бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Содержание основных категорий эстетики бесплатно рефераты

i>Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) отождествляла прекрасное с изящным: прекрасна не вся природа в ее цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная природа Вер-сальского парка. Буало обосновывал принципы хорошего вкуса. Он счи-тал, что прекрасно только правдивое. В искусстве прекрасно изобража-ется даже безобразное. Подражание красоте природы - главная цель искусства. Великая личность - наиболее полное воплощение идеалов красоты для Буало.

Эстетика французских просветителей (XVIII в.) - важный этап развития теории прекрасного. Вольтер (1694-1778) утверждал относи-тельность представлений человека о прекрасном: если спросить у жабы, что прекрасно, то она ответит, что воплощение красоты - другая жаба. Французские просветители полагали, что красота - естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем. Д. Дидро (1713-1784) разделил красоту на два вида: реальную, объективную кра-соту, существующую до и после появления человека (отношения частей внутри предмета, отношения однородных и неоднородных предметов); красоту относительную, существующую лишь для человека (предмет, со-прикасающийся с сознанием человека). Дидро уравнял красоту с добром, эстетику с этикой. В эпоху Возрождения художники не могли изображать прекрасного человека в отвратительной оболочке, просветители же при-давали мало значения внешнему виду, главное - духовный облик челове-ка. Дидро стремился учесть многообразие форм прекрасного: морально-прекрасное содержится в нравственных отношениях; литературно-прекрасное - в литературных произведениях; подражательно прекрасное - в воспроиз-ведении в искусстве отношений, существующих в природе. По Дидро, прекрасное в природе - естественное, в ремеслах - виртуозное, в нра-вах - моральное, в искусстве - правдивое. Телесная красота - резуль-тат сочетания красоты формы, цвета и выражения. Дидро считает, что прекрасное познается чувством, а не разумом; восприятие отношений есть основа прекрасного; бедность отно-шений снижает красоту, чрезмерность - разрушает, ибо вредит ясности и не может быть охвачена в единстве. Долговечны лишь те красоты, кото-рые основаны на связи с созданиями природы.

Последователь лейбницевско-вольфовской философии А.Г. Баумгар-тен (1714-1762) рассматривал прекрасное не как отражение объективных явлений, а как проявление чувственной формы философского познания. Баумгартен ограничивал область эстетики познанием прекрасного в при-роде, которую он трактовал как порождение духа. Апологет античного ис-кусства, И. Винкельман (1717-1768) считал, что идеал красоты выража-ется линией, контурами. Он объяснял сущность прекрасного природными свойствами вещей, их ритмом, цветом, симметрией. Для него красота - цель и центр искусства. Изящное познается чувством изящно-го, которое развивается воспитанием и образованием. И. Кант (1724-1804) трактовал прекрасное как объект незаинтересо-ванного отношения (отношение человека к прекрасному чисто созерца-тельное и непрактическое). Кант различил полезное и прекрасное и под-черкнул качественно своеобразный характер эстетического интереса. Он произвел дематериализацию прекрасного, отделил его форму от его со-держания: зеленый цвет или звук скрипки принято считать прекрасными, но они лишь приятны. В суждении о прекрасном имеет место созерца-тельное удовольствие, не возбуждающее практического интереса к объекту, только когда цвет и звук очищены от материального содержания, они выступают как прекрасные. Кант считает, что «наслаждение в приятном» и «наслаждение в добром» соединены с интересом, в то время как наслаж-дение прекрасным, которое определяет суждение вкуса (эстетическое суждение), свободно от всякого интереса.

Дидро отождествлял красоту и истину, Г. Э. Лессинг (1729-1781) же разделял их, делая главным принципом изобразительных искусств красо-ту, а главным принципом поэзии - истину. И.Г. Гердер (1729-1781) сформулировал универсальный закон природы: свойства предмета, его внутреннее совершенство и красота зависят от пропорции действующих в нем сил, а нарушенная пропорция стремится быть восстановленной. Это-му закону подчиняется природный предмет, он - целая система действу-ющих сил. Такую систему представляет собой и человек, и человеческое общество, и каждая нация, наконец, все человечество. По Гердеру, красо-та есть внешнее выражение идеи добра.

Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота - это свобода (согласо-ванность с законами; ничем не стесненное развитие явлений по прису-щим им законам); основа красоты - простота; красота - естественное совершенство. Шиллер отличает изображение прекрасного от прекрасно-го изображения. То, что безобразно в природе, может быть прекрасно в искусстве (прекрасное изображение).

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов обще-мирового движения духа (абсолютной идеи). В век классического искус-ства (Древняя Греция) дух обретает в своем развитии гармоническое единство с материальной формой и находит в ней полное и адекватное вы-ражение, и это прекрасно. Прекрасное - чувственное явление, чувст-венная видимость идеи. Ибо в красоте чувственное и вообще объективное не сохраняет в себе никакой самостоятельности, а должно отказаться от непосредственности своего бытия, так как это чувственное есть лишь на-личное бытие, объективность понятия, и положено как некая реальность, которая воплощает понятие как находящееся в единстве со своей объек-тивностью. По Гегелю, прекрасное в действитель-ности есть жизнь, выступающая как животный организм, как человече-ский организм и как организм духовного мира (семья, государство); в природе прекрасное ограниченно и конечно, поэтому оно - неадекватная форма воплощения идеи, так как идея бесконечна и свободна внутри себя. Прекрасен предмет, в котором идея проявилась наиболее полно. Для Геге-ля понятие прекрасного оттеснено на второй план понятием истинного: чем глубже мыслит человек, тем менее ему нужно прекрасное; ныне чело-век научился мыслить абстрактно (на смену веку искусства пришел век философии). В искусстве для Гегеля ценно только то, что дает возмож-ность приблизиться к абсолютной идее. Философия, по Гегелю, познает абсолютный дух как идею, а искусство познает дух не непосредственно, а через его чувственное выражение (красота - абсолютная идея, вопло-щенная в предметном мире и познаваемая через него). От красоты позна-ние стремится восходить к истине. Искусство - звено самопознания ду-ха, в котором сосуществуют конкретная чувственность природы и духов-ность идеи. По Гегелю, прекрасное в природе - момент развития духа. Оно предшествует прекрасному в искусстве. Лишь в искусстве прекрас-ное существует как идея прекрасного и ее видоизменения, идеи возвы-шенного, трагического, комического. По Гегелю прекрасное - чувственное выражение идеи в форме еди-ничности; добро - в форме особенности, а истина - идея в форме всеоб-щности.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает: пре-красное и истинное не противоположности, они одинаково нужны людям и развитие мышления в человеке нисколько не разрушает в нем эстетиче-ского чувства; прекрасное в природе выше прекрасного в искусстве (однако сам спор выше красота в искусстве или в природе? - некорректен). Гегелевское определение: прекрасно то суще-ство, в котором вполне выражается идея этого существа» - в переводе на простой язык будет значить: «прекрасно то, что превосходно в своем роде. Чернышевский говорит: это определение слишком широко, ибо охватывает собой превосходное всех родов, тогда как на деле не все роды предметов прекрасны (например, великолепное болото - не прекрасно); одновремен-но это определение слишком тесное (оно не учитывает многообразия кра-соты в природе и ее развитие от низших форм к высшим). Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть. Его концепция антропологична. Он утвержда-ет: прекрасное в природе предвосхищает человека.

К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного: в процессе освоения человеком действительности происхо-дит опредмечивание человеческих сущностных сил в предметах освоения и очеловечивание природы; в этом процессе общественного произ-водства заложен секрет «одухотворения» окружающего мира и появления прекрасного, имеющего общественную природу.

Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв. отдала предпочте-ние воззрениям, согласно которым человек в процессе восприятия оду-хотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красо-ту. Природа лежит по ту сторону прекрасного и безобразного, она вне-эстетична, как и внеморальна и внелогична. Красоту в природу вно-сит человек. Характерно суждение Ш. Лало: Природа обладает красо-тою лишь» в том случае, если художественное восприятие наделило ее пре-красным. С эстетической точки зрения природа богата лишь тем, что на-ше искусство ссудило ей.

