бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Церковь и государство 13 век бесплатно рефераты

войны так, как было угодно власть имущим. Если война была выгодна правящему

классу, церковь её оправдывала, если война переростала в освободительную и

грозила вылиться в вооружённую борьбу народных масс за освобождение от

классового и национального гнета , церковные деятели призывали на помощь

авторитет Иисуса Христа , говорившего, что " ... взявшие меч, мечом

погибнут." ( Мф. 26, 52 ). И так. мы видем , что пока церковь была тесно

связана с правящими классами в эксплуататорском обществе, она выступала в

вопросах отношения к войне на его стороне . Итак, война объяснялась

наказанием за грехи. Это якобы то крайнее средство, к которому пришел Бог ,

чтобы обеспечить торжество добра над злом. Истоки " Богословия мира , как

идеологии, лежат в " теологии мира " " Августино Блаженного ( 354-430 гг.

н.э.), христианского богослова и философа. Мир он представлял с одной стороны

. как универсальное духовно- нравственное понятие, отожествляя его с богом, а

с другой стороны ,как элемент общественно- политической жизни людей, объявляя

мир целью человеческого общества и задачей государственной деятельности . Его

концепция была положена в основу хритианской теологии мира. Мир , как покой ,

Августин противопоставлял войнам , которые считал " величайшем злодеянием ".

Признавая несправедливость войн , он оправдывал " справедливые ", которые

ведутся с целью восстановления мира и наказания его нарушителей. Всё же войну

он считал крайнем средством, применяемым тогда. когда исчерпаны все мирные

средства. Однако Августин допускал что, христианин обязан участвовать и в

несправедливой войне, выполняя свой воинский долг, ответственность за это

несет не он, а его начальство. Согласно " Богословию мира , мир- это не

просто альтернатива в войне , а богоустановленный порядок жизни, основанный

на союзе бога и людей .Мир-это прежде всего осуществление Завета , то есть

мир с Богом и,как следствие этого , мир в собственной душе человека как

благо и гармония .

Система церковных органов .

Положение церкви в государственной и общественной жизни .

Для понимания деятельности древнерусской церкви как социально-политической

организации важно изучение не только её общехристианских и византийских

традиций и истоков, но и условий её экономического положения на Руси как при

самом учреждении, так и в процессе эволюции в течение интересующего нас

времени .

За это время Русь прошла два периода социально- экономического развития ,

которые в современной советской науке принято обозначать , раннефеодальный

период ( IX-XI вв.) и период развитого феодализма ( с XII в. и далее ).

Церковная организация была создана на Руси в конце X в., т.е. в условиях

первого периода существования феодального общества, что и определило способ

её материального обеспечения - княжеской властью и в виде отчислений от

государственного бюджета .

Активная роль государственной власти при формировании на руси церковной

организации сказалась не только в создании её структуры - митрополичьей и

епископских кафедр , но и в обеспечении материальных условий их деятельности.

В период раннего развития феодального строя , когда не могло быть речи не

только о приобретении путем покупки земельных владений , но и о получении их

от князя на основе лена , новая организация должна была существовать за счет

князя , государственного бюджета , путем отчислений от собираемых им даней и

других поступлений на княжеский двор. Таким же образом в X в. обепечивалось

существование дружины , государственного аппарата , тесно связанных с

князем.

Особой формой , в которой происходило отчисление доли поступающих на

княжеский двор даней в пользу церкви , была десятина . Это православянское

слово , общее всем славянским языкам , обозначает одну десятую часть чего-

либо. Церковная десятина на Руси средство обеспечения христианского культа

известна с первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов ,

Десятинной церкви Богородицы и некоторых других , причем она имеет

централизованную форму и дается князьями из тех поступлений , которые они

получают с территории государства , Десятина давалась не всем вновь

основанным церквам , а только соборным . Десятина была отчислением в пользу

церковной организации от поступлений князю . Каков был её состав ? Прежде

всего это десятая часть от княжеских даней (" от всякого стада и всякого

живота " , " отвсего имения", " от всих скот своих...и от жита на вся лета".

Структура десятины "от даней" хорошо видна в Смоленской уставной грамоте 1136

г. , данной одной из " соборных церквей " : она взимается с каждой из 34

административных единиц княжества , города или волости, которые выплачивают

на княжеский двор установленную сумму , начиная от 1000 гривен в Вержавлянах

и 400 гривен с Торопца и кончая 10 гривнами с мелких волостей .

Посколько в X-XI вв. дани собирались княжеским дружинниками и зависимыми

людьми княжеского двора , отчисление десятины производилось непосредственно в

центре , куда поступали дани ., В приведенных выше свидетельствах о десятине

XI-XIII вв. слово "полюдье " не упоминается.

Наряду сданями церковная десятина отчислялась от поступлений откняжеского

суда . Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в Краткой

Правде XI в. (ст.41) , где при расчете долей судебных пошлин вместе с долями

мечника в одном случае и емца в другом указана и " десятина" .

