бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения - (диплом) бесплатно рефераты

p>в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

    _2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
    Создание нового отношения человека к природе - эадача не

только социально-экономическая и техническая, но и нравс твенная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологи ческую культуру, формировать новое отношение к природе, ос нованное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое вос питание, где под воспитанием в широком смысле слова понима ется образование, развитие, воспитание (в узком смысле сло ва).

    Цель экологического воспитания - формирование ответствен

ного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравс твенных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

    Сама природа понимается не только как внешняя по отноше
    нию к человеку среда - она включает в себя человека.
    Отношение к природе тесно связано с семейными, обществен

ными, производственными, межличностными отношениями челове ка, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

    Ответственное отношение к природе - сложная характеристи

ка личности. Она означает понимание законов природы, опреде ляющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созида тельной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

    Условием такого обучения и воспитания выступает организа

ция взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстети ческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

    Критерием сформированности ответственного отношения к ок

ружающей среде является нравственная забота о будущих поко лениях.

    Цель экологического воспитания достигается по мере реше
    ния в единстве следующих задач:
    образовательных - формирование системы знаний об экологи
    ческих проблемах современности и пути их разрешения;
    воспитательных - формирование мотивов, потребностей и

привычек экологически целесообразного поведения и деятель ности, здорового образа жизни;

    развивающих - развитие системы интеллектуальных и практи

ческих умений по изучению, оценке состояния и улучшению ок ружающей среды своей местности; развитие стремление к актив ной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуаль ного (способности к анализу экологических ситуаций), эмоцио нального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

    Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ори

ентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, ос нованное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонен том всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).

    Содержание экологического воспитания включает в себя сис

тему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из цен ностных ориентаций, принципиально отличающихся от господс твующих.

    С традиционной точки зрения мир существует для человека,

который выступает мерой всех вещей, мерой же природы являет ся ее полезность. Отсюда потребительское отношение к приро де.

    В противовес новая система ценностей исходит из понимания

уникальности и самоценности природы. При этом человек расс матривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

    Выявляется междисциплинарный состав содержания экологи

ческого воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельност ный.

    Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризую

щие здоровье человека и природную среду его обитания; проис хождение, эволюцию и организацию природных систем как объек тов использования и охраны.

    Ценностный - экологические ориентации человека на различ

ных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характери зующие человека и природу как универсальные ценности; поня тие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимо го ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвра щение ущерба.

    Нормативный - система нравственных и правовых принципов,

норм и правил, предписаний и запретов экологического харак тера.

    Критерием эффективности экологического воспитания и обра

зования могут служить как система знаний на глобальном, ре гиональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение ок ружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школь ников.

    _3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    Содержание экологического воспитания усваивается учащими
    ся в их различной деятельности.
    Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует

разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоя тельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, твор ческие способности, позволяет внести реальный вклад в изуче ние и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые

анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологи ческие ценностные ориентации, интересы и потребности. Ис пользуя их опыт наблюдений и природоохранительной деятель ности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, сужде ний вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сфор мировать у них личное отношение к проблеме.

    На этапе формирования экологической проблемы особую роль

приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятель ность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на форми рование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятель ность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными эколо гическими условиями, поиску возможностей их решения.

    На этапе теоретического обоснования способов гармоничес

кого воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы ох раны природы в широких и разносторонних связях с учетом фак торов глобального, регионального, локального уровней. Позна вательная деятельность стимулирует моделирование экологичес ких ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потреб ность в выражении эстетических чувств и переживаний творчес кими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п. ). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических эле ментов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для раз вития мотивов изучения и охраны природы.

    Средством психологической подготовки школьников к реаль

ным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в 4 классе они проходят в форме заседания КОАПП (детской ради опередачи "Комитет охраны авторских прав природы").

    Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный

эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, конс тант, характеризующих экологические явления; эксперименталь ное изучение экологической техники, технологии; опыты, ил люстрирующие количественное выражение экологических законо мерностей и т. п. ) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

    Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, по

казать непривлекательность безответственных действий, учи тель использует пример и поощрение. Наказание рассматривает ся как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на

нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовлен ности учеников и с учетом природных условий, то учитель мо жет сформировать экологически грамотную и воспитанную лич ность.

    _4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
    Как известно, воспитание в широком смысле слова - это

процесс и результат развития личности под воздействием целе направленного обучения и воспитания. Обучение же - это про цесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

    На уроке решаются три задачи: образовательная, воспита

тельная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к при роде, основанного на гуманизме.

    Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обя

зательно нужно формирование экологического сознания. Эколо гически образованная личность, зная какой вред природе при носят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологи ческого поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

    Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность эколо

гического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

    В исследованиях психологов и педагогов (например, В. В. Да

выдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представ ления успешно развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведе ние".

    Какие же экологические связи устанавливаются на уроках
    данного курса?
    Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются свя

зи между неживой и живой природой, между различными компо нентами живой природы (растениями, животными), между приро дой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приоб рести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, вообра жения, речи.

    Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических

связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников посте пенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том слу чае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. , поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении при родоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень матери ала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса. Изучение экологических связей, способствует повышению

экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

    Без знания экологических связей трудно представить воз

можные последствия вмешательства человека в природные про цессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспи тание школьников.

    В курсе природоведения можно выделить три уровня изучения
    природы.
    Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их от

дельности, без акцентирования внимания нас связях между ни ми. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

    Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их вза

имной связи. Например, изучается, чем питаются различные жи вотные, строятся цепи питания.

    Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы

природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предме ты, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего? Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью че ловека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе эколо гических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.

    Для полноценного экологического воспитания необходимо
    изучение природы на всех трех уровнях.
    Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках природо
    ведения.
    Связи между неживой и живой природой состоят в том, что

воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются услови ями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на орга низмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых су ществ к среде обитания. Например, известно, как ярко прояв ляются способности живых организмов к жизни в воде. У орга низмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

    Между неживой и живой природой существуют связи и обрат

ного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воз духа. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность возду ха.

    Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с

живыми организмами. Она занимает как-бы промежуточное поло жение между неживой и живой природой, служит связующим зве ном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относят ся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и дру гие) образовались из остатков живых организмов.

    Экологические связи внутри живой природы тоже очень раз

нообразны. Связи между различными растениями наиболее замет но проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие. Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, темпера туру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагопри ятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и раз витие, угнетая их.

    Интересны связи между растениями и животными. С одной

стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (напри мер, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспо собления (семена лопуха).

    Между животными разных видов особенно хорошо прослежива

ются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи между животны ми одного вида, например, распределение гнездовой или охот ничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.

    Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и

животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, неко торых трав. Благодаря этому грибы получают от растений орга нические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

    Перечисленные виды связей между неживой и живой природой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5