бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Содержание основных категорий эстетики бесплатно рефераты

стетически оценивая явления, человек определяет меру своего гос-подства над миром. Эта мера зависит от степени свободы человека по от-ношению к окружающим его явлениям, что в свою очередь обусловлено степенью их освоенности. Уровень развития общества определяет уро-вень свободы человека и то или иное значение для него естественно-при-родных свойств предметов. Соотношение общечеловеческой значимости предметов и меры их освоенности (степень свободы человека) опреде-ляет многообразие эстетических свойств. Другими словами, эстетическое проявляется в разных формах (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое) в зависимости от меры и характера освоенности человечеством данной сферы жизни. Расширение общественной практики человека влечет за собой расши-рение круга эстетически оцениваемых явлений и рост многообразия эсте-тических свойств.

1.3 Системообразующее значение эстетического

Эстетические свойства предметов запечатлевают в себе исторический тип деятельности людей. Такое понимание эстетического дает возможность целостно и кон-цептуально осознать эстетическое богатство действительности и много-образие путей ее эстетического освоения. Оно выступает как теоретиче-ская база для решения основных вопросов эстетики. Здесь - отправная точка эстетики как научной системы.

Понимание эстетического как ценности предмета для человечества как рода («общественная концепция») служит ключом к раскрытию сущ-ности его форм - прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного. Действительность в ее эстетическом богат-стве предстает как предмет искусства, которое все явления берет эстети-чески, то есть в их общечеловеческом значении. В этом - источник не-преходящего значения великих творений искусства, созданных в разные эпохи. Утилитарно-практический, «партийный», «ангажированный» тен-денциозный подход к жизненному материалу ведет к утрате специфики искусства и превращает его в служанку сиюминутной конъюнктуры, в вы-разителя требований политической актуальности. Такое искусство утра-чивает все вечное и обретает суетное. Понимание эстетической природы искусства предполагает необходимость и плодотворность проникновения в него философских, этических, политических, религиозных идей, но не позволяет им подменять эстетическое, не делает искусство иллюстрацией к идеям, добытым другими формами сознания.

Если предмет искусства - эстетическое богатство мира, то художест-венный метод, согласно своей природе выступающий как аналог предме-та искусства так же - эстетическое явление.

Эстетическое освоение мира предполагает широкую общечеловече-скую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на его целостное восприятие и всесторонность охвата. Эстетические свойства действительности - жизненная основа художественного образа и худо-жественной реальности. Они возникают как творческая модель эстетиче-ски воспринятого мира. Искусство формирует механизм индивидуально-го присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспри-нимая произведение, человек переживает художественный образ мира как собственные жизненные впечатления. Эстетически наслаждаясь ис-кусством, реципиент углубляет свою личность, приобщается к миру и к человечеству. Другими словами, восприятие произведения носит эстети-ческий характер.

Монистичность эстетических знаний обусловлена универсальным значением общественной трактовки эстетического. Трактовка эстетиче-ского как общечеловеческой ценности дает возможность монистично, в единой системе рассмотреть все узловые проблемы эстетики.

1.4 Прекрасное - коренная категория эстетики

1.4.1 Прекрасное в истории эстетики

Тайна красоты тревожит че-ловечество веками. В истории о ней было высказано множество сужде-ний. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатле-ны эстетические воззрения древних народов. Шумеры уже в XXV в. до н.э. знали письменность. Древние египтяне высказали некоторые теоретические идеи об эсте-тических свойствах мира. Прекрасное - творение жизни, источник ее благ; прекрасное есть жизнь. У древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эсте-тический интерес еще не вычленился в самостоятельную сферу (не отде-лился от практического). Античная эстетика начинается как одна из граней философствования о природе, она была час-тью нерасчлененных знаний. В характеристике мироздания присутство-вала эстетическая оценка: реальное бытие - прекрасно. Эта детски не-посредственная вера в трудную для древнего человека жизнь, в ее красоту и гармонию актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.

