Курсовая: Церковь и государство 13 век
Курсовая: Церковь и государство 13 век
План :
1 . Введение .
2 . Религия восточных словян накануне крещения Руси.
Язычество и его недостатки .
3 . Процесс принятия и распростронения христианства на Руси .
а . Процесс христианизации Руси .
б . Сопротивление со стороны языческого населения и
княжеская политика по его подавлению
в. Слияние язычества с православием .
4. Влияние церкви на государство .
а.Взгляды церкви на государство и народные выступления
против порядка правления .
б .Церковь и её отношение к войне .
в. Система церковных органов .Положение церкви в
государственной и общественной жизни .
5 . Заключение .
ВВЕДЕНИЕ.
Среди конфессий, исторически сложившихся в пределах восточного направления
христианства, самое видное место занимает православие . По приблизительным
оценкам оно охватывает ныне около 100 млн. приверженцев. Наибольшее
распространение православия получило в России, странах Восточной Европы, в
Греции и на Кипре, ряде государств Африке и Ближнего Востока. Судьба
православия непосредственно связана с превратностями, выпавшеми на долю его
церковных институтов. Становление православной церковности и её путь в
истории- это процесс, наполненный великими прозрениями и прискорбными
ошибками, подвигами веры и уступками мирским слабостям , впечатляюшими
достижениями религиозной мысли и явным обскурантизмом, образцами подленного
благочестия и нередким расхождением слов с делами.
В общем, православие выступает как явление сложное и многогранное, не
укладывающееся в рамки какой-то унифицированной шкалы оценок.
Религия восточных славян накануне крещения Руси.
Язычество и его недостатки .
Согласно не которым современным церковным авторам , дохристианское общество
Древней Руси : " смрадный и жестокий мир " , где господствовало " темное ,
озлобленное , мстительное язычество". Так же оценивали язычество известные
церковные историки 19 в. Макарий , Филарет и др. Они также отрицали какую-
либо развитость и культурную и общественную значимость языческого
мировозрения. К негативным заключением относительно его развития пришел такой
известный исследователь , как Е. В. Аничков : " Особенно убого было
язычество Руси : жалки ее боги , грубы культ и нравы , "- писал он. При этом
имелись и в корне противоположные взгляды. Так М. В. Ломоносов , активно
интересуясь древнерусской мифологией , проводил сранительно - исторические
параллели с греческой и римской языческими религиями . Он отождествлял
древнерусского Перуна с античным Зевсом , сказочных полканов с кентаврами и
заключал : " Мы бы имели много басней( мифов) , как греки , есть ли бы науки
в идолопоклонстве у россиян были . " Вот почему изучение дохристианских
времён , правильное освещение их - не просто дань интересу к старине или
удовлетворение естественной любознательности.
Оно необходимо для опровержения богословских измышлений в области
отечественной истории .
Термин "язычество " литературного происхождения. Он произошел от
церковнославянского "языци"- народы, иноземцы. Потому что русские книжники
эпохи Киевской Руси -христиане по вере - как бы "
отгораживались" от народов , ещё не крещёных .
Язычество - комплекс религиозных обрядов, верований , представлений ,
предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основе.
Язычество древних славян имело глубокие корни. Говоря о своеобразии в эволюции
и формах древнерусского язычества , мы не должны забывать , что его развитие не
шло в стороне от путей , по которым развивались языческие комплексы других
народов .
Огромное влияние на славянское язычество оказали окружающая природная среда и
господствующие общественные отношения.Карл Маркс писал : " Условия их
существования - низшая ступень развития производительных сил труда и
соотведствующая ограниченность отношений людей рамками материального процесса
производства жизни , а значит , ограниченность всех их отношений друг к другу и
к природе ".Общая особенность мышления человека в древности: его объектом и
материалом были предметом и явлелния , входившие в непосредственное окружения
человека и имевшие для него жизненное
значения . Поэтому религиозные представления в начале относились к предметам
и явлениям ближайшего окружения , притом к тем , которые были вплетены в
жизнедеятельность человека . Знаменитый русский церковный деятель 12 века
Кирилл Туровский в одной из своих проповедей яростно восклицал : "Уже бо не
нарекуться Богом стихия, ни солнце , ни огонь , ни источницы , ни древеса
!"
Фетишизм- вера в сверхестественные возможности какого-либо объекта(
добычливые орудия охоты, деревья, плоды и т. д. ) Вначале фетиш воспринимался
как проявление сверхестественных сил. Позже носителем сил являлась существующая
в объекте сила-своеобразный двойник данного фетиша. Образ этого " двойника"
выступал безликим и беформенным , не оторванным от предмета- анамизм.
Отголосками фетишизма и анамизма и восточных славян было поклонение камням ,
деревьям, рощам. Культ каменных фетишей вероятно возник из почитания каменных
орудий, необходимых в охоте и хозяйстве.
