному изданию

соответствующих актов, хотя в результате, в отличие от #M12291

841501405Великобритании#S, в США законодательство приобрело в значительно

большей мере кодифицированный, а не просто консолидированный характер. Так,

еще в 1776 г. штат Виржиния поручил Томасу Джефферсону подготовить проект

уголовного кодекса, который был официально принят в 1796 г. В Луизиане

известным юристом Э.Ливингстоном в начале XIX в. были подготовлены проекты

уголовного, гражданского и процессуального кодексов, лишь частично

одобренные законодательным собранием. В 1830-х гг. началась работа нью-

йоркского юриста Д.Филда над проектами кодексов для своего штата. Начиная с

1848 г. подготовленные #M12291 841500888комиссией#S во главе с Д.Филдом

проекты гражданского, уголовного, гражданского процессуального и уголовно-

процессуального кодексов были, хотя и не все, одобрены в штате Нью-Йорк и

одновременно послужили образцом для кодексов, изданных в ряде других штатов.

Однако, как правило, каждый из штатов заимствовал лишь отдельные кодексы,

составленные в штате Нью-Йорк, а не все четыре. В 1872 году крупнейший

западный штат Калифорния одобрил четыре кодекса по указанным выше #M12291

841502542отраслям права#S, составленных комиссией из местных юристов. С 1880-

х гг. в большинстве штатов были осуществлены издания сводов действующих в них

законов, составлявшихся по различным схемам и весьма различавшихся по уровню

#M12291 841500614законодательной техники#S.

Федеральное законодательство и законодательство штатов

Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов было

определено в #M12291 841500960Конституции#S США, однако оно не раз

подвергалось весьма существенным изменениям. По существу, и Гражданская война

18611865 гг., один из переломных моментов в истории страны, была связана со

стремлением рабовладельческих штатов Юга добиться ограничения роли

федеральных законов в пользу актов, издаваемых властями штатов. Федеральное

законодательство ныне имеет особенно важное значение в качестве источника

права в регулировании вопросов экономики, финансов, обороны, трудовых

отношений, охраны природы и иных общегосударственных проблем, а также

таможенных правил, торговли между штатами, #M12291 841500246авторских прав#S,

#M12291 841502587патентных#S отношений и др.

Возрастанию роли федеральных законов за последние десятилетия в существенной

мере содействовали различные социальные программы, например по образованию,

оказанию помощи малоимущим, строительству дорог, борьбе с #M12291

841500182преступностью#S и др. Эти программы финансируются федеральными

властями лишь при условии, что соответствующие штаты подчиняются требованиям,

установленным федеральными законами. В целом же область применения

законодательства и #M12291 841502694общего права#S штатов, в особенности по

проблемам гражданского и #M12291 841501679уголовного права#S, #M12291

841500508судоустройства#S и судебного процесса, значительно шире, чем

федерального законодательства и сопутствующего ему федерального #M12291

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7