Натурфилософы считали: прекрасное - космическое совершенство, всеобщая гармония мироздания. Вселенная - единство эстетического и космогонического; космос (слово это означает одновременно: мирозда-ние и украшение, наряд, красота, порядок, гармония; не случайно слово «космос» имеет единый корень со словом «косметика»). Зачатки космого-нии и эстетики были слиты, и отсутствовали резкие границы между науч-ным (стихийно-диалектическим) и художественным мышлением.

Пифагорейцы связывают понятие прекрасного с общей картиной ми-ра (гармоничный космос), и, в соответствии с морально-религиозной на-правленностью своей философии, с понятием блага. Они выявляют пары противоречий: предел и беспредельное, нечет и чет, единство и множе-ство, правое и левое, самец и самка, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло, квадрат и прямоугольник. Пара «пре-красное и безобразное» - отсутствует, ибо прекрасное включено в добро, а безобразное - в зло. Пифагорейцы подходили к прекрасному и с мате-матической стороны, изучая соотношения музыкальных тонов (отноше-ние октавы к основному тону равно 1:2, квинты 2:3, кварты 3:4 и т.д.). Ок-тава для пифагорейцев - ярчайшее выражение гармонии: внутреннее со-гласование единицы и двоицы, нечета и чета. Красота невозможна без гармонии, а гармония - единство многообразного, согласие противоре-чивого. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси» имеет место благо, здоровье человека. Гармония (единст-во разного) возникает в сфере неравенства, противоречий, ибо равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония - это истинность бытия, созвучность космосу. Музыкальная гармония - частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение («Все небо - гармония и чис-ло»). Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер»: планеты окру-жены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами соответствуют интервалам тонов октавы. Планеты движутся, из-давая звуки, высота которых зависит от скорости движения. Однако наше ухо не улавливает мировую гармонию сфер. Луна, Солнце, Mapс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн, вращаясь вокруг центра Вселенной - Гас-тии, образуют собой семь струн небесного гептахорда (семизвучья). Эти фантастические представления пифагорейцев - мало дали научной аст-рономии, но свидетельствовали о наивной, стихийной уверенности в кра-соте мира и о жизнерадостном убеждении, что Вселенная - прекрасно звучащий оркестр. В окаянные дни, потрясшие мир, Блок призвал слу-шать музыку революции. И это был призыв не революционера, как пока-залось его бывшим друзьям, а поэта, приобщенного к традиции античной философии.

Концепция Вселенной Гераклита (ок. 520 - ок. 460 до н.э.) диалек-тична и включает в себя эстетическую картину мира (здесь философия и эстетика выступают в единстве): прекрасное - вечно меняющееся и об-новляющееся, гармония - динамическое равновесие. Возможна и со-крытая гармония, в которой сокрыты и погружены различия и противопо-ложности. Центральный образ мировоззрения Гераклита - огонь, по-жирающий существующее, превращающий все в пепел, из которого снова рождается жизнь. Она - красота вечного умирания и вечного возрожде-ния из пепла в новых формах. Противоречие - созидатель гармонии и ус-ловие существования прекрасного: расходящееся сходится, и из различ-ных тонов образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу. Гераклит приводит примеры гармонии противоположностей: жи-вопись производит изображения, соответствующие оригиналам, смеши-вая черные, белые, желтые и красные краски; музыка создает единую гармонию, смешивая (в совместном пении) различные голоса: высокие, низкие, протяжные, короткие. Гераклит - антипифагореец, он утвержда-ет: относительность человеческих суждений о красивом и безобразном, полезном и вредном (что направлено против пифагорейских «вечных за-конов» красоты); неэффективность математических подходов к пре-красному. Оно познается интуитивно (созерцанием) или путем огнепо-добного (диалектичного) мышления (осознание противоречивой сущ-ности жизни), или (высший путь) через откровение мирового разума (гар-мония- тайна, ее разгадка - в мировом разуме, в Логосе).

Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) считал, что мир состоит из четы-рех первоэлементов (огнь, воздух, вода и земля). Первоэлементы соеди-няет Любовь, рождающая гармонию и красоту, а разъединяет Вражда, вы-зывающая хаос и безобразное. Для Эмпедокла гармония - единство множества. Философии и эсте-тике Эмпедокла присуща идея эволюционизма. Из пузырей тины возника-ют растения, а позже и разрозненные отдельные органы животных: так выросло множество голов без шеи, блуждали голые руки, лишенные плеч, двигались глаза, лишенные лба. Это первый период существования мира - эпоха одночленных органов. Второй период эпоха чудовищ - одно-членные органы случайно и хаотично соединяются. Третий период - эпоха «цельноприродных существ», еще не имевших красивого соедине-ния членов. Четвертый период (современная эпоха целесообразно и гар-монично организованных существ) появляются животные и люди. Для Эмпедокла эволюция живого есть в то же время и эстетическая эволюция мира, восхождение от низшего к высшему, ко все более сложной и целесо-образной организации, процесс рождения красоты и гармонии.

Атомисты Левкипп и Демокрит распространяли свое атомистиче-ское учение на гносеологию, этику и эстетику. Демокрит видел благо че-ловека в его блаженстве, благодушии: самое лучшее для человека про-вести жизнь возможно более благодушествуя и как можно менее печа-лясь; и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что смертно. Гедонистическая этика наслаждения благодушием у древнегреческого атомиста сочетается с эстетикой прекрасного и с утили-таризмом: отказывайся от наслаждения, которое не полезно. Демокрит впервые выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию: жить нужно наслаждаясь, однако не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрас-ным; прекрасна во всем соразмерность; мне не нравится ни недостаток, ни переизбыток; тому, кто преступает правиль-ную меру, самое приятное может стать самым неприятным. По-зже Аристотель разработал категорию «мера».

Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.) одним из первых в истории пытается дать развернутый ответ на вопрос, какова природа и сущность прекрасного. Он задается целью отве-тить не только на вопрос «что прекрасно?», но и «что есть прекрасное?» Сократ впервые попытался определить понятие красоты через сравнение его со смежными понятиями.

Ксенофонт (IV. 6) пересказывает утилитаристскую точку зрения Со-крата: «Стало быть, полезное есть благо для того, кому оно полезно. Для Сократа прекрасное много-образно. Он подводит собеседника к выводу: прекрасное - общее, проявляющееся через единичное; конкретность, обладающая всеобщностью. Тогда, может быть, прекрасное - это обыден-ное, нормальное, общепринятое, веками сложившееся и освященное традициями течение жизни? Реальный же Сократ считал, что полезное прекрасно для того, для чего оно полезно.

Платон (ок. 428-347 до н.э.) в диалоге «Пир» пишет: «Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает. Оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там, ни прекрасно в одном отно-шении, ни безобразно в другом». Перед познающим его человеком пре-красное не предстанет в виде какого-то облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, либо какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом в каком-нибудь живом существе или на земле, или на небе, или в каком-либо другом предмете. Прекрас-ное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей. Такое понимание прекрасного вытекает из философской концепции Пла-тона, утверждавшей, что чувственные вещи - тени идей. Идеи же - не-изменные духовные сущности, составляющие истинное бытие. В диалоге «Филеб» Платон утверждает, что красота не присуща жи-вым существам или картинам, она - «прямое и круглое», то есть абстрак-тная красота поверхности тела, форма, отделенная от содержания. По Пла-тону, красота не есть природное свойство предмета. Она «сверхчувствен-на» и неприродна. Познать прекрасное можно, только находясь в состоя-нии одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души о том времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей. Платон связал эстетическую категорию прекрасного с философскими категориями бы-тия и познания и с этической категорией блага.