"Слово Иоанна Златоуста "( примерно 14 в.) при перечислении мест, куда
русские " приходяще молятсь" и "жертву приносящу" называет "камения". Среди
белорусов существовало поверие, что в седую старину камни говорили,
чувствовали и размножались , как люди. На берегу озера Плещеево в древнем
русском городе Переяславие-Залесском до сих пор лежит камень-валун-Синь-
Камень массой 12 тонн. При встрече весны камень украшали цветами и лентами,
водили хороводы. Другому, " Конь-камень" на острове Коневиц на Ладожском
озере, приносили местные жители в жертву лошадей. Фетиши могли изготовляться
и самими людьми. Объектом поклонения восточных славян были деревья, роща,
лес. В северных районах был культ березы.
В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной,
что"собираются жёны и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы,
пироги и каши, яичницы и поклонясь березамъ оучнуть походя песни сатанинские
приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся". В приднепровье был
распространен культ дуба. В 1909 и 1975г
со дна Десны и Днепра были подняты два мощных"священных дуба".
Радиоуглеродный анализ второго показал , что он перестал существовать в
середине 8 века. Ученые считают, что они росли в "священных" рощах, которые
также являлись фетишами. В стволах этих деревьях на высоте несколько метров
были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти. Днепровские славяне также
поклонялись священным животным- диким кабанам-вепрям. В былинах и летописях
неоднократно появляются сведения об охоте на вепря и о торжественном поедании
кабаньего мяса на княжеских пирах. Здесь мы уже встречаемся с тотемизмом и
культом животных.
Тотемизм- это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида
животных. Человек в рамках рода осознает общность происхождения всех его
членов. Благодаря анимическим воззрениям и окружающей природе складывается
понятие , что разные роды произошли от разных предков. А предки происходят от
представителей животного мира, которые очень похожи на людей. Вопрос о
тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно в ряде случаев
мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных.
Тотемисткие игры в медведя ("комоедица") сохранялись в белорусской деревне до
второй половине 19 в. Обряд "вырывания бороды"- последних колосьев с поля.
Поются особые песни призывающие на помощь волков, лисиц , медведей и др.
Наиболее ярко подтверждает существование тотемизма у восточных славян
архаические пласты русских народных сказок. В определенной мере свидетельствует
о существовании представлений о кровно-родственных связях человека и животных(
лисичка-сестричка, медведь-дедушка и т.д.) В сказках прослеживается архаический
мотив запрета убивать и употреблять в пищу тотемное животное.Вместе с тем в
сказках описывается ситуация, когда зверь преданно следует священной
родственной связи и обязательствам, вытекающим из неё. Тотемический уровень
сознания отражают сюжеты о брачных отношениях человека и зверя. Психология
первобытного человека допускала возможность брачных союзов между животными и
людьми, а сами животные нередко воспринимались как непосредственные
родственники человека.
Разновидностью культа предков в облике животных является ОБОРОТНИЧЕСТВО.
В былинах о Вольге описывается сюжеты его жизни в образе сокола, муравья.
Русские сказки часто используют мотив превращения прекрасной девушки- невесты в
лебедя, утку, лягушку. У восточных славян интересны поверья о
людях-волках-волколаках, поверья распространены были особенно у белорусов,
украинцев и великоруссов. Одни рассказы говорят о колдунах, умеющих
превращаться на время в волков, другие-о людях, превращенных в волков.
Отрыв духа-"двойника" от объекта которому он присущ, наряду с тотемизмом
порождает веру в души мертвых, а также КУЛЬТ ПРЕДКОВ. Одной из форм
этого культа было почитание Рода и рожаниц, возникшего в связи с разростанием и
усилением родов и укреплениемродовой организации. Есть точки зрение, что РОД
был божеством славян до Перуна. Кроме этого фактором возникновения было
выделение в роде возрастной группы старейших. На культ предков указывает и
сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года.
Язычество восходит на новую ступень. Это стадия- ПОЛИДЕМОНИЗМА.
Демоны-ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также
людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными
существами, имевшие антропоморфный образ, обитают в лесу, воде, жилищах и д.р.
Именно они подразумеваются под упоминанием водных и лесных стихий
средневековыми авторами. С течением времени, духи , первоначально
представлявшие однородную массу, начинают различаться по месту обитания,
становясь "хозяином места". Современные исследователи классифицируют
демонических персонажей сферы "вне дома"( лес, поле,
болото и т.п.) , сферы"дом", сферы "ниже земли" и "выше земли", а также
персонажи связанные с определенным периодом времени (полудница, полуночь и
др.) Отличаются они и отношением к человеку: злые и добрые.
В водной стихии жили берегини и водяные.Берегини(позднее вилы и русалки)-
женские духи рек, озер, прудов, колдцев и т.д. Весной выходят на берег,
качаются на ветвях, поют песни, заманивают прохожих и стараются защекотать их
до смерти. Русалки также - погибшие в воде женщины, девушки, некрешенные
умершие дети. Здесь на образ русалок наслоился культ мертвых. Русалки- духи
растительности( деревьев, цветов, хлебов и т. д.)- они дают растениям влагу,
посылают дождь на поля. Водяной-косматый, c бородой по колено, злой и
мстительный старик, живет на дне рек и озер, в омутах. Лес-царство
лешего(лесовика). Он обитает на деревьях или дуплах. По ночам дико кричит.На
полях в высокой траве (колосьях) живут полевики- козлообразные существа(
имевшие мужской и женский род), возникли с развитием земледелия. В
жилище"хозяин" домовой- маленький, горбатенький старикашка
(покровитель дома, хозяйства домашнего). Различались: дворовые, овинники,
гуменники банники- в зависимости от "местоприбывания".
