бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения - (диплом) бесплатно рефераты

p>разность всех вещей, т. е. на то, что все процессы в челове ческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа разви вается по определенным законам, а человек - это часть приро ды, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

    Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания,

исходя из законов природы. В книге отмечается, что образова ние человека с наибольшей пользой происходит в раннем воз расте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа та ковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дере ва можно исправить, если дерево маленькое.

    Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал

должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кон чает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидакти- [1, 56] ческие принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.

    Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса

о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педа гогом было выведено важнейшее экологическое положение о свя зи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

    Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребен

ка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг. ), Ф. Дистерверг (1832 г. ). Впервые швейцарский педагог- демок рат А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

    Ж. -Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал

воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сооб разно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

    Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной

целью воспитания - развивать природные силы ребенка разнос торонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

    Против узкого практицизма и утилитаризма, а также фор

мального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г. ), А. И. Герцен (1844 г. ), Н. А. Добролюбов (1858 г. ), Д. И. Писарев (1861 г. ), Н. Г. Чернышевский (1863 г. ). Они ратовали за введе

ние в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

    Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русс

кий педагог К. Д. Ушинский (1861, 1864 гг. ). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания эко логических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материа листического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологичес ких связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учени ков. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимос вязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изу чение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспита тельное влияние природы .... так мало оценено в педагогике". [4, 56] В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделя

ется большое внимание воспитательному влиянию природы , в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное сло во" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними жи вотными, птицами, деревьями, грибами и другими представите лями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, погово рок, сказок.

    Во второй части "Детского мира", в отдел I, который назы

вается "Из природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ вы ведения потомства, безопасность или опасность для человека). Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвраще ние и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, .... паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истреб ляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух". [2, 296] Кроме насекомых в книге повествуется о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, гри бах и проводится классификация растений. Данный отдел закан чивается рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божии, не подозревала, сколько премудростей в каж дой, самой маленькой травинке". Идеи Ушинского о воспита- [2, 364] нии средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами.

    Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги

стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

    _3. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ
    ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДИСТОВ
    ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.
    Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения

ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А. Я. Герд, геолог, основоположник московской научной школы А. П. Павлови многие другие педагоги - натуралисты. Они созда ли ряд оригинальных пособий по методике естествознания в ко торых обосновывалась организация учебной деятельности школь ников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

    Например, в 1902 году была введена программа по природо

ведению составленная профессором Лесного института Д. Н. Кай городовым. В ней предлагалось изучать природу по "общежити ям" (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изу чать растительный мир и неорганическую среду во взаимосвязи, только по сезонам (впервые вводится принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу, (так как природу надо изу чать живую, красивую, настоящую, а не засушенную в гербариях и коллекциях. Воспитательная цель учебника - познание закона изумительной целесообразности в природе и того "Великого ра зума", которым "все создается и управляется в природе и во всей Вселенной".

    Последователь Д. Н. Кайгородова - русский педагог-естест

венник В. В. Половцев в работе "Основы общей методики естест вознания. "(1907 год) предложил ввести "биологический метод" изучения естествознания. Суть его заключается в том, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться доступные учащимся данного возраста связи и отношения, кото рые существуют в природе и доступны непосредственному наблю дению. Половцев настаивал, что образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания. При изучении природы нельзя ог раничиваться простым описанием предметов, необходимо вскры вать связи и отношения между предметами.

    Внедрение в школьное естествознание "биологического мето

да" можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся.

    Несмотря на данные достижения в дореволюционной школе

формировалось у учеников созерцательное отношение к природе. И в первые годы советской власти учителям пришлось преодоле вать этот недостаток воспитания и образования.

    В советской школе передовые учителя старались использо
    вать то лучшее, что создали классики педагогики.
    Процессу изучения природы и общению учащихся с нею прида

ется новый деятельностный характер. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к ре альной действительности, в том числе к природной среде, про текает в процессе деятельности по охране природы. Этому по ложению соответствовало массовое развитие юннатского движе ния в нашей стране.

