Курсовая: Основные правовые системы современности
841502694общего права#S, представляющего собой совокупность #M12291
841500492судебных прецедентов#S, порожденных необходимостью толкования
федеральных законов. Размежевание сфер действия законодательства федерации и
штатов в конкретных #M12291 841502542отраслях права#S представляет известные
трудности, поскольку нередко одни и те же правовые институты регулируются как
теми, так и другими законами.
Федеральное законодательство США ныне публикуется в систематизированном виде
в качестве #M12291 841501227Свода законов#S США, состоящего из 50 разделов,
каждый из которых посвящен определенной #M12291 841502542отрасли права#S либо
крупному правовому институту (например, раздел 7 "Сельское хозяйство",
раздел 40 "Патенты", раздел 50 "Война и национальная оборона"). По своему
составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой
просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало
связанных между собой. Другие, напротив, включают в себя кодексы законов по
соответствующей #M12291 841502542отрасли права#S, составленные по
определенной схеме. #M12291 841501227Свод законов#S США переиздается каждые
шесть лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс указывает, какое
место должен занять он в #M12291 841501227Своде законов#S США и какие
изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы
действующего Свода.
С конца XIX в. в условиях роста экономических, политических и иных связей
между отдельными штатами, усиления мобильности населения и т.п. в США
предпринимаются попытки сближения и даже #M12291 841501696унификации#S
законодательства штатов, которые, однако, могут быть достигнуты лишь на
строго добровольной основе, если легислатуры всех или хотя бы большинства
штатов будут следовать единому согласованному образцу. В этих целях в 1892 г.
была #M12291 841501719учреждена#S Национальная конференция уполномоченных по
унификации права штатов, которая представляет собой отчасти государственный
орган, отчасти #M12291 841502696общественную организацию#S. Непосредственную
постоянную работу по подготовке проектов унифицированных актов ведут комиссии
специалистов по соответствующей #M12291 841502542отрасли права#S (их
резиденция Чикагский университет), а уполномоченные, назначаемые
губернаторами штатов, собираются на конференцию, как правило, всего лишь раз
в год. Если конференция одобряет представленный проект, она рекомендует его
штатам для принятия в качестве закона. Однако пока из почти 200 предложенных
ею проектов одобрение всех или подавляющего большинства штатов получили менее
20 (в основном они относятся к сфере #M12291 841500572торгового права#S и
важнейший среди них Единообразный торговый кодекс (ЕТК), впервые
предложенный в 1952 г.). Важную роль в разработке проектов унификации
законодательства штатов играет также #M12291 841500767Институт американского
права#S (основан в 1923 г.) частная организация, существующая на средства
благотворительных #M12291 841501764фондов#S и объединяющая усилия многих
американских юристов, наиболее известных специалистов в соответствующей
#M12291 841502542отрасли права#S. Этот институт принял участие в работе над
проектом ЕТК и самостоятельно разработал проекты нескольких примерных
кодексов, в том числе Примерного УК 1962 г.
За последние десятилетия предпринимаются попытки сближения и норм #M12291
841502694общего права#S отдельных штатов. В многотомном издании "Обновленное
изложение права", подготовленном Институтом американского права, в
систематизированном виде, в форме, напоминающей статьи законов, излагаются
нормы американского #M12291 841502694общего права#S по различным его
отраслям, и прежде всего по тем вопросам, которые регулируются, главным
образом, не законодательством, а #M12291 841502694общим правом#S, это
договорное право, #M12291 841500143представительство#S, #M12291
841500879коллизия законов#S, гражданско-правовые #M12291 841502061деликты#S,
#M12291 841500378собственность#S, #M12291 841500440страхование#S, квази-
договоры, #M12291 841502153доверительная собственность#S. Каждому из этих
вопросов было посвящено от одного до четырех томов в первом издании из 19
томов, которое вышло в 1932-1957 гг. С 1952 г. институт начал издание
"Второго обновленного изложения права". Как и в первое издание, в него
включаются те нормы #M12291 841502694общего права#S, которые, по мнению
составителей соответствующего раздела, выражают господствующую точку зрения
американских #M12291 841500511судей#S либо представляются составителям
наиболее рациональными. Будучи частной систематизацией норм #M12291
841502694общего права#S, эти издания не имеют формальной юридической силы
закона, однако их "убеждающий" авторитет столь высок, что #M12291
841500431ссылки#S на них неизменно содержатся не только в выступлениях сторон
в суде, но и в судебных решениях.
Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли права
#M12291 841501998Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли
права#S. В сфере гражданского и #M12291 841500340семейного права#S в
большинстве американских штатов действуют не кодексы, а законы, регулирующие
отдельные правовые институты, либо нормы #M12291 841502694общего права#S.
Исключение составляет штат Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870
г., продолжающий традиции французского права, и штаты Джорджия, Калифорния,
Монтана, Северная и Южная Дакота, где имеются гражданские кодексы,
регулирующие лишь узкий круг проблем гражданского и #M12291
841500340семейного права#S.
Нормы о правовом статусе #M12291 841501750физических лиц#S, помимо имеющих
общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным штатам. В
частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах колеблется от 18 до
21 года. Относительно правового статуса юридических лиц, обычно именуемых
#M12291 841501007корпорациями#S, в законодательстве штатов также имеются
достаточно серьезные различия. Во многих штатах действуют единообразные
законы о #M12291 841500006полных товариществах#S и коммандитных
товариществах, меньшее распространение получил Примерный закон о
предпринимательских корпорациях, хотя в целом американское законодательство в
этой области оказывает серьезное влияние на законодательства многих других
капиталистических стран. Американские законы допускают образование корпорации
даже одним лицом и не содержат ограничений относительно минимальных размеров
ее начального капитала.
Единообразный закон о #M12291 841501354браке#S и #M12291 841501111разводе#S,
разработанный Национальной конференцией уполномоченных (1970 г.), полное
одобрение получил лишь в II штатах, и в регулировании этих вопросов
отсутствует единство. Законы ряда штатов требуют гражданской формы
регистрации брака, в других штатах законы придают юридическую силу церковному
бракосочетанию, однако при условии, что ему предшествует представление
#M12291 841501069лицензии#S от #M12291 841502432муниципальных служб#S.
Наконец, в отдельных штатах допускается признание юридических последствий и
за фактически установленными брачными отношениями. За последние десятилетия,
в том числе и благодаря решениям Верховного суда США, расширяются права
внебрачных детей, число которых постоянно растет. #M12291
841500731Имущество#S #M12291 841500515супругов#S после заключения брака чаще
всего продолжает оставаться в их раздельной собственности, хотя в нескольких
штатах признается режим общности имущества супругов (такой режим рекомендован
и одобренными в 1984 г. Национальной конференцией уполномоченных
единообразными законами о #M12291 841501355брачных договорах#S и имуществе
супругов).
Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь
непоправимый распад брака, других штатов ставит условием предварительное
раздельное проживание супругов в течение полугода; в некоторых штатах
требуется доказать в суде #M12291 841501431вину#S одного из супругов в грубом
обращении, не- верности и т.п. Наиболее либеральные правила действуют в штате
Невада, что экономически оказывается крайне выгодным из-за наплыва желающих
ускорить получение развода.
Столь же разнообразны и правила наследования. Везде допускается наследование
как по закону, так и по #M12291 841500587завещанию#S. В отношении небольших
по сумме наследств чаще всего действуют упрощенные правила. В отношении
крупных наследств действует судебный контроль за решением вопроса о переходе
имущества и за его управлением, осуществляемым исполнителем завещания либо
"личным представителем" или другими назначаемыми судом лицами. Во многих
штатах закон предусматривает особое обеспечение прав пережившего супруга.
Торговые отношения и антитрестовское законодательство.
В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной
конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие
правовые институты. В первой половине XX в. были подготовлены соответствующие
акты о #M12291 841501807ценных бумагах#S, купле-продаже, #M12291
841500926коносаментах#S, об условной продаже и др., одобренные во многих
штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства занял
Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы. Его первый
проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз пересматривался по
требованию отдельных штатов (ныне действует официальный текст 1978 г.). Он
был принят, с весьма небольшими поправками, всеми американскими штатами,
кроме Луизианы, где, однако, с 1974 г. также действуют многие его разделы.
Все это придает ЕТК исключительный вес в качестве общеамериканского
источника права. ЕТК регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не
только с внутренней и внешней торговлей, но и с рядом других #M12291
841500112правоотношений#S. Вместе с тем не- малое число проблем осталось вне
пределов регулирования ЕТК. Этот #M12291 841502272документ#S является
результатом тщательного анализа существующей деловой практики и рассчитан на
максимальное развитие торговли в системе #M12291 841501212свободного
предпринимательства#S в сочетании с #M12291 841501568гарантиями#S от
злоупотреблений для участников сделок, и прежде всего потребителей. ЕТК
состоит из девяти основных разделов, расположенных в такой
последовательности: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги, 4)
#M12291 841501290банковские депозиты#S и инкассовые операции, 5) #M12291
841500305аккредитивы#S, 6) комплексное #M12291 841502547отчуждение#S, 7)
складские свидетельства, коносаменты и другие #M12291
841500567товарораспорядительные документы#S, 8) #M12291
841500739инвестиционные ценные бумаги#S и 9) обеспечение сделок.
