бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Содержание основных категорий эстетики бесплатно рефераты

Содержание основных категорий эстетики

2

Содержание

  • Введение
  • 1. Содержание основных категорий эстетики
  • 1.1 Теоретическая модель эстетического
  • 1.2 Эстетическое как ценность
  • 1.3 Системообразующее значение эстетического
  • 1.4 Прекрасное - коренная категория эстетики
  • 1.4.1 Прекрасное в истории эстетики
  • 1.4.2 Прекрасное и полезное
  • 1.4.3 Прекрасное и симметрия
  • 1.4.4 Прекрасное и деятельность человека
  • 1.4.5 Мера
  • 1.4.6 Прекрасное в природе
  • 1.4.7 Прекрасное в обществе
  • 1.4.8 Прекрасное в искусстве
  • 1.5 Возвышенное
  • 1.6 Трагическое
  • 1.7 Комическое
  • 1.8 Безобразное
  • 1.9 Низменное
  • 1.10 Ужасное
  • 1.11 Хаос и гармония
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

  • Сегодня, в начале нового столетия, нового тысячелетия, а я убеж-ден - и в начале принципиально новой (иной) эпохи в истории человечества, достаточно трудно говорить о вещах традиционных и вроде бы уже давно устаревших. Во всяком случае, вторая половина ХХ в. в куль-туре была обостренно ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX в., прежде всего, Фридрихом Ницше, но реализованную только к концу прошлого (ХХ) столетия, особенно в сферах гуманитарной культуры, гумани-тарных наук, в искусстве, этике, эстетике. На протяжении более чем 100 лет последовательно низвергались традиционные идеалы и принципы, маргинальное (для своего времени) занимало место ма-гистрального, утверждались новые парадигмы мышления и арт-пре-зентации, разрабатывались принципиально новые стратегии бытия-мышления. И все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня занимаются многие науки. Однако все сие воз-двигает существенные трудности для понимания и анализа, ибо ста-вятся задачи передать некую живую частицу смысловой предметности этой культуры новому поколению, которые устремлены в какие-то неведомые дали, ощущающие какие-то манящие принципи-ально иные горизонты.
  • В наш век, когда в течение жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психоло-гической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появле-ние нового научного, а может быть, и художественного жанра (нового типа творчества), который можно было бы назвать «книгой жизни» в том смысле, что работа над уже изданным произведением не может остано-виться никогда не только в силу стремления к принципиально недостижи-мому совершенству, но и в силу потребности сделать свой духовный про-дукт зеркалом меняющегося мира и себя (то есть отражением жизненного и духовного движения человека в поле невероятно динамичного историче-ского процесса).
  • Одной из сфер, объединяющих человечество во всех историчес-ких измерениях, является сфера эстетического. «Эстетика» обращена и к профессионалу, и к студенту, и к широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры. О ней здесь и речь, ибо к концу прошлого столетия стало как-то немодным писать и говорить о ней, хотя она от этого не потерпела никакого ущерба; даже в духовно-материальных мирах тех, кто вроде бы не знает ее, не желает знать или, зная, пытается отрицать как нечто устаревшее. Есть нечто в космоантропном бытии, что не устаревает со временем, что не исчезает по желанию людей, что относится к их сущности, даже если они не признают вообще никаких сущнос-тей. Есть некие универсалии взаимоотношений человека и Мира, сохраняющие свою значимость на протяжении практически всей истории человека как существа цивилизованного. Именно к таковым сущностным характеристикам космоантропного бытия и принадле-жит сфера эстетического, проникновением в которую, изучением которой и занимается наука эстетика. Понятно, что на каждом этапе истории культуры конкретные формы бытия, реализации, актуализации этой сферы свои, отличные от форм, характерных для других культурно-исторических этапов, и соответственно - иные формы их изучения и описания. Сегодня мы как раз находимся в стадии активного и глобального перехода от одной формы цивили-зационного процесса к другой, т.е. - в ситуации, когда претерпе-вают, радикальное преобразование многие универсалии культуры и, как следствие, формы и способы их изучения и описания. Эстетика и феномены, изучаемые ею, не являются здесь исключением. Однако это отнюдь не означает, что они утрачивают свою значимость для человека; показ этого и составляет одну из главных задач данной книги, что предполагает достаточно полное введение читателя во все поле этой науки.
  • Собственно эстетика - это фактически и в строгом смысле слова даже не наука, не совсем и не только наука, ибо ее предмет в принципе не поддается полному рациональному осмыслению и вер-бальному описанию. Здесь иной уровень, нежели узко научный, даже при самой широкой семантике понятия «наука», и уровень этот более высокий. В сущностно-метафизическом смысле эстети-ка - это особая форма бытия-сознания; некое специфическое ду-ховное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Наука эстетика -- только малая и самая упрощенная область этого поля, помогающая, однако, человеку, точнее, пытаю-щаяся помочь осознать значимость духовной материи в его жизни и в структуре Универсума в целом. Более существенной частью духовного поля является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере эстетики; один из главных конкретных результатов эстетического опыта. И оно поэ-тому также является одним из основных объектов исследования науки эстетики.
  • Если же сказать кратко для любителя дефиниций, то: эстетика -- это наука о гармонии человека с Универсумом. И здесь не будет схоластических рассуждений о том, что такое человек, что такое Универсум, даже что такое гармо-ния. Эти три понятия принимаются a priori в качестве знания, присущего каждому человеку, хотя и трудно дефинируемого. И не столь важно, как мы субъективно понимаем и представляем себе их. Для нас значимо другое. Каждый мыслящий человек сознает, что и человек, и Универсум - это нечто реальное и существенное, что человек - часть Универсума, зависящая от него и влияющая на него, что взаимодействие этих феноменов отнюдь не маловажная вещь, что от этого взаимодействия зависят они оба и что возможны их позитивные и негативные (по крайней мере, для человека) контакты. Так вот позитивный контакт между ними, оптимально благоприятный для бытия того и другого, мы и обозначаем здесь как гармонию, или эстетический опыт. Им собственно с древности и занималась мыслительная деятельность внутри различных наук, которая в XVIII в. получила название эстетики и которая до сих пор находится в стадии активного становления, и значимость ее в эпоху глобального конфликта (и дисгармонии) человека с Универ-сумом возрастает с каждым мгновеньем. Сегодня уже хорошо ощу-щается: если человек не найдет путей к оптимальному контакту с Универсумом, не сбалансирует гармоническое и дисгармоническое в своих отношениях с ним, то прежде всего он сам окажется перед реальной угрозой уничтожения, исчезновения из структуры Универ-сума.
  • Целью моей работы является рассмотрение и анализ содержания основных категорий эстетики.
  • 1. Содержание основных категорий эстетики