1.4.2 Прекрасное и полезное

Эстетическая концепция, выраженная в древнешумерской поэме «Инанна выбирает мужа», предвосхищает со-кратовскую идею: чем полезнее - тем прекраснее. Поиски сущности эстетического шли и в направлении, противопо-ложном сократовскому утилитаризму. Индийский философ Шанкара (VIII-IX в.) подчеркивал, что эстетическому восприятию присуще состоя-ние покоя, отсутствие чувственных вожделений, успокоенность и про-светленность. В восточной традиции прекрасное - проявление истинной духовности, внутренний голос бытия и космического сознания, которые возвышают человека над его обыденно-мирским существованием. Эта традиция эстетизирует путь духовного очищения и прозрения.

Кант (XVIII в.) полагал, что при эстетическом восприятии прекрасно-го предмета: наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отноше-ния; мы получаем удовольствие «без понятия»; предмет восприни-мается как целесообразный «без представления о цели»; предмет рас-сматривается как предмет необходимого удовольствия. Немецкий философ утверждает духовную природу прекрасного, выделяет его из сферы утилитарного и абсолютизирует практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения.

Первобытный человек замыкался на узкопрактическом отношении к реальности, которое, однако, уже содержало нечто общечеловеческое, ро-довое. На основе практического отношения постепенно формируется эс-тетическое. Прекрасное выступало в форме полезного пока полно не сформировалась оппозиция: природа\культура, естественное\искусствен-ное (по Леви-Строссу: сырое\вареное). Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения обыден-ных нужд (скажем, утоления голода). При эстетическом восприятии су-ществует высшая заинтересованность, возникающая, когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, обычно не связанных с прямой выгодой. Наслаждаясь красотой и могуществом горной реки, мы не дума-ем о том, что ее можно заставить вращать турбины. Однако в эстетиче-ском восприятии природы всегда опосредованно присутствует вся обще-ственно-историческая практика, весь культурный и социальный опыт че-ловечества, все значения природного явления. Эстетическая ценность - интеграл бесконечного числа бесконечно малых значений предмета для человечества. Эстетическая оценка свободна от утилитарных ориента-ций, тем не менее, она сформирована всей общественно-исторической практикой человечества, которая как бы напластована на каждое наше си-юминутное, субъективное отношение. В понятии «полезное» фиксирует-ся жизненная необходимость предмета для человека и установка сознания на практическое его использование. Полезное становится мировоззренче-ской ориентацией лишь в прагматизме как философском течении. В ре-альном процессе бытия полезное предшествует прекрасному и является его фундаментом. Эстетическое восприятие прекрасного тяготеет к бес-корыстию и духовности. Они особенно ценны в наш век прагматизма, среди обуявшей общество жажды богатства.

1.4.3 Прекрасное и симметрия

Симметрия в окружающем мире часто воспринимается как прекрасное Она заложена в самом основании мироздания в микрокосмосе частицам противостоит их зеркальное отражение - античастицы. Симметрия - фундаментальное свойство мироздания - повторяется и в листке дерева, и в строении тела животных и чело-века. Осваивая мир, люди сообразуют свою деятельность с его свойствами, выходя благода-ря этой деятельности в сферу свободы. В ходе человеческой деятельности рождается красота как способность действительности стать объектом освоения и потому быть значи-мой для человечества и в результате освоения стать сферой свободы.

1.4.4 Прекрасное и деятельность человека

Первыми предметами эсте-тического отношения человека к действительности были орудия труда. Люди получали удовольствие от хорошо сделанного орудия, форма кото-рого соответствовала его назначению. Эти орудия становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях радость и восхище-ние их способностью к творчеству. С расширением сферы человеческой деятельности расширяется и круг эстетических ценностей. Человек начи-нает эстетически воспринимать и оценивать природу, самого себя и обще-ство. То, что для племени было полезным выступало как символ богатст-ва, оценивалось как прекрасное. Труд старше искусства. Сначала появля-ется утилитарное и только потом на его основе вырабатывается эстетическое отношение к миру. Животное действует (роет нору) в силу биологи-ческой необходимости, сообразно инстинктам. Человек же создает созна-тельно, творчески, имея замысел и в конце работы получая результат, со-ответствующий ему. Человек творит, находя в предмете его внутреннюю меру (т.е., со-образуя природные качества явлений со своими потребностями). Творче-ство по мере вещей рождает и чувство красоты, и способность наслаж-даться ею, и эстетические изделия с их ценностью, и красоту окружающе-го мира, который ставится человеческой деятельностью в ценностное от-ношение к человечеству. Тем самым в процессе своей деятельности чело-век выявляет и в известном смысле создает законы красоты.