    В советской школе природоохранительное образование разви

валось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

    В 1924 году Наркомпрос ставил задачу изучение края и при

витие навыков по охране природы края, для был использован ис следовательский метод . Предполагалось выяснять влияние про изводства на окружающую среду при помощи экскурсий, в живом уголке школы.

    Но, как известно, в 30-е годы началась индустриализация

страны. Все люди ощущали гордость при виде мощных дымящихся заводских труб. В эти годы у учеников воспитывалось потреби тельское отношение к природе. Изучалось: сколько спичек мож но сделать из одного дерева, для чего людям нужны леса, по ля, реки и другие подобные вопросы.

    С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом

объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охрану. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе. Но и в то время были педагоги, строящие воспитание на

    принципе связи обучения с природой.
    Большое наследие в области воспитания младших школьников

окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию приро ды на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатс тву духовной культуры, - говорил Сухомлинский. - Мир, окружаю щий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным бо гатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспита тельный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе .... " [29, 12] В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям

совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователя ми, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмеча- [29, 39] ет, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. " [29, 12] Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столь ко же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следу ет учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами. Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитате ля, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает ус лышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. " [29, 27] Отношение детей к объектам природы известный педагог тес

но связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

    В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа

не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасно го. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для ре- [29, 49] ального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить де ревья.

    Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее

красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно приви вать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброже лательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". [29, 61] И в настоящее время вопросы экологического воспитания

    рассматриваются многими педагогами.
    Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем

взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить мо лодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "прос вещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового фило софского осмысления, коренного пересмотра ряда социаль но-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности эко логии в школьном образовании". [16, 19] Среди современных педагогов, занимающихся вопросами эко

логического воспитания является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предла гает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной ра боты". [63, 8] Следует отметить, что в 1989-1990 гг. вышел учебники (3 и

4 класса по программе 1-4) А. А. Плешакова по природоведению, где реализуется задача экологического воспитания младших школьников. В нем рассматриваются следующие проблемы: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истоще ния; сохранение многообразия видов живых организмов и це лостности их сообществ; охрана природы, как необходимое ус ловие сохранения здоровья людей. Данный учебник поможет учи телям формировать экологически грамотную личность.

    В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели
    новую актуальность и решать их - задача современной школы.
    ГЛАВА III. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    _1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспи

тания необходимо начать с определения его сущности. Мы счи таем, что экологическое воспитание - составная часть нравс твенного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гар моничного с природой. На формирование экологического созна ния оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эко логические представления формируются на уроках природоведе ния. Для этого мы дополнили действующий учебник экологичес кими вопросами. Во время преобразующего эксперимента мы фор мировали следующие представления:

    - почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
    - для чего существуют различные элементы природных сооб
    ществ;
    - как должен вести себя человек, находясь в этих природ
    ных сообществах.
    Эти экологические знания на протяжении ряда уроков пере

водили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведен ные в убеждения, формируют экологическое сознание.

    Экологическое поведение складывается из отдельных поступ

ков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказы вают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насышение содержа нием, удовлетворение).

    Выявив в сущности экологического воспитания две стороны:

первая - экологическое сознание, вторая - экологическое по ведение; мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной дея тельности.

    Таким образом, определяя сущность экологического воспита
    ния мы выделили, во-первых: особенности этого процесса:
    1) ступенчатый характер:
    а) формирование экологических представлений ;
    б) развитие экологического сознания и чувств;
    в) формирование убеждений в необходимости экологиче
    ской деятельности;
    г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
    д) преодоление в характере учащихся потребительского
    отношения к природе;
    2) длительность;
    3) сложность;
    4) скачкообразность;
    5) активность;
    во-вторых: огромное значение психологического аспекта,
    который включает в себя:
    1) развитие экологического сознания;
    2) формирование соответствующих (природосообразных) пот
    ребностей, мотивов и установок личности;
    3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и
    привычек;
    4) воспитание устойчивой воли;
    5) формирование значимых целей экологической деятельнос
    ти.
    Поэтому формирование экологического сознания и поведения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5