1.1 Теоретическая модель эстетического

Эстетическое - мета-категория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвы-шенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстети-ческих знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики - прекрасного - предвосхищала теоретическое осознание и «появле-ние» эстетического (эстетических свойств).

Какова же природа эстетического и наиболее близкого к нему пре-красного? В исто-рии эстетики сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции пре-красного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяго-теют к одной из этих теоретических моделей эстетического (каждая из многообразных концепций прекрасного входит в одну из пяти его теоре-тических моделей).

- 1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеали-стическая): эстетическое - результат одухотворения мира Богом или аб-солютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное - свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Божественным одухотворени-ем легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно - безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вме-шательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и си-невы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция божест-венной природы эстетического (как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу!) нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» - по причине самого себя). Научно корректно определение, «притертое» к объясняемому явлению и требую-щее минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов.

- II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): эстетическое - проекция духовного бо-гатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты - в ду-ше индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает бла-годаря «ссужению», «одалживанию» (Жан Поль), «вчувствованию» (Б. Кроче), «проецированию» (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота - результат интенционального (направленно-го, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряет-ся критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюн-таризм.

- III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистиче-ская): эстетическое возникает благодаря единению свойств действитель-ности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответст-вует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и пре-красного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оце-нок. Эта модель в 60-80-х гг. ХХ в. признавалась марксистской (и значит правильной) рядом советских теоретиков (В. Ермилов, М. Каган) ввиду того, что ее развивала приближенная к марксизму особа - Чернышев-ский.

- IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): эстетическое - естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). Мно-гие годы в советской науке наряду с третьей моделью господствовала эта четвертая модель эстетического и прекрасного (И. Астахов, М. Овсянни-ков, Н. Дмитриева), потрафляющая стремлению официозной идеологии все трактовать вульгарно-материалистически. У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: если эстетическое - такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета - вкус - принципи-ально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; «природническое» понимание эстетического ли-шает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого ос-нования, объяснить основные категории эстетики (прекрасное и возвы-шенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое - как общественные, как результат общественных противоречий); при-родническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

- V модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое - объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетиче-ское появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отноше-ния к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пя-тая модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными ка-чествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов лич-ности и обретающие положительную ценность для человечества как ро-да.

Прекрасное - это явления «одухотворенные», очеловеченные челове-ческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся в сфере освоенного человеком мира (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). Эта концепция дает возможность объяснить природу и эстетического, и прекрасного, исходя из единого основания, не впадая при этом в волюнта-ризм.

1.2 Эстетическое как ценность

В эстетическом отношении отсутст-вует непосредственная практическая цель и в то же время в это отноше-ние входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества. Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием че-ловечества. Воспринимая в предмете его эстетические свойства, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его цен-ность для человечества в целом (для всего человеческого рода). Если для страдающего от непогоды береза ценна как топливо и строительный материал, то ценность ее для всего человечества выступает как бесконеч-ная сумма бесконечно малых утилитарных значений, которая перед эсте-тическим чувством предстает в снятом виде как нечто желанное, радост-ное, прекрасное. Втянутые деятельностью людей в сферу человеческих интересов, предметы несут на себе печать социальных и культурных зна-чений, что составляет основу их эстетической ценности (другими слова-ми, в эстетическую ценность березы входит и ее поэтический образ, сфор-мированный русской поэзией).

Вещественность, чувственная конкретность, натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благо-даря общественно-исторической практике предметы и явления мира втя-гиваются в сферу интересов человека и обретают «чувственно-сверхчув-ственную» природу, свою ценность для человечества (эстетическое зна-чение, эстетические свойства).

Может показаться странным, что у природных объектов - цветка, ле-са, звезды - есть общественные свойства. Это - философски беспомощ-ное недоумение здравого смысла, исходящего из очевидной данности объекта, из непосредственного опыта предметной повседневной деятель-ности. Здравый смысл воспринимает «сверхчувственные» обществен-но-исторические черты природных объектов как их собственную, объек-тивную чувственную природу; он наделяет предметы природными эсте-тическими свойствами, независимыми от исторического движения и от человеческой деятельности. Точку зрения здравого смысла и выражает «природническая» концепция эстетического. Однако в этом случае совер-шается такая же ошибка, как принятие за истину «очевидности» того, что Солнце вращается вокруг Земли. Общественно-историческая практика вовлекает предметы в свою сферу и ставит их в определенное отношение к людям. Лес, цветок и даже далекие от нас небесные тела давно втянуты человеком в сферу его практической деятельности. Например, по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели, по Солнцу вели ле-тоисчисление, определяли время сева и сбора урожая. Благодаря тому, что человеческая деятельность втягивает предметы в сферу интересов людей, эти предметы обретают объективные, обществом рожденные эстетиче-ские свойства. Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в кото-рые он включен. Золото эстетически воздействует на человека как металл, олицетворяющий деньги, то есть в конечном итоге как определенный тип общественных отношений. Отождествить эстетическое свойство с блеском, значит, вопреки пословице, считать золотом все, что блестит.

Сущность эстетического «сверхприродна» и социокультурна, но внешне выражается через чувственно-предметный материал. Или иначе: в эстетическом воплощаются природные и социальные особенности предмета в сопряжении с практикой человечества, в их значении для че-ловечества как рода. Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность.

Политика рассматривает явления с точки зрения их значения для отношений между го-сударствами, народами и классами; философия - с точки зрения их значения в системе ми-роздания; религия - в их отношении к Богу; право - в их отношении к существующим в обществе юридическим нормам человеческой деятельности, этика - в их значении для от-ношений между людьми в конкретном обществе; для эстетики же явления существуют в их общечеловеческом значении. Человек всякий раз исходит из исторически определенного социального опыта. Однако именно эстетическое отношение (наиболее полно осуществляе-мое в искусстве) позволяет человеку освоить социальный опыт в личностных и духов-но-культурных формах и извлечь из него общечеловеческое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6