бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономическое изучение отечественного рынка лизинга - (диплом) бесплатно рефераты

p>Важно отметить, что лизинг позволяет по желанию лизингополучателя приобретать имущество с такими параметрами, которые максимально соответствуют его финансовым и производственным возможностям.

Лизингодатель предоставляет предпринимателю не только заемные средства, но, прежде всего, производственные мощности, которые им используются для расшивки "узких" мест в производстве и выпуска продукции, пользующейся спросом на рынке.

Лизингодатель, закупая по заказу лизингополучателя у компаний и фирм-изготовителей технические средства, стимулирует предпринимательскую деятельность, ее развитие в соответствии с объективными потребностями, расширяя ту или иную сферу рынка. Лизингодатель легче получает кредит в банке и в других кредитных организациях под меньший процент, поскольку он обладает материальным обеспечением, уменьшающим степень риска. При существующем состоянии экономики России получить кредит в банке можно, как правило, на срок 2-3 месяца, а по лизингу —на 2-3 года. В форме лизинга предприятие получает фактически ссуду, близкую к стоимости оборудования, поступающего в его пользование. Это особенно важно в российских условиях дефицита денежных средств и, в первую очередь, для малого предпринимательства.

Изготовитель продукции на основе лизинговой сделки увеличивает объем реализации, у него растет масса прибыли. Таким образом, изготовитель имеет возможность добиться расширения круга потребителей, завоевать новые рынки сбыта.

Приобретение оборудования на базе лизинговой сделки имеет определяющее значение для малого предприятия, занимающегося инновационной деятельностью. Развитая инновационная деятельность оказывает позитивное влияние на: • эффективное использование инвестиций;

• создание условий для выпуска конкурентоспособной продукции фирмами и корпорациями;

    • увеличение масштабов экспортноспособной продукции;

• ускорение практического использования результатов функциональной науки; • повышение степени использования научно-технического потенциала отраслевой науки; • создание предпосылок для решения проблем экологической безопасности. Инновационные предприятия весьма эффективны, количество нововведений на единицу затрат, как правило, в них больше, чем в средних и крупных предприятиях. Малые предприятия почти на треть опережают крупные по скорости освоения новшеств. Вместе с тем именно в инновационной деятельности малых предприятий остро ощущается недостаток финансовых средств. Средства, которые расходуются на инновации, в основном, обеспечены небольшими внутренними ресурсами предприятий, кредиты и займы малым предприятиям недоступны из-за высоких процентных ставок. Как известно, подавляющая доля затрат при инновационной деятельности связана с приобретением оборудования, установок и прочих видов основных фондов. Лизинг в этой ситуации имеет широкое поле деятельности. Использование преимуществ лизинга в малом предпринимательстве будет способствовать созданию благоприятных условий для удовлетворения потребности в дорогостоящем современном испытательном, экспериментальном, метрологическом и технологическом оборудовании. Причем, необходимость в эксплуатации этих объектов носит краткосрочный временный характер. Для решения этих проблем наиболее результативным является оперативный лизинг, позволяющий приобрести в условиях ограниченных финансовых средств необходимое оборудование на короткий срок, а по его истечении вернуть объект лизинга лизингодателю.

4. 4. Особенности рынка лизинга в агропромышленном комплексе РФ. Либерализация цен в начале 1992 г. привела к деградации производительных сил в агропромышленном комплексе (АПК) и особенно его материально-технической базы. Большинство коллективных (акционерных, кооперативных и др. ) сельскохозяйственных предприятий и личных фермерских хозяйств экономически не могут приобретать необходимую сельскохозяйственную технику и оборудование. Выбытие основных фондов в пять раз превышает их возобновление. Усилился процесс морального и физического старения технических средств. Одновременно происходит резкое снижение фондовооруженности, повышается нагрузка на технику, что приводит к увеличению сроков выполнения сельскохозяйственных работ и большому недобору продукции.

Многие фермеры и другие хозяйства практически не ведут ремонт техники, так как не на что купить дорогие запасные части, не вносят минеральные удобрения и даже не могут купить семена, не осуществляют капитальные вложения. За весь 1998г. с конвейеров ком-байностроительных заводов сошло зерноуборочных комбайнов около 8% к выпуску 1990г. , не выпущено ни одного металлорежущего станка с числовым управлением, ни одной автоматической станочной линии.

В системе мер по выходу из кризиса, стабилизации и подъему АПК важнейшим направлением является организация лизинговой предпринимательской деятельности. Существенным условием развития агролизинга является возможность и потребность оплаты оказываемых по лизингу услуг в натуральной форме, т. е. путём встречной поставки производимой пользователем машин сельскохозяйственной продукции. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как крестьян, так и государства или другого кредитора. Фьючерсные сделки позволяют организовать сельскохозяйственное производство в условиях острого недостатка денежных средств, а расчеты за аренду техники произвести после уборки урожая. Они выгодны и государству, так как гарантируют поставки продукции в федеральный фонд.

