бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения - (диплом) бесплатно рефераты

p>Последний пункт один из важнейших. Это отношение человека "определяется характером доминирующих в обществе социально-экономических отношений, ценностно-мировоззренческих установок". [32, 186] Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины. "Человек относится к природным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природным явлениям как противостоящим общественным, культурным". В определенной степени такое [54, 103] мнение у людей формировала и христианская религия, рассматривающая человека как подобие бога и противопоставляющая человеку живую тварь, лишенную божественной души. В последней четверти нашего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает "все более и более глубокую осознаваемую зависимость, самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы". С ростом [54, 104]

возможностей преобразования окружающего мира у человека растет чувство ответственности за природную среду - ее сохранение и улучшение. Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. "Экологическая культура - это совокупность определенных качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы". Эти отношения [32, 186] включают в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление кризиса, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться - то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.

Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: - широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; - приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; - формирование экологического сознания.

Экологическая культура включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля". Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту (на отдыхе, при потреблении "даров природы") ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали. Самое существенное в процессе экологизации морали - постепенная сложная перестройка сознания. При этом одним из важнейших моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем. Отсюда можно сделать вывод: без обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.

    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
    ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    _1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.
    Как известно, существует более 120 определений экологии.
    Вот некоторые из них.
    "Экология - биологическая наука, изучающая организацию и

функционирование надорганизационных систем различных уров ней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (эко систем) и биосферы"- Биологический Энциклопедический Сло варь, 1986 год.

    "Экология - наука о сообществах" - Ф. Клементс, 1920 год.
    "Экология - научная естественная история, имеющая дело с

социологией и экономикой животных" - английский эколог Ч. Эл тон, 1937 год.

    "Экология - изучение структуры и функции природы" - аме
    риканский ученый Х. Одум, 1959 год.
    "Экология - наука о законах, управляющих жизнью растений

и животных в естественной среде обитания" - советский эколог С. Шварц, 1972 год.

    Что же такое "экология"?
    Классическая формула, приводимая во всех научных и попу

лярных изданиях: "Экология - наука о взаимоотношениях орга низмов со средой обитания". И это подтверждается этимологией данного слова. "Экос" - переводится с греческого как "жили ще", "логос" - наука. Т. е. экология- наука о "жилищных усло виях" обитания организмов. В идеале экология стремится рас крыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяю щими нашу планету животными, растениями и средой их обита ния. Но до этого идеала еще далеко.

    Общая экология подразделяется на несколько разделов.
    1. Популяционная экология. Вводит исследования общих за

кономерностей динамики численности и структуры популяций, а также взаимодействие между популяциями различных видов.

    2. Экология сообществ. Изучает закономерности организации

сообществ, их структуру и функционирование, проявляющуюся в круговороте веществ и в трансформации энергии в цепях пита ния.

    3. Частная экология. Изучает весь комплекс взаимоотноше
    ний со средой обитания различных организмов.
    Рассмотрим в общих чертах историю возникновения и разви
    тия экологии.
    Некогда природные ресурсы использовались стихийно. Затем

из накопленного людьми опыта, из первых обобщений родились науки, обслуживающие отдельные отрасли природопользования: сельское, лесное, рыбное хозяйства, горнодобывающая промыш ленность. Постепенно деятельность человека стала расширять ся, и преграды между отдельными отраслями промышленности рухнули. Стало очевидным, что деятельность гидроэнергетиков, промышленников затрагивает все отрасли народного хозяйства. То что природа едина выяснилось совсем недавно. Значит нужна и единая наука, ведущая рациональной эксплуатацией ее ресур сов.

    К этому времени наука экология уже существовала. Термин

"экология" был предложен еще в 1866 году Э. Геккелем. Этим термином он предложил обозначать "общую науку об отношении организмов к окружающей среде". Далее экология развивалась в трудах многих натуралистов и географов XIX - XX веков.

    В России в области экологии большое значение имели работы

К. Ф. Рулье (1852 год) и К. А. Северцова (1855 год). В конце XIX - начале XX веков исследователи обращали главное внимание на то, как отдельные факторы (например: климатические) влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах как о некоторых це лостных совокупностях взаимосвязанных организмов.

    Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда

были сформированы основные задачи изучения популяций и сооб ществ (Ч. Элтон), предложены математические модели роста чис ленности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра), прове дены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гау зе). В гидробиологии началось в это время количественное изучение превращения вещества и энергии живыми организмами, причем водоемы трактовались как целостные системы.

    В 1926 году В. И. Вернадский разработал учение о биосфере.

Совокупность живых организмов в биосфере он назвал "живым веществом". Согласно учению Вернадского, живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. В современной экологии по нятие о биосфере является одним из основополагающих. В пос ледствии Вернадский разрабатывает понятие о том, что биосфе ра под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние - ноосферу - сферу разума.

    Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных

между собой и с окружающей неживой средой нашло свое отраже ние и в появлении таких понятий как "экосистема" (А. Текс ли, 1935 год) и "биогеоценоз" (В. Н. Сукачев, 1940 год). К 50 годам формируется общая экология. Основное внимание исследо вателей переносится на изучение взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Развивается физиологическая и эволюционная экология (С. С. Шварц). В 70-е годы ХХ века фор мируется экология человека или социальная экология, изучаю щая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Все большее распространение в экологии по лучают количественные методы исследования, чаще используют ся эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели.

    Во второй половине XX, века в связи с резкими неблагопри

ятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемых "экологический кризис"), резко возрастает практи ческое значение экологии, необходимость проведения природоох ранительных мероприятий, происходит "экологизация" многих естественных наук, устанавливается связь экологии с филосо фией и социологией. Экологический подход становится необхо дим при решении производственных, научно-технических, демог рафических и других задач.