В самостоятельную отрасль #M12291 841500243правового регулирования#S,
осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так
называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение
чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных монополий
в ущерб системе капиталистической #M12291 841500923конкуренции#S. Первым
федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 г., который со
ссылкой на нормы #M12291 841502694общего права#S объявил незаконными
объединения, преследующие цель монополизировать душтатную и внешнюю торговлю
СШA. Закон Шермана, остающийся #M12291 841502512основой антитрестовского
законодательства#S в США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой
области Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми
запрещены попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими
актами объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а
также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за собой
"существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию монополий". В
частности, таковым признается #M12291 841500839картельное#S соглашение о
разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские монополии
выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных и других актов
антитрестовского законодательства. Например, ими широко используется
традиционный институт доверительной собственности, предусматривающий передачу
имущества, #M12291 841500322акций#S и т.п. в #M12291 841501126распоряжение#S
доверительного собственника, для сосредоточения в банках управления
имуществом хозяев крупнейших состояний. В результате антитрестовское
законодательство имеет своим #M12291 841500365следствием#S отнюдь не
ликвидацию монополий, а создание весьма гибкой системы государственно-
монополистического регулирования экономики.
Трудовое законодательство.
Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х гг. в
ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями и теми
#M12291 841501966профсоюзами#S, которые решительно защищали интересы рабочих.
К настоящему времени сложилась система #M12291 841502660нормативных актов#S,
регулирующих трудовые отношения, в которой решающая роль принадлежит
федеральным законам, хотя и в ведении штатов остается весьма широкий круг
вопросов.
В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были приняты
законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми
гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение #M12291
841500875коллективных договоров#S с предпринимателями и на #M12291
841500581забастовки#S, а также Закон о справедливых условиях труда (1938 г.)
и др. После второй мировой войны, в период наступления монополий на права
трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях ТафтаХартли (1947 г.) и
ЛэндрамаГриффина (1959 г.). Совокупностью названных и иных федеральных актов
ныне в основном регулируются #M12291 841501658трудовые права#S американских
граждан и правовой статус профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в
частности изданные вскоре после принятия Закона Тафта Хартли, содержат
больше ограничений на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В
то же время федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали
интересы трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд,
провозглашали запрет #M12291 841502131дискриминации#S в области труда по
соображениям расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола
и др. Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и
проведении выборных кампаний, систему "закрытых цехов", т.е. приема на работу
только членов профсоюзов, и содержат ряд других ограничений профсоюзной
деятельности. Органы министерства труда вправе контролировать финансовую и
организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе заключения
коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по вопросам
трудовых отношений и соответствующим специализированным административным
органам штатов. Право трудящихся на забастовки ограничено запретом стачек
солидарности, возможностью судебного запрета забастовок #M12291
841501638государственных служащих#S и #M12291 841501097работников#S
государственных #M12291 841500138предприятий#S, #M12291
841502718обязанностью#S профсоюза за 60 дней до начала забастовки
предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по #M12291
841500031посредничеству#S и примирению, а также правом президента в судебном
порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую забастовку, если она
подвергает опасности "национальное благосостояние и безопасность". Проведение
"незаконных" забастовок, нарушающих эти требования, влечет за собой роспуск
профсоюзов, наложение на них крупных штрафов, #M12291 841501671уголовную
ответственность#S для руководителей. В то же время органы федерального
министерства труда и соответствующих учреждений в штатах наделены правом
наблюдать за соблюдением предпринимателями законодательства о минимальных
ставках #M12291 841500636заработной платы#S и максимальной продолжительности
рабочего времени, правил техники безопасности на предприятиях и т.п.
Социальная сфера.
В период "нового курса" были заложены и основы действующей системы #M12291
841500413социального обеспечения#S (федеральный Закон о #M12291
841500413социальном обеспечении#S 1935 г. и другие акты). Она включает в себя
прежде всего меры #M12291 841500415социального страхования#S, связанные с
трудовыми отношениями и финансируемые за #M12291 841500516счет#S взносов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|