В общем случае в системе агролизинга участвуют: изготовители(поставщики) машин, лизингодатели, пользователи (арендаторы - сельскохозяйственные товаропроизводители), инвесторы и |финансово–кредитные учреждения, организации оптовой и розничной |торговли, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, посредники, предоставляющие консультационные, сервисные, учебные и другие услуги.

Практическое осуществление агролизинга предполагает проведение примерно восьми видов работ:

    Уточнение необходимого перечня машин и оборудования;
    Уточнение состава услуг;
    Выявление потребности в разрезе типов машин и услуг;
    Покупка с/х техники;
    Составление списка клиентов – лизингополучателей;
    Отбор арендаторов (проектов);
    Оформление лизинговых отношений;

Определение ассортимента с/х продукции в качестве лизинговых платежей. Для обеспечения производственных объектов межфермерской кооперации оборудованием для хранения, переработки и реализации с/х продукции создаётся и постоянно пополняется специальный лизинговый фонд, который формируется за счёт средств федерального бюджета, а также других разрешённых законом источников. Бюджетные ассигнования выделяются на возвратной основе Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ. Минсельхозпрод РФ в течение 3-х дней перечисляет средства компании, определённой в качестве Генерального подрядчика, которая обеспечивает выполнение и координацию работ на основании договоров с межфермерскими предприятиями, а также договоров поставки. При этом межфермерские предприятия, проходят предварительный конкурсный отбор.

Генеральный подрядчик осуществляет оплату продукции в соответствии с договорами, заключёнными с лизингополучателями.

Средства, поступающие от Минсельхозпрода РФ на отдельный текущий счёт Генерального подрядчика, расходуются строго по целевому назначению на основании соглашения между Минсельхозпродом РФ и Генеральным подрядчиком (см. рис. 4. 2. ): Рис. 4. 2. Формирование лизингового фонда в АПК

Генеральный подрядчик в соответствии с предусмотренной утверждёнными проектами номенклатурой в пределах предусмотренных средств заключает договоры лизинга с межфермерскими предприятиями и договоры купли-продажи с поставщиками предусмотренного проектами оборудования; а также осуществляет контроль за своевременностью и полнотой поставки данной продукции. Генеральный подрядчик перечисляет средства за поставляемое оборудование на расчётные счета организаций-поставщиков. Если это предусмотрено проектом, в стоимость оборудования может включаться стоимость его доставки, предпродажной подготовки и монтажа в пределах работ, осуществляемых изготовителем (поставщиком).

Оборудование, поставленное межфермерским предприятиям, отражается на балансе Генерального подрядчика вплоть до прекращения расчётов с лизингополучателем после полного погашения стоимости оборудования. Налог на имущество уплачивается Генеральным подрядчиком за счёт средств ежегодно взимаемой с межфермерских предприятий арендной платы.

Лизинговые платежи, перечисляемые межфермерскими предприятиями, поступают в лизинговый фонд и используются Генеральным подрядчиком в соответствии с распоряжениями Минфина РФ. Средства лизингового фонда не могут быть использованы на покрытие текущих расходов Генерального подрядчика за исключением уплаты налога на имущество, переданное в лизинг. Договор лизинга между Генеральным подрядчиком и межфермерским предприятием заключается на срок не более З-х лет и включает в себя:

— величину первоначального и последующих лизинговых платежей и периодичность их внесения; — субъекта, осуществляющего гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования и условия его осуществления; — сметную стоимость услуг Генерального подрядчика и порядок их оплаты. Обязательства межфермерского предприятия по своевременности и полноте лизинговых платежей обеспечиваются за счёт права собственности Генерального подрядчика на переданное в лизинг оборудование. При нарушении графика возврата средств оборудование может быть изъято у межфермерского предприятия для дальнейшей реализации лизингодателем с целью погашения задолженности. Контроль за целевым использованием государственного лизингового фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Генеральным подрядчиком. Министерство финансов Российской Федерации может самостоятельно или через территориальное управление Федерального казначейства провести проверку выполнения настоящего Порядка и получить необходимую документацию. Средства, использованные Генеральным подрядчиком не по назначению, возмещаются Министерству финансов Российской Федерации в полном объеме с одновременным взиманием штрафа по действующей учётной ставке Центрального банка РФ за весь период нецелевого использования средств.

Отчёт об использовании средств производится Генеральным подрядчиком ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Одновременно производится отчёт о поступлении лизинговых платежей.

    Заключение

Ни одна из стран мира не выходила из экономического кризиса, не развивая инвестиционной деятельности.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, увеличить занятость населения, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу, как инвестиционному инструменту, за последние годы подготовили солидную нормативную базу.

