Курсовая: Церковь и государство 13 век
славянства. В это время восточное славянство распалось на союзы племен:
поляне, древляне, полочане и др. Военные столкновения являлись характерными
чертами той эпохи. В Приднепровье возвысился племенной союз полян. Наряду с
подчинением родственных племён в сферу влияния Киева попадают племена
тюркского, фино-угорского, балтского происхождения и даже такие ранние
государственные образования, как Хазарский Каганат и Волжская Булгария. Таким
образом, Киев, будучи политической столицей превращается и в религиозный
центр. На роль главенствующего божества выдвигается Перун. Меры по его
выдвижению заключались в перенесении языческого Капища и идола Перуна на
место, доступные всем пребывающим в землю полян( в договоре 945 г. Руси и
Византии упоминается в клятве только Перун). Здесь просматривается явное
стремление киевской общины утвердить приоритет Перуна. "Примученные" племена
оказывали ожесточенное сопротивление Киеву, политическое и религиозное. После
гибели Игоря, в древлянских лесах, политика Киева становится более мягкой:
сбор дани был заменён "повозом"- доставкой поборов самими данниками в
специально учрежденные пункты "погосты", ощущалось религиозное послабление. В
договоре 971 г. , Святослава с византийским императором Цимисхеем, Русь вновь
клянётся именами Перуна и Волоса. Однако проводится новая религиозная реформа
- новый пантеон: Перун предстал в окружении богов других племен, символизируя
их единство. Но она не удалась. Причина неудачи заключалась в исторической
необратимости разложения родоплеменных связей.
ЭПОТЕИЗМ- это выделение одного бога из всех признаваемых реально
существующими, которому оказывается наибольшее поклонение и воздаяние культа.
Но не одному Перуну предназначались почести, а всем "кумирам" без исключения.
Главный бог- только сильнее и могущественнее остальных, он их счастливый
соперник, победитель при столкновениях. "Веротерпимость" к инородным богам со
стороны представителей победившего племени объясняется верой в их реальное
существование. Как побежденный народ признает главенство бога покорителя, так
и покоритель воспринимает культ богов побежденных. Однако зачастую языческая
реформа вырождалась в религиозное насилие киевской общины. В 982 г. и 984 г.
Владимир борется с вятичами и радимичами. О начале перехода к супремонтеизму
свидетельствуют не только политические факторы, а , так сказать, и
"внутрипантеонные дела". Перун обосновляется" на высоком холму вне двора
теремного". Кроме того, в пантеоне Владимира мы наблюдаем несколько хаотичную
картину. Ряд племенных богов несут одну и туже функцию. Однако можно заметить,
что у богов намечалась и главная "профессия". Комплекс языческих реформ X в.
показывает качественно более высокий уровень развития восточнославянского
язычества. Можно предположить,что у восточных славян существовали древние
культовые постройки закрытого типа( языческие храмы). Но известно только об
очень немногих: Арконское святилище на острове Рюгене, святилище в Ретре,
дохристианское святилище в Киеве( под Десятинной церковью).
Ритуал семейно-родового культа выполнялся скорее всего главами семей и родов;
общественный же культ был в руках особых профессионалов- волхвов. Не
исключено,что уже при возникновении грандиозных общеплеменных святилищ в VI-
IV вв. до н. э. у праславян сложились какие-то группы жрецов-волхвов, которые
организовывали обрядность "события", руководили процессом языческого
богослужения и производили гадания. Они составляли мудрые календари, знали
"черты и резы", хранили в памяти мифы, восходившие по крайней мере к
бронзовому веку. Волхвы были близки к племенной знати, и, может быть,
составляли часть её; вероятно," светлым князьям" племён принадлежала и
верховная жреческая власть.
Польское "ксендз" происходит от той же основы, что и русское "князь", но
означает не светского, а духовного руководителя; не исключено, что корни
этого раздвоения восходят к тем временам, когда светская и духовная власть
концентрировалась в одних руках.
Общим названием славянских жрецов были " волхвы" или "волшебники", но, судя
по разветлённости терминологии, в составе всего жреческого сословия имелось
много различных разрядов.
Накануне крещения Руси древнерусское язычество находилось на достаточно
высоком уровне развития. Язычество ко времени крещения Руси не только не
исчерпало, и обладало ещё достаточно мощным потенциалом для дальнейшего
движения.
Однако Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия
христианства.
Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в
христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского
сообщества стран.
Во-вторых, новая религия с её монотеизмом (единобожее) вполне соответствовала
сущности нового единого государства во главе с монархом.
В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую
мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к
человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества .
В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры,
духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной
философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные
контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности
и культуре античного мира.
В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и
глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его
равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать
происхожденин и нарастание неравенства.
Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно
разрешало вести церковнуюслужбу в землях новообращённых народов на их родном
языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на
латинском языке. Это приближало новую религиюк народу, делало её частью его
духовной жизни, быта и культуры.
Владимир не мог не учитывать и ещё одной особенности византийской церковной
организации. во главе её стоял не церковно-служитель, как римский папа, а
глава светской власти-император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция
переносилась на Русь.
Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то прежде
всего имеем в виду последующее развитие церкви,её постепенное укорение на
русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь- экономическое,
политическое, духовное, культурное, которое церковь стала со временем
оказывать.
Церковь выступила против языческих обычаев похищения девиц, многоженства,
против брака в близких степенях родства, выступала против насильственной
выдачи дочерей замуж, преследовала преступления, унижающие человеческую
личность. В этом смысле церковь, духовенство активно работали на укрепление
семьи, общества, государства, способствовали снижению уровня эксплуатации.
Однако содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми
силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.
Преследовались весёлые праздники, коляды и масленницы,как бесовские, карались
скоморошество, игра на народных инструментах.
Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и
другими православными странами( Болгарией, Сербией), церковь в своей борьбе
против"латинства", против папского Рима (особенно после окончательного
раскола византийской и римскойцерквей в 1054г.) способствовала изоляции Руси
от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.
Процесс принятия и распростронения христианства на Руси .
Процесс христианизации Руси .
"КРЕЩЕНИЕ РУСИ"- богословный термин, сводящий длительный процесс
утверждения христианства в качестве государственной религии древнерусской
державы к разовому событию, якобы совершившемуся в 988г. На самом деле в 988 г.
имело место всего лишь крещение жителей столицы Киевской Руси, положившее
начало длительной и трудной христианизации древнерусского общества.
О христианской вере наши предки знали и раньше. В Крыму, например, жило много
христиан ещё в первом веке после Рождества Христова. Гораздо больше узнали
наши предки славяне о христианской вере из-за двух братьев греков- святых
Кирилла и Мефодия. 24 апреля 1997 года исполнилось 1112 лет со дня
блаженной кончины святого равноапостольного М ефодия, архиепископа
Моравского, просветителя славянских народов.
Из истории известно, что князь Великой Моравии Ростислав в шестидесятых годах
IX века обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать
в Моравию учителей, знающих славянский язык, которые, обращая народ в
христианскую веру, могли бы проповедовать и молиться на понятном моравскому
народу языке. Византийский император, по благословению Святейшнго П атриарха
Константинопольского Фотия, направил двух учёных братьев из Салоник:
Константина Философа, известного позднее под именем святого
равноапостольного Кирилла, и его брата Мефодия полагалось, что его звали в
миру Михаилом), ставшего впоследствии архиепископом Моравским. Святые
братья приняли благословение Патриарха Фотия и, положившись на волю Божию,
отправились в путь. Они прибыли в Моравию в 863 году. Их деятельность имела
огромное значение для расцвета культуры Великой Моравии, а также для других
славянских стран. Святой равноапостольный Кирилл создал первую славянскую
азбуку, так называемую глаголицу, используя свои глубокие словесные познания.
Глаголица отображала все фонетические особенности славянского языка. Святой
Кирилл и его брат Мефодий явились первыми переводчиками священных и
богослужебных текстов на церковно славянский язык. Таким образом было
положено начало славянской письменной культуре. Кроме перевода книг
Священного Писания, богослужебных и учительных, святитель Мефодий перевел из
Кодекса Юстиниана некоторые статьи юридического содержания, такие, как "
Закон судный людям". В результате этого славянский язык занял достойное место
рядом с латинским и греческим языками.
Древняя русская летопись рассказывает о том, как приняла христианство княгиня
Ольга, прозванная Мудрой. Она княжила в Киеве после смерти своего мужа-
язычника Игоря в 945 г. н.э. , да и сама была язычницей. По счету
летописца в 955 году Ольга отправилась в Константинополь и крестилась там при
императорах Константине Багрянородном и Романе , и патриархе Полиевке. При
крещении Ольга была наречена именем Елена. О побуждениях, которые заставили
Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим
ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в иностранных источниках.
Крещение Ольги связано, по мнению Л.Н.Гумилева, с изменением
внешнеполитического курса Руси, направленного на разрыв с Хазарией и на союз
с Византией. Момент столь резкого поворота был выбран Киевом весьма удачно,
обо Хазария переживала трудные времена . Русь получила отсрочку, что и
было использовано Ольгой, отправившейся в Византию. Летописная дата поездки
Ольги (957 г.) современной наукой отрицается. Исследователи называют 954-955
гг. Говорится и о возможности двух поездок русской княгини в Константинополь.
