Банковский надзор (международный опыт) - (диплом)
p>Во всех странах по результатам проверок на месте составляются письменные отчеты, доводимые до сведения руководства центрального
- 29 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк. Затем отчет вместе с сопроводительным письмом направляется в банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам проверки заключения.
22. 2. 4 Контроль за соблюдением банками требований 2надзорных органов.
Завершающий этап надзора за банками - контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков. Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным мерам воздействия относятся: гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.
Официальные меры воздействия включают в себя:
предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения. Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их интересов _во многих странах организованна система _страхования депозитов. В США, Канаде, Великобритании, Италии, Японии подобные системы находятся под государственным контролем. Коммерческие банки США, Канады, Японии выплачивают ежегодные взносы в фонд страхования депозитов. В Великобритании создан Фонд защиты депозитов, в который все коммерческие банки вносят средства пропорционально величине своих
- 30 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
депозитов в фунтах стерлингов. При банкротстве банка вкладчики Фонда получают компенсацию в размере, не превышающем 15 тыс. ф. ст. на 1 вкладчика. В Италии банки не делают ежегодных регулярных отчислений в Межбанковский фонд страхования депозитов, но вносят средства на покрытие расходов по выплате компенсаций клиентам разорившихся кредитного учреждения. В Нидерландах компенсацию кредиторам при банкротстве банковского учреждения выплачивает центральный банк. Коммерческие банки покрывают его расходы единоразовыми взносами пропорционально величине активов каждого из них. В США Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивает компенсацию в пределах 100 тыс. долл. на 1 вкладчика. Максимальные ежегодные отчисления для банка - члена Корпорации в страховой фонд установлены в размере 0, 325% от общей суммы депозитов. Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы надзора предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.
- 31 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 ) 2Глава 3. Банковский надзор в России. 2Часть 1 Правовые основы банковского надзора в России. Правовые основы организации надзора и контроля определены:
а) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 02. 12. 90 N 394-1 (ред. от 20. 06. 96) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"в статье 4 пункта 7 читаем: " _Банк России выполняет следующие функции: .. _ 6осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; .... . 0" В статья 6, так же указанно: "Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.... Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.... Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.... " В главе X. "Банковское регулирование и надзор" в статье 55 сказано, что: " _Банк России является органом банковского _регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов ПРИКАЗ ЦБ РФ от 30. 01. 96 N 02-23 (ред. от 20. 08. 96) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ N 1). Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
- 32 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 )
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. " В статье 74 выше названного Закона подчеркивается , что: " Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами". б) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 02. 12. 90 N 395-1 (ред. от 03. 02. 96) "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в главе VII. "Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью", в статье 41 говорится, что: " _Надзор за деятельностью кредитной _организации осуществляется Банком России в соответствии с _федеральными законами. В статье 19 выше названного Закона указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России. "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в статье 75 : " требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций
- 33 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 ) на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов: б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами. "
2Часть 2 Проблемы и перспективы банковского надзора. 23. 2. 1 Требования к совершенствованию банковского 2надзора в России.
Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих концептуальных требований, выполнение которых видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как будет ясно из последующего изложения, указанные требования находятся в тесной взаимосвязи. Во-первых, поскольку приоритетной целью надзора является поддержание кредитной системы, его главной задачей должны быть не поиск и наказание "провинившихся" банков, а создание условий для
- 34 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 ) более эффективного функционирования банковской системы.
Во-вторых, это необходимость активизации надзора, которая включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны , открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности. В-третьих, надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния банковской системы в целом. При этом открытость является важным фактором совершенствования диагностической компоненты банковского надзора. Другим ее фактором выступает совершенствование методики оценки состояния дел в банках. В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование непосредственно относится к оптимизации балансов и организационно-технологической схемы деятельности банков. Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со стороны налоговых служб и аудиторских фирм. В ресурсной базе банков необходимо проводить политику снижения доли "горячих" денег: средств населения, бюджета. Под оптимизацией организационной структуры банков понимается централизация информационных потоков многофилиальных банков через компьютерную сеть и получение информации о работе территориальных подразделений в режиме реального времени, а также техническое переоснащение банков, снижение расходов в связи с сокращением численности низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр. ). Одновременно требование реструктуризации включает необходимость санирования отдельных крупных банков. Все эти аспекты предполагают дополнительные усилия Банка России как с позиций оценки состояния дел в банках, так и с точки зрения консультирования и выдачи соответствующих рекомендаций. Указанная работа должна проводиться
- 35 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 )
совместно с Всемирным банком и ЕБРР в рамках международных проектов рестуктуризации российских банков. Нуждается в разработке также Концепция реструктуризации ресурсных потоков в кредитной сфере и формирование системы перераспределения средств, при которой крупные (полугосударственные) банки кредитуют "частные" банки, которые принимают основные риски кредитования мелких и