Десятину получала церковь также от княжеских торговых пошлин . Хотя

сведениями об этом виде отчислений церкви в конце X-XI вв. мы не располагаем

- они относятся только к XII в. , -нет оснований считать , что торговая

десятина появилась только в XII в. Торговые пошлины существуют со времени

образования государства , нуждающегося в пополнении бюджета , при

обеспечении новой организации отчисления от этих пошлин также должны были

поступать церкви . Другое дело , что с ростом внутренней торговли и

развитием города торговые пошлины должны были играть всё большую роль в

бюджете городов и стал вопрос об ограничении их поступлений церкви .

Слово " десятина" предполагает , что доля в пользу церкви от тех

поступлений,которые подлежат разделу , составляет одну десятую , 10 % .

каков размер десятины в действительности ? Не всегда она составляет на самом

деле эту долю. Так, расчеты судебной десятины в Краткой правде показывают ,

что там она представляет одну пятую долю князя , т.е. 20%.

Что собой представляет древнерусская церковная десятина с политэкономической

точки зрения? Есть основания оценивать сущность каждого из трёх видов

десятины отдельно, поскольку она отчисляется от разных источников. Торговая

десятина представляет собой отчисление от торговых пошлин, получаемых

местными и центральными органами управления от внутренней и внешней торговли.

Формула "из торгу десятая неделя" и "десятый торг" говорят, скорее, о том,

что эти пошлины собирались в городах, во время самой торговли и могли

относиться как к импортным товарам, так и к внутренним, создаваемым в городе

и привозимым из деревни. Цена товара определялась затратами не только на его

транспортировку и продажу, но и на его создание, и изымание торговых пошлин

было формой эксплуатации со стороны феодального государства труженика, хотя

относить такие пощлины к формам ренты и нет оснований.

Десятину от даней в XI-XII вв. есть все основания рассматривать как долю

централизованной раннефеодальной земельной ренты, посколько она собиралась с

земель, подчиненных государственной власти, где существоаала особая

территориальная структура волостей и погостов.

Общее положение о том, что каждый верующий в бога должен отдавать ему десятую

часть от выращенного за год скота, ззззерна и других плодов земных,

находилось ешё в Ветхом Завете, было принято в христианстве и

пропагандировалось отцами церкви в сочинениях, которые были известны на Руси

(Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.). Это, несомненно должно было

способствовать укреплению в сознании христианина мысли о том, что церковь

ждёт от него значительной материальной поддержки. Однако специфика

древнерусских условий заключалась в том, что здесь десятина была принята не в

частной форме, когда каждый крестьянин или горожанин должен был отдавать

часть своих доходов христианскому культу, а в централизованной - это часть

платилась княжеской властью от имени всего населения из тех поступлений,

которые реквизировались ею у населения, и она сама отвечала за содержание

церкви. Поскольку десятина как форма обеспечения культа отсутствовала в

римском праве и в Византии, а в Западной Европе в VIII-IXвв. Каролингами была

введена система частной, но не централизованной десятины от каждого

свободного дворовладельца, это позволило поставить вопрос о том, что

древнерусская десятина не была заимствована Владимиром от других христианских

образцов, но имеет местное, славянское происхождение.

Что касается десятинной системы счета, то она имеет очень широкое

общеевропейское распространение и уходит в глубь веков. Отчисления в виде

пошлин и жертв в размере десятой доли известны не только в Передней Азии, но

и в Средиземноморье. Поэтому связывать всякую десятину обязательно с

христианской или библейской нет оснований.

Общность первоначальной формы церковной десятины на Руси является основанием

для того, чтобы видеть в форме обеспечения церкви, принятой Владимиром,

местную, дохристианскую языческую традицию содержания культа. Подтверждение

этого мы видим в том, как обеспечивался культ богов у балтийских славян. Хотя

ранних известий нет, но в XII в., по сообщениям Гельмольда и Саксона

Грамматика, святилище Свентовита в Арконе получало десятую долю добычи,

передаваемую ему местными племенами.

Система епископских кафедр на Руси тесно связана с возникновением

митрополичьей кафедры в Киеве. Сам этот титул кафедры- митрополия {буквально:

"(кафедра) старшего (главного) города }- в Византии предполагал подчинение

митрополиту других иерархов, главой которых он был. Митрополия, не имевшая

подчиненных ей епископских кафедр,была только титулярной. Соответственно

митрополичья епархия включала себя все епархии епископских кафедр.

Учреждение митрополии на Руси предполагало, таким образом,и одновременное

создание епископских кафедр. Источники не сообщают дат основания епископских

кафедр,так же как они молчат и о времени создания кафедры митрополичьей.

Летописи XVI-XVII вв. указывают на то,что на Русь вместе с митрополитом

пришли четыре или шесть епископов. По правилам, принятым в восточной церкви,

создание новых епископий, подчиненных митрополиту, находилось в ведении

последнего, а не патриарха с синодом. Практически оно зависело от желания и

материального обеспечения местных князей.