1.4.5 Мера

Некото-рые полагают, что мера есть идея целенаправленной организации, зало-женная природой. Однако у природы нет внутренней цели. Роден, творя из куска мрамора «Маленькую фею вод», действовал вовсе не в соответ-ствии с идеей целенаправленной организации, якобы заложенной в са-мом мраморе как природном веществе. Никакая целенаправленная эво-люция мрамора никогда бы не родила ни тех целей, ни той меры, в силу которых под рукой художника камень стал скульптурой. Роден создавал «Маленькую фею вод», «отсекая все лишнее» от куска мрамора. Это и было поиском внутренней меры природного материала в его сообразно-сти с общественными потребностями человека. Из этого куска мрамора нельзя было бы сделать чайную ложку или изложницу для заливки ме-талла - такое употребление природного материала не соответствовало бы его мере. Мера - выявляемая в процессе освоения мира способность предме-та так или иначе служить человеку, плоскость пересечения природных особенностей предмета и исторически обусловленных по-требностей человека, отражающих общечеловеческие интересы, соответствие природных свойств предмета потребностям и воз-можностям человека как исторического существа, представляющего человеческий род.

1.4.6 Прекрасное в природе

Прекрасное объективно и зависит не от восприятия индивида, а от реальной общезначимой ценности предмета. Прекрасное общественно - это эстетическое свойство, обусловленное деятельностью людей, которая вовлекает окружающий мир в сферу чело-веческих интересов и ставит каждый предмет в определенное отношение к человечеству. Прекрасное - это самое широкое положительное значе-ние явления для человечества как рода. Прекрасное - «одухотворенность» предмета (деятельность челове-ка накладывает печать его духовного облика на предмет; эта деятельность охватывает мир и превращает его в реальное воплощение человеческих сущностных сил). Явления мира - или «вторая природа» (природа, пре-образованная трудом человека), или объект освоения, или арсенал гряду-щей мощи людей. Нет явлений общественно безразличных, не соотнесен-ных с обществом. И в этом - источник «одухотворенности» явлений дей-ствительности и их эстетических свойств.

Прекрасное - сфера свободы, другими словами: познанное, освоен-ное явление, не содержащее в себе ничего пугающего, отталкивающего: человек овладел им, и по отношению к нему свободен. Речь здесь идет не о личном господстве человека над явлением, а о господстве его как пред-ставителя человеческого рода, о господстве, обусловленном историче-ским уровнем развития общества. Красота в природе - сфера свободно-го владения предметом (способность его познать, освоить, изготовить), в искусстве, в спорте - сфера свободного владения мастерством. Прекрасное - исторический продукт; явления, в которых проявля-ется максимальное для данного уровня исторического развития обще-ства господство человека над окружающим материальным миром. Сво-бодное владение силами природы, умение подчинить их разумной практи-ческой цели вызывает у человека эстетическое наслаждение. Прекрасное - общечеловеческая ценность, ценность предмета для человека как рода и сфера свободы. Эти определения необходимы и до-статочны для характеристики прекрасного как узловой эстетической кате-гории.

1.4.7 Прекрасное в обществе

Эстетические свойства в природе, в об-щественной жизни, в искусстве принципиально ничем не отличаются. И в том, и в другом, и в третьем случаях эстетические свойства объективны, не зависят от прихоти воспринимающего, имеют общественную сущ-ность, являются положительной ценностью и сферой свободы. Красота в общественной жизни - сфера политической и социальной свободы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6