Аристотель (384-322 до н.э.), в отличие от Платона, полагал, что прекрасное не объективная идея, а объективное качество явлений: пре-красное - и животное и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою по-пало величиной: красота заключается в величине и порядке. Аристотель здесь дает структурную характери-стику прекрасного. Продолжая пифагорейскую традицию, он утверждает, что постижению прекрасного способствует математика. Он выдвинул принцип соразмерности чело-века и прекрасного предмета: ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незамет-ное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совер-шается не сразу, но единство и целостность его теряются. Прекрасное - не слишком большое и не слишком ма-ленькое. Это по-детски наивное суждение содержит в себе гениальную идею. Красота здесь выступает как мера, а мера всего - человек. Именно в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». Аристотель подчерки-вал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического, он трактует прекрасное как доброе, которое приятно тем, что оно благо. Образы искусства для Аристотеля должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты. Искусство не всегда изображает прекрасное, но всегда прекрасно изображает. Мир прекрасен - этот те-зис прошел через всю историю античной эстетики.

Плотин (204-270) оспаривал точку зрения, искавшую источник кра-соты в пропорциональности, симметрии, соразмерности всех частей предмета по отношению друг к другу и ко всему своему целому. Эти оп-ределения говорят о сложном прекрасном, но надо сначала, как подчерки-вает Плотин, объяснить элементарно прекрасное. Источник элементар-ной красоты Плотин видит в бесконечных в своем разнообразии и извеч-но существующих идеях, действующих на косную и бесформенную материю. В приведенном выше пифагорейском перечне противоположностей Плотин произвел изменения. Первые члены (предел, нечет, единство, пра-вое) были обобщены в понятие «форма» - прекрасное, вторые члены (беспредельное, чет, множество, левое) объединены понятием «мате-рия», «содержание» - безобразное. От этих плотиновских положений недалеко и по времени, и по существу до средневеково-христианского убеждения в том, что все материальное, телесное - греховно и безобраз-но, а все духовное, идеальное - благостно и прекрасно.

В Средние века господствовала концепция божественного происхож-дения красоты (Тертуллиан, Франциск Ассизский): Бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства; красота вещи есть одухотворенность ее Богом. Чувственная красота и наслаждение ею - греховны. Средневековая эстетика аскетична. Плотиновские эстетические идеи нашли свое продолжение в сужде-ниях отца церкви Блаженного Августина (354-430), для которого, как и для Плотина, мир в целом прекрасен, несмотря на частные несовершенст-ва. Красота мира восходит к Богу. Эстетическое впечатление от искусства обусловлено божественной идеей, которую оно несет. Августин отрицает возможность наслаждения произведением: искусство не существует вне религиозной пользы. В эпоху позднего Средневековья Фома Аквинский (1225-1274) утверждал красоту реального мира: Бога радует всякая тварь, ибо все существующее согласно с его сущностью, а красота - форма, воспринимаемая высокими человеческими чувствами (зрением и слухом). Для Фомы Аквинского прекрасное способствует по-давлению земных желаний и облегчает путь к вере; оно обусловлено фор-мальными элементами (цельность, пропорция, гармония, ясность), кото-рые действуют на нас непосредственно. Прекрасное успокаивает желания человека и способствует его восхождению к вершинам своего назначения. Идея созерцания красоты Бога во всех его творениях проходит и через суждения Бонавентуры, последователя Франциска Ассизского: в каждой из тварей, что под небесами, имеется и сладость, и благоухание, и гармония, и красота. И Бог присутствует в красоте реальной вещи более близко, более непосредственно, чем каж-дая из этих вещей находится в себе самой; во всей красоте, что есть в тва-ри, человек должен провидеть и разуметь «сияющий образ Иисуса Хри-ста, что сияет и улыбается нам в красоте тварей.

Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и ра-дость ее восприятия. Эстетика Возрождения продолжает античные тради-ции; прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Внешняя красота считается атрибутом добродетели. Лука Пачиолио вы-двигает норму красоты - золотое (гармоническое) сечение. Образцом красоты становится человек, его тело. Леонардо да Винчи полагал самым красивым пропорции предметов. Эстетика Ренессанса проникнута гуманизмом и поисками жизненной правды: Шекспир считал, что искусство - зеркало, которое художник держит перед природой; а прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной. Так эстетика Возрождения подчерки-вала связь красоты и правды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6