Г.Г.Литаврин считает, что в первый раз она побывала там в 946 г. и вела
переговоры о будущем бракосочетании княза Святослава с одной из византийских
принцесс.
Крестилась Ольга в 954-955 гг. Вопрос о месте крещения остаерся спорным.
Следует сказать, что нет греческих источников, в которых сообщалось бы о
крещении русской княгини в Константинополе. Предположительно, крещение
свершилось в Киеве, а в Царьград Ольга прибыла уже христианкой.
Главным предметом переговоров княгини с императором был вопрос о военном
союзе и взаимопомощи. Византия вела войну в Сирии , а Русь готовилась к
неизбежному столкновению с Хазарией. Стороны достигли соглашения: русский
корпус отлично зарекомендовал себя в Сирии, а Византия обеспечила союз Руси
с печенегами. Союз Киева с печенегами продолжался до 968 г. и привел к
полному разгрому Хазарии.
Прежде всего в Константинополе внимание Ольги привлекло то,что резче всего
отмечало Византию от Руси-религия. Есть известие, что Ольга ещё в Киеве была
расположена к христианству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников
этой религии. По возращении, Ольга начала уговаривать сына Святослава к
принятию христианства, но он и слышать об этом не хотел. " Христианство само
по себе встретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не
мог принять христианство по своим наклонностям"- писал С.М.Солосьев (
С.М,Соловьев, Сочинения, 1988г) . Святослав много воевал. После смерти матери
Святослав поручил Киев своему сыну Ярополку, а другому сыну, Олегу,
Дремлянскую землю, а третьему, Владимиру, Новгород. Позже, Владимир с помощью
хитрости, предательства и варягов, овладел государством. Владимир, утвердил
свою власть, изъявил отменное усердие к языческим богам.
Владимир пытался предотвратить распространение христианства на Руси путем
создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном,
олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодального общества. Но эта
попытка оказалась неудачной. За ней последовали : разрушение созданного
пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом
политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X в.
Для борьбы с очередным мятежником Вардой Фокой, пытавшимся сесть на
императорский трон и обладашим большими силами, император Василий II
обратился к князю Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на
обещания. Важным условием договора,по которому был послан в распоряжение
императора шести- тысячный русский отряд,были , женитьба"царя руссов"
Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной
христианства.
Однако киевские князья медлили с принятием христианства, так как при
тогдашних богословско- юридических воззрениях византийцев принятие крещения
из их рук означало переход новообращённого народа в вассальную зависимость от
Византии.
Владимир I вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес (
Корсунь) и отсюда продиктовал свои условия Константинополю. Он хотел
жениться на царевне и принять христианство. Став христианином, русский князь
не только становился членом европейской семьи правителей, но благодаря
царственной супруге занимал весьма почетное место в этой иерархии. Ни о каком
вассалитете Руси от Византии в этих условиях не могло быть и речи.
При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь императора
Василия II- Василия Великого. После возвращения Владимира из Корсуня в Киеве
появилось очень много корсунских и константинопольских священников. Смена
религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда
почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг,
построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.
Собственно говоря, сачи перепетии принятия христианства в Киеве во многом
напоминают языческую обрядность.
Самостоятельность низвержения языческих кумиров, в частности Перуна,
происходил в полном соответствии с языческими ритуалами. Привязанного к
конскому хвосту Перуна, избиваемого двенадцатью приставленными к нему мужани,
по приказу Владимира доставили на берег Днепра." И превлекли, врипуша и в
Днепр". Непотопляемость Перун в глазах язычников показывала его виновность.
Поэтому он утрачивает былое доверие и теряет авторитет. Таким образом можно
определенно сказать, что прелюдия принятия христианской религии на Руси
происходило по языческому сценарию , языческому действию.
Но сила почитания общеплеменных богов была весьма сильна, т.к. само языческое
мировозрение было на высоком уровне и главное в X-XII веках общество не стало
классовым.
Сопротивление со стороны языческого населения и княжеская
политика по его подавлению .
Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующей
церковной организацией насильно. при сопротивлении не только жрецов, но и
различных слоев населения. Подтверждение этому можно найти у В.Н.Татищева (
В.Н.Татищев, "История Российская", Москва 1962г.) , который исследуя
летописные рассказы о крещении, приводил такие факты: метрополит Илларион
Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: " Никто
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|