бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Основные правовые системы современности бесплатно рефераты

841502694общего права#S, представляющего собой совокупность #M12291

841500492судебных прецедентов#S, порожденных необходимостью толкования

федеральных законов. Размежевание сфер действия законодательства федерации и

штатов в конкретных #M12291 841502542отраслях права#S представляет известные

трудности, поскольку нередко одни и те же правовые институты регулируются как

теми, так и другими законами.

Федеральное законодательство США ныне публикуется в систематизированном виде

в качестве #M12291 841501227Свода законов#S США, состоящего из 50 разделов,

каждый из которых посвящен определенной #M12291 841502542отрасли права#S либо

крупному правовому институту (например, раздел 7 "Сельское хозяйство",

раздел 40 "Патенты", раздел 50 "Война и национальная оборона"). По своему

составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой

просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало

связанных между собой. Другие, напротив, включают в себя кодексы законов по

соответствующей #M12291 841502542отрасли права#S, составленные по

определенной схеме. #M12291 841501227Свод законов#S США переиздается каждые

шесть лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс указывает, какое

место должен занять он в #M12291 841501227Своде законов#S США и какие

изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы

действующего Свода.

С конца XIX в. в условиях роста экономических, политических и иных связей

между отдельными штатами, усиления мобильности населения и т.п. в США

предпринимаются попытки сближения и даже #M12291 841501696унификации#S

законодательства штатов, которые, однако, могут быть достигнуты лишь на

строго добровольной основе, если легислатуры всех или хотя бы большинства

штатов будут следовать единому согласованному образцу. В этих целях в 1892 г.

была #M12291 841501719учреждена#S Национальная конференция уполномоченных по

унификации права штатов, которая представляет собой отчасти государственный

орган, отчасти #M12291 841502696общественную организацию#S. Непосредственную

постоянную работу по подготовке проектов унифицированных актов ведут комиссии

специалистов по соответствующей #M12291 841502542отрасли права#S (их

резиденция Чикагский университет), а уполномоченные, назначаемые

губернаторами штатов, собираются на конференцию, как правило, всего лишь раз

в год. Если конференция одобряет представленный проект, она рекомендует его

штатам для принятия в качестве закона. Однако пока из почти 200 предложенных

ею проектов одобрение всех или подавляющего большинства штатов получили менее

20 (в основном они относятся к сфере #M12291 841500572торгового права#S и

важнейший среди них Единообразный торговый кодекс (ЕТК), впервые

предложенный в 1952 г.). Важную роль в разработке проектов унификации

законодательства штатов играет также #M12291 841500767Институт американского

права#S (основан в 1923 г.) частная организация, существующая на средства

благотворительных #M12291 841501764фондов#S и объединяющая усилия многих

американских юристов, наиболее известных специалистов в соответствующей

#M12291 841502542отрасли права#S. Этот институт принял участие в работе над

проектом ЕТК и самостоятельно разработал проекты нескольких примерных

кодексов, в том числе Примерного УК 1962 г.

За последние десятилетия предпринимаются попытки сближения и норм #M12291

841502694общего права#S отдельных штатов. В многотомном издании "Обновленное

изложение права", подготовленном Институтом американского права, в

систематизированном виде, в форме, напоминающей статьи законов, излагаются

нормы американского #M12291 841502694общего права#S по различным его

отраслям, и прежде всего по тем вопросам, которые регулируются, главным

образом, не законодательством, а #M12291 841502694общим правом#S, это

договорное право, #M12291 841500143представительство#S, #M12291

841500879коллизия законов#S, гражданско-правовые #M12291 841502061деликты#S,

#M12291 841500378собственность#S, #M12291 841500440страхование#S, квази-

договоры, #M12291 841502153доверительная собственность#S. Каждому из этих

вопросов было посвящено от одного до четырех томов в первом издании из 19

томов, которое вышло в 1932-1957 гг. С 1952 г. институт начал издание

"Второго обновленного изложения права". Как и в первое издание, в него

включаются те нормы #M12291 841502694общего права#S, которые, по мнению

составителей соответствующего раздела, выражают господствующую точку зрения

американских #M12291 841500511судей#S либо представляются составителям

наиболее рациональными. Будучи частной систематизацией норм #M12291

841502694общего права#S, эти издания не имеют формальной юридической силы

закона, однако их "убеждающий" авторитет столь высок, что #M12291

841500431ссылки#S на них неизменно содержатся не только в выступлениях сторон

в суде, но и в судебных решениях.

Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли права

#M12291 841501998Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли

права#S. В сфере гражданского и #M12291 841500340семейного права#S в

большинстве американских штатов действуют не кодексы, а законы, регулирующие

отдельные правовые институты, либо нормы #M12291 841502694общего права#S.

Исключение составляет штат Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870

г., продолжающий традиции французского права, и штаты Джорджия, Калифорния,

Монтана, Северная и Южная Дакота, где имеются гражданские кодексы,

регулирующие лишь узкий круг проблем гражданского и #M12291

841500340семейного права#S.

Нормы о правовом статусе #M12291 841501750физических лиц#S, помимо имеющих

общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным штатам. В

частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах колеблется от 18 до

21 года. Относительно правового статуса юридических лиц, обычно именуемых

#M12291 841501007корпорациями#S, в законодательстве штатов также имеются

достаточно серьезные различия. Во многих штатах действуют единообразные

законы о #M12291 841500006полных товариществах#S и коммандитных

товариществах, меньшее распространение получил Примерный закон о

предпринимательских корпорациях, хотя в целом американское законодательство в

этой области оказывает серьезное влияние на законодательства многих других

капиталистических стран. Американские законы допускают образование корпорации

даже одним лицом и не содержат ограничений относительно минимальных размеров

ее начального капитала.

Единообразный закон о #M12291 841501354браке#S и #M12291 841501111разводе#S,

разработанный Национальной конференцией уполномоченных (1970 г.), полное

одобрение получил лишь в II штатах, и в регулировании этих вопросов

отсутствует единство. Законы ряда штатов требуют гражданской формы

регистрации брака, в других штатах законы придают юридическую силу церковному

бракосочетанию, однако при условии, что ему предшествует представление

#M12291 841501069лицензии#S от #M12291 841502432муниципальных служб#S.

Наконец, в отдельных штатах допускается признание юридических последствий и

за фактически установленными брачными отношениями. За последние десятилетия,

в том числе и благодаря решениям Верховного суда США, расширяются права

внебрачных детей, число которых постоянно растет. #M12291

841500731Имущество#S #M12291 841500515супругов#S после заключения брака чаще

всего продолжает оставаться в их раздельной собственности, хотя в нескольких

штатах признается режим общности имущества супругов (такой режим рекомендован

и одобренными в 1984 г. Национальной конференцией уполномоченных

единообразными законами о #M12291 841501355брачных договорах#S и имуществе

супругов).

Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь

непоправимый распад брака, других штатов ставит условием предварительное

раздельное проживание супругов в течение полугода; в некоторых штатах

требуется доказать в суде #M12291 841501431вину#S одного из супругов в грубом

обращении, не- верности и т.п. Наиболее либеральные правила действуют в штате

Невада, что экономически оказывается крайне выгодным из-за наплыва желающих

ускорить получение развода.

Столь же разнообразны и правила наследования. Везде допускается наследование

как по закону, так и по #M12291 841500587завещанию#S. В отношении небольших

по сумме наследств чаще всего действуют упрощенные правила. В отношении

крупных наследств действует судебный контроль за решением вопроса о переходе

имущества и за его управлением, осуществляемым исполнителем завещания либо

"личным представителем" или другими назначаемыми судом лицами. Во многих

штатах закон предусматривает особое обеспечение прав пережившего супруга.

Торговые отношения и антитрестовское законодательство.

В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной

конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие

правовые институты. В первой половине XX в. были подготовлены соответствующие

акты о #M12291 841501807ценных бумагах#S, купле-продаже, #M12291

841500926коносаментах#S, об условной продаже и др., одобренные во многих

штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства занял

Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы. Его первый

проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз пересматривался по

требованию отдельных штатов (ныне действует официальный текст 1978 г.). Он

был принят, с весьма небольшими поправками, всеми американскими штатами,

кроме Луизианы, где, однако, с 1974 г. также действуют многие его разделы.

Все это придает ЕТК исключительный вес в качестве общеамериканского

источника права. ЕТК регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не

только с внутренней и внешней торговлей, но и с рядом других #M12291

841500112правоотношений#S. Вместе с тем не- малое число проблем осталось вне

пределов регулирования ЕТК. Этот #M12291 841502272документ#S является

результатом тщательного анализа существующей деловой практики и рассчитан на

максимальное развитие торговли в системе #M12291 841501212свободного

предпринимательства#S в сочетании с #M12291 841501568гарантиями#S от

злоупотреблений для участников сделок, и прежде всего потребителей. ЕТК

состоит из девяти основных разделов, расположенных в такой

последовательности: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги, 4)

#M12291 841501290банковские депозиты#S и инкассовые операции, 5) #M12291

841500305аккредитивы#S, 6) комплексное #M12291 841502547отчуждение#S, 7)

складские свидетельства, коносаменты и другие #M12291

841500567товарораспорядительные документы#S, 8) #M12291

841500739инвестиционные ценные бумаги#S и 9) обеспечение сделок.