В последовательном порядке формирования епископских кафедр можно выделить

несколько этапов, соответствующих различным процессом в развитии и

Древнерусского государства, и церковной организации. На первом этапе,

относящемся к концу X-первой четверти XI в., при Владимире и в первые

десятилетия княжения Ярослава, кафедры создаются в важнейших политических

центрах Руси. Среди первых епископий должен быть прежде всего назван

Новгород, бывший историческим центром Северной Руси до объединения её с

Киевской Русью в IX в. Возникновение Новгородской епископии и кафедральной

церкви нужно относить ко времени сразу после учреждения Киевской митрополии

или одновременно с ним в 996-999 гг. Новгородская епархия в большей степени,

чем другие епархии, была миссионерской, и её задачей было распространение

христианства не только среди собственного древнерусского населения, но и

среди иноязычных племен. Другой рано возникшей епископской кафедрой, по

свидетельству источников XI в., является белгородская. Основание черниговской

кафедры также есть основания относить к первому этапу формирования церковной

организации.

Среди рано учрежденных на Руси кафедр должна быть названа и туровская.

Тенденции к формированию новых крупных феодальных княжеств, полузависимых и

независимых политически от Киева, привели к возобладанию в XII в.

полицентрической структуры Руси. В этих условиях каждая столица кнжества

претендовала на получение и собственной кафедры, и митрополия шла навстречу

таким пожеланиям, понимая, что, чем больше подчинённое ей войско, тем оно

сильнее.

К середине XIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части

соответствующих крупным русским княжествам, равным по территории

западноевропейским государствам. Сравнение этой церковной структуры с

византийской, Руси не позволяли прямо воплощать здесь иноземные образцы, но

заставляли имходить из местных нужд. В Византии в XI в. существовало около 80

митрополий и несколько сот епископий. Даже учитывая, что население Византии

этого времени, составляло около 20 млн., было в 3-4 раза больше, чем

население Руси (от 5 до 8 млн. по различным оценкам), мы видим всё же за этим

различием сходную по форме структуру церковного управления, построенную,

однако, по другим принципам. Она соответствовала не византийским основам

административного деления патриархии, а русской государственной структуре,

сложившейся в XI-XII вв. Нужно учитывать, что если разделение одной

митрополичьей епархии на несколько зависело от решения Константинополя, то

выделение новых епископий было в компетенции князей и митрополита на месте.

Инициаторами здесь были киевские и местные князья. Таким образом,

формирование церковной структуры на Руси в конце X-XIIвв. являлось процессом

внутреннего пазвития государственного строя Руси. Сама митрополия в Киеве,

объединявшая всю государственную территорию Древней Руси, была центром

национальной церкви.

Основанные великокняжеской властью и местнымикнязьями епископии представляли

собой ценрализованную структуру, которая в основном соответствовала

политической структуре. В пору феодальной раздробленности и существования

самостоятельных княжеств церковная система из 11-16 епископий, подчиненных

как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировало

недостаток централизации. Сохранены политические роли Киева, за обладание

которым боролись практически все княжеские линии, несомненно способствовало

среди других факторов и наличие в нём митрополичьей кафедры, ибо обладание

древней столицей позволяло сильному князю использовать в своих интересах не

только епископа своей епархии, но и главу всей русской церкви. История

формирования церковной земельной собственности представляет интнрес и в плане

изучения экономических основ существования церковных организаций на Руси, и в

общем плане эволюции феодальных отношений от ранних этапов к развитым. Ранние

упоминания земельной собственности кафедр и соборов относятся к первой

половине XII в. Это несколько позже, чем первые упоминания монастырской

земельной собственности ( киевского Печерского монастыря), но примерно тогда

же, когда получают земли другие известные монастыри.

Наряду с кафедральными соборами в прцессе эволюции от центролизованных

государственных форм эксплуатации земли к частнофеодальным формам земельными

собственниками стали монастыри .Их экономическое положение было иным , ибо

десятинная система распространялась на них редко . Ктиторы монастырей должны

были изыскивать средства обеспечения учереждаемых ими обителей .

Одним из наиболее ранних и важным в социально - политическом, как и

культурном , отношении был Печерский монастырь под Киевом . Он был основан

при митрополите Иларионе и князе Ярославе монахом Антонием из г. Любеча .Он

возник, по сообщению летописной повести, первоначально в пещере.

В истории формирования Печерского монастыря как феодального собственника

выделяется несколько процессов представляющееразные в политическом значении

стадии этого формирования . На примере одного Печерского монастыря можно

проследить своеобразный процесс зарождения и развития феодальной

собственности церкви путем передачи ей государственных земель . Это первый

этап ,который состоит в переходе от ранней ,государственной формы феодальной

эксплуатации земель с сидящим на ней населением к частнофеодальной форме.

Идеологическими задачами деятельности монастырей определялась их деятельность

как высшей школы для подготовки епископов , в компетенцию которых входили

практически все вопросы идейной , церковной , семейной жизни населения.

Монастыри обладали населенным крестьянами землями и были заинтересованы в

увеличении их числа .Передача феодалами монастырям земель вела к постоянному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5