    Что же изучает экология сегодня?
    На сегодняшний день экология изучает следующие факторы
    взаимодействия организмов со средой обитания.
    1. Абиотические факторы, наиболее благоприятные для орга
    низмов. К абиотическим факторам относятся:
    а) климатические условия - географическая широта, положе

ние континентов, макроклимат, микроклимат, температура (выс читывают минимальную и максимальную температуры, при которой могут существовать организмы), относительная влажность воз духа, свет;

    б) эдафический фактор - совокупность физических и хими

ческих свойств почвы, способных оказывать экологическое воз действие на живые организмы, учитывают структуру почвы и ее состав;

    в) факторы водной среды - физические и химические свойс
    тва воды.
    2. Внутривидовые биотические факторы. Виды живут популя

цией. Действующие в популяциях факторы называются демографи ческими. У животных развит фактор поведения или этологичес кий фактор. Это и составляет внутривидовые биотические фак торы. К демографическим факторам относятся:

    а) численность популяции - определяется у оседлых живот

ных, обитающих на строго ограниченной территории в условиях, когда обмен с соседними популяциями происходит редко;

    б) соотношение полов - часто имеет значение количество

самок данного вида, количество же самцов учитывается только у некоторых видов, которые образуют устойчивую пару и могут жить так до конца жизни;

    в) продолжительность жизни - это время, которое протекает

между рождением и смертью организма, средняя продолжитель ность жизни особей в популяции соответствует средней продол жительности жизни отдельных особей;

    г) плодовитость - обычно характеризуется коэффициентом

рождаемости в популяции, то есть числом потомков, произве денных единицей популяции в единицу времени.

    К этологическим факторам относятся:
    а) факторы, связанные с полом - проявляются у некоторых

видов, где самцы и самки отличаются иногда разным поведени ем, проявляющимся либо самопроизвольно, либо по отношению к факторам внешней среды;

    б) групповой эффект - этот термин обозначает морфологи

ческие и поведенческие изменения, которые наблюдаются у жи вотных одного вида при групповой жизни;

    в) конкуренция - при росте популяции, когда ее числен

ность приближается к точке, соответствующей насыщению среды обитания, вступает в действие механизм регуляции численности данной популяции - смертность ее возрастает, а плодовитость снижается.

    3. Межвидовые биотические факторы. Здесь рассматривается

отношение вида с другими видами, а также влияние которое ви ды оказывают друг на друга. Изучаются следующие аспекты:

    а) изменение среды под воздействием живых организмов

любой организм в той или иной степени изменяет свою среду обитания (одновременно в физическом и химическом отношении); б) взаимодействие между видами, оно может быть:

    - нейтрализмом - два вида не оказывают влияния друг на
    друга;
    - конкуренция - два вида вступают в конкуренцию для полу

чения убежища и пищи, причем два вида сосуществуют если их требования различны и чем больше совпадают требования, тем сильнее конкуренция;

    - положительное взаимодействие - все случаи, когда один

из видов извлекает для себя пользу из сожительства с другим видом и не причиняет ему при этом никакого вреда (комменса лизм - сожительство благоприятно для одного вида, мутуализм - пользу из сожительства извлекают оба вида);

    - эксплуатация: паразитизм и хищничество - охватывают

случаи, когда отношение двух видов благоприятно для одного из них и неблагоприятно для другого (хищником можно назвать животное, которое умерщвляет и съедает жертву, как правило меньших размеров, чем оно само, а паразитом - организм, ко торый питается за счет хозяина, более крупного, чем он, к которому он часто прикрепляется и которому причиняет очень небольшой вред;

    в) питание организмов - рост и нормальное протекание жиз

недеятельности различных организмов осуществляется в резуль тате питания;

    г) отношение между видом и его пищей - на размеры популя
    ции влияет как количество пищи, так и ее качество.
    4. Синэкология. Место обитания многих взаимодействующих

видов называется биотопом. Синэкология изучает присущие дан ному биотопу физические и химические условия. Здесь изучают ся:

    а) различные экосистемы, их группы, кем населены, как

осуществляется обмен с другими экосистемами, пищевые цепи, протяженность их, состав экосистемы, плотность популяции, на личие в экосистемах горизонтов и другое;

    б) обмен энергией в экосистемах- рассматривают лишь глав

ные категории: продуценты, консументы, диструкторы (редуцен ты);

    в) продуктивность экосистемы - количество лучистой энер

гии, превращенной организмами в химическую называют первич ной продуктивностью биоценоза, а валовая продуктивность ох ватывает всю химическую энергию в форме произведенного орга нического вещества, чистая же соответствует прибавке органи ческого вещества в растениях.

    5. Основные среды жизни на Земле. Здесь изучаются:
    а) биогеографические области - их выявление связано с ис

торическими критериями, в них существуют факторы, начало ко торым надо искать в очень далеком прошлом по геологической шкале времени;

    б) наземные формации:
    - открытые, например: тундра, пустыня, степь - полное от
    сутствие древесной растительности;
    - закрытые, или лесные формации, например: тайга, леса
    умеренного пояса, тропический лес;
    в) морские формации:
    - неритовые сообщества (живущие в условиях прилива - от
    лива),
    - океанические сообщества;
    г) пресноводные формации, они хорошо изучены, имеют не
    большое количество видов, изучаются:
    - стоячие воды (озера),
    - текучие воды (источники).
    Итак, как выяснилось, данная наука относительно молодая,

и возникла она из потребности сохранить природу и самих се бя. Аспекты изучения данной науки достаточно широки. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот по вышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидиро вать их последствия.

    _2. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
    ПЕДАГОГОВ ПРОШЛОГО В РАЗВИТИЕ
    ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое
    отражение задолго до нашего века.
    Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосооб

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5