Вместе с тем успешному развитию лизинга в России, на мой взгляд, препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему: нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний. Лизинг позволяет предпринимателю начать дело, располагая одной третью средств, для приобретения у лизинговой компании необходимого оборудования. Однако лизинговая компания должна приобретать оборудование у производителя за полную стоимость, для чего ей требуется кредит. Лизинговым компаниям банки дадут кредиты охотнее, чем множеству лизингополучателей, с этой точки зрения становление финансового лизинга содействует снижению риска кредитования"; двойное обложение налогом на добавленную стоимость. Согласно существующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование. Его величина, равно как и выплата процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования кредит переносится на лизинговые платежи. В соответствии с применяемой практикой НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи. Это означает, что НДС на один и тот же продукт начисляется дважды;

до сих пор включается в налогооблагаемый доход лизингодателя оплата им банковской процентной ставки по ссуде, в то время как лизингодатель оплачивает ее банку (в нелизинговых хозяйственных ситуациях налог на добавленную стоимость на выплачиваемые банку проценты по ссуде не начисляется); недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей потенциальных лизингополучателей;

отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка;

отсутствие системы информационного обеспечениялизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговых услуг;

    отсутствие опытных кадров для лизинговых компаний.

С моей точки зрения актуальным в настоящее время является реализация следующих мероприятий.

Как известно, существенным элементом, затрудняющим развитие лизинговых сделок, является большой уровень риска. Его можно уменьшить, развивая страховую деятельность. Для этого властными органами должен быть предусмотрен ряд мер, направленных на развитие деятельности страховых компаний, на включение в сферу их деятельности страхования в лизинговых сделках не только имущества, но и других видов риска. На современном этапе развития экономики использование лучших конкурентоспособных объектов, привлечение иностранных инвестиций являются одним из важнейших условий развития лизинговых сделок. Важно при разработке государственных мероприятий по развитию лизинга предусматривать равные условия хозяйствования для отечественных и зарубежных участников.

Потенциал регионов страны, их ресурсы используются ещё весьма слабо в лизинговых операциях. Многое могут и должны сделать для развития лизинга в регионах территориальные торгово-промышленные палаты (ТПП). Зарубежная практика, в частности, свидетельствует, что успех лизинговой компании во многом определяется деятельностью специальных посредников, так называемых лизинговых брокеров. Их основная функция—быть посредником между теми, кто намерен взять какое-либо оборудование в лизинг, и теми, кто готов участвовать в лизинговой сделке, будь то лизингодатель или кредитор. Таким образом, лизинговый брокер участвует в лизинговой сделке как посредник. Он не участник договора, связанного с покупкой и передачей какого-либо имущества в лизинг, он не финансирует лизинговые операции, не является собственником объекта лизинга. Агентский договор на выполнение определенных услуг может быть заключен с любым из субъектов лизинговой деятельности, а иногда и с несколькими. За выполнение лизинговых брокерских операций брокеры получают комиссионные вознаграждения. Итак, принимая во внимание большую значимость брокерской деятельности в развитии лизинга, было бы целесообразным освоение её территориальными ТПП. В числе брокерских услуг, оказываемых палатами, важное место могли бы занять услуги в выборе лизинговой компании, изготовителей оборудования, устройств и других объектов лизинга, банков, страховых компаний, а также в подборе необходимых технологий, машин, оборудования и в решении других вопросов, связанных с лизинговыми сделками.

В деятельности территориальных ТПП приоритетным направлением должно быть решение вопросов организации подготовки специалистов по лизингу и повышения их квалификации, организация консультаций, проведение семинаров. Территориальные ТПП должны принимать участие в организации рекламы лизинга, выставок, отражающих деятельность лизинговых компаний и фирм, в экспертизе и конкурсном отборе инвестиционных программ, проектов, связанных с лизинговой деятельностью.

Как показывает опыт, централизованные финансовые ресурсы государства направляются на развитие лизинга в гораздо меньших объёмах, чем предусматривается в правительственных решениях.

Кроме того, при разработке мер по государственной поддержке лизинговой деятельности важно определять не только размеры этой поддержки, но и конкретные направления использования средств с тем, чтобы они в наибольшей мере способствовали решению проблем, тормозящих развитие лизинга. При имеющемся дефиците финансовых ресурсов лизинговые компании способны по-мочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащение их производ-ства, т. е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъёма. Исходя из этого и существующего положения в России в период непростых рыночных отношений, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. Поэтому целесообразно шире воспользоваться его возможностями и более сме-лее внедрять лизинг в производственную деятельность.

В обозримом будущем лизинг внесёт необходимый вклад в Российскую экономику.

    Список используемой литературы:

1. Федеральный закон РФ “О лизинге” от 29. 10. 98. N 164 – ФЗ. 2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2, глава 34, § 6.

3. Постановление Правительства РФ от 29. 06. 95. N 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (с учётом изменений и дополнений). 4. Постановление Правительства РФ от 26. 02. 96. N 167 “Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ”. 5. Постановление Правительства РФ от 29. 10. 97. N 1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ”. 6. Методические рекомендации по расчёту лизинговых платежей, утверждённые Министерством экономики РФ 16 апреля 1996 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6