В самостоятельную отрасль #M12291 841500243правового регулирования#S,

осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так

называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение

чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных монополий

в ущерб системе капиталистической #M12291 841500923конкуренции#S. Первым

федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 г., который со

ссылкой на нормы #M12291 841502694общего права#S объявил незаконными

объединения, преследующие цель монополизировать душтатную и внешнюю торговлю

СШA. Закон Шермана, остающийся #M12291 841502512основой антитрестовского

законодательства#S в США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой

области Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми

запрещены попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими

актами объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а

также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за собой

"существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию монополий". В

частности, таковым признается #M12291 841500839картельное#S соглашение о

разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские монополии

выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных и других актов

антитрестовского законодательства. Например, ими широко используется

традиционный институт доверительной собственности, предусматривающий передачу

имущества, #M12291 841500322акций#S и т.п. в #M12291 841501126распоряжение#S

доверительного собственника, для сосредоточения в банках управления

имуществом хозяев крупнейших состояний. В результате антитрестовское

законодательство имеет своим #M12291 841500365следствием#S отнюдь не

ликвидацию монополий, а создание весьма гибкой системы государственно-

монополистического регулирования экономики.

Трудовое законодательство.

Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х гг. в

ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями и теми

#M12291 841501966профсоюзами#S, которые решительно защищали интересы рабочих.

К настоящему времени сложилась система #M12291 841502660нормативных актов#S,

регулирующих трудовые отношения, в которой решающая роль принадлежит

федеральным законам, хотя и в ведении штатов остается весьма широкий круг

вопросов.

В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были приняты

законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми

гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение #M12291

841500875коллективных договоров#S с предпринимателями и на #M12291

841500581забастовки#S, а также Закон о справедливых условиях труда (1938 г.)

и др. После второй мировой войны, в период наступления монополий на права

трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях ТафтаХартли (1947 г.) и

ЛэндрамаГриффина (1959 г.). Совокупностью названных и иных федеральных актов

ныне в основном регулируются #M12291 841501658трудовые права#S американских

граждан и правовой статус профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в

частности изданные вскоре после принятия Закона Тафта Хартли, содержат

больше ограничений на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В

то же время федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали

интересы трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд,

провозглашали запрет #M12291 841502131дискриминации#S в области труда по

соображениям расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола

и др. Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и

проведении выборных кампаний, систему "закрытых цехов", т.е. приема на работу

только членов профсоюзов, и содержат ряд других ограничений профсоюзной

деятельности. Органы министерства труда вправе контролировать финансовую и

организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе заключения

коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по вопросам

трудовых отношений и соответствующим специализированным административным

органам штатов. Право трудящихся на забастовки ограничено запретом стачек

солидарности, возможностью судебного запрета забастовок #M12291

841501638государственных служащих#S и #M12291 841501097работников#S

государственных #M12291 841500138предприятий#S, #M12291

841502718обязанностью#S профсоюза за 60 дней до начала забастовки

предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по #M12291

841500031посредничеству#S и примирению, а также правом президента в судебном

порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую забастовку, если она

подвергает опасности "национальное благосостояние и безопасность". Проведение

"незаконных" забастовок, нарушающих эти требования, влечет за собой роспуск

профсоюзов, наложение на них крупных штрафов, #M12291 841501671уголовную

ответственность#S для руководителей. В то же время органы федерального

министерства труда и соответствующих учреждений в штатах наделены правом

наблюдать за соблюдением предпринимателями законодательства о минимальных

ставках #M12291 841500636заработной платы#S и максимальной продолжительности

рабочего времени, правил техники безопасности на предприятиях и т.п.

Социальная сфера.

В период "нового курса" были заложены и основы действующей системы #M12291

841500413социального обеспечения#S (федеральный Закон о #M12291

841500413социальном обеспечении#S 1935 г. и другие акты). Она включает в себя

прежде всего меры #M12291 841500415социального страхования#S, связанные с

трудовыми отношениями и финансируемые за #M12291 841500516счет#S взносов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7