У восточных славян постепенно складывался своеобразный пантеон демонов(
низших божеств). С течением времени на их первоначальные функции наслаивались
новые. Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и
бытовые связи людей. Была определенная иерархия: начальники и подчиненные,
старшие и младшие. Домовой и леший имели семьи( домовиха, домаха, лешачиха).
Русалки считались дочерьми водяного. Домовые ходили друг к другу в гости,
ссорились и даже дрались. В подчинении у лешего был боровой. Таким образом
у восточных славяр сложилась достаточно развитая система так называемой
низшей мифологии, демонологии. Следующий этап развития язычной религии-
политеизм( вера в богов). Такая последовательность видна в " Слове об идолах
", автор которого-первый систематизатор и переодизатор славянских верований-
пишет:
" Се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам нереже Перуну бога
их. А преже того клали требы упырям и берегиням." Но появление новых форм
язычества не мешало сохранению старых верований. В целом к концу первого
тысячелетия нашей эры восточное славянство стояло уже у порога
политеистических воззрений. Фридрих Энгельс писал: "... раз возникнув,
религия всегда сохраняет известный запас представленный, унаследованный от
прежних времен." (Маркс К.
Энгельс Ф. Соч. т. 21, с. 315.)
Корни богов киевского пантеона находятся в тех же фетишистких и
анимистических представлений и природных культах праславян 2-1тыс.
до н.э. Первое упоминание о богах (зримых) мы находим в " Повести временных
лет" описывающей, что при заключении договоров Руси с Византией в X в.
русские " кляшася оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом, скотьим
богом". Образы Перуна и Волоса(Велеса) связаны между собой, как
персонажи"грозового мифа". Согласно ему обитающий на небе (вершине горы) бог
грозы Перун преследует за похищение скота или людей своего змеевидного врага,
живущего на земле,- Волоса. Преследуемый Волос прячется последовательно под
деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову(фетиши и тотемы). В свою
очередь Перун во время поединка расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет
стрелы. Свою победу Перун символизирует дождем, приносящим плодородие. Как
видим в древнем мифе отразились различные стадии религиозных представлений, а
также взаимосвязь высших божеств с объектами различных форм верований,
предшествовших политеизму. Перун выступает здесь как бог грозы, молнии и
грома. Вместе с тем в процесс развития общественных отношений Перуну-
громовержцу становятся присущими и военные функции. Многие исследователи
считают Перуна" покровителем военной дружины и её предводителем, особенно на
Руси". Но у нас нет оснований связывать военное предназначение Перуна только
с княжеской дружиной, тем более как феодальным институтом, т.к. во второй
половине первого тысячелетия нашей эры в военных действиях славян участвуют
не только дружинники, но и всё мужское население-
"вои". Таким образом, и простой славянский общинник, и представители
формирующейся социальной верхушки Руси видели в Перуне" создателя молний" ,
бога-воителя.
Волос или Велес- бог скота, торговли и богатства, т.к. скот в древности
служил меновой денежной единицей и являлся богатством. Его культ возник в
эпоху охотничьего хозяйства и долгое время был связан с культом медведя. С
переходом к скотоводству этот бог становится покровителем домашнего скота ,
сохраняя свои древние функции. Его культ преобладал на северных и восточных
территориях Руа.
Велес, как и Перун, был богом по племенной принадлежности, а не по
социальной. В Киев Волос, возможно, попадает в результате похода 882 г.
Олега, объединившего племенные союзы славян и полян. В Киеве наряду с идолом
Перуна был установлен идол Велеса, которому дружинники и киевское "людьё"
стали давать клятву на правах второго верховного бога. " Переселением" Велеса
было положено начало собиранию разноплеменных божеств под эгидой Перуна. С
вокняжением Владимира образуется настоящий древнерусский пантеон языческих
богов : Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог, Макошь. Дажбог в летописи
отождествлялся с солнцем. Он есть сын Сварога. Возможно Дажбог- верховный бог
племнного союза северян. Хорс появился под воздействием племен салтово-
маяцкой культуры (Предкавказье и Дон). Хорс тоже бог солнца. Стрибог- бог
ветра, бури, вьюги, вихря. Возможно- олицетворение враждебных сил. Макошь-
земная супруга громовержца Перуна. Она ведёт своё начало от вил- русалок и
"матери сырой земли". Она богиня плодородия,воды, женских работ и девечьей
судьбы. Симаргл- единственное зооморфное существо пантеона- это священный
крылатый пёс ( возможно иранского происхождения). Симаргл - божество низшего
порядка, который охраняет семена и посевы. В летописях он становится рядом с
Макошью ( возможно он являлся спутником Макоши, как сова у Афины).
IX-X вв. были во многих отношениях переломными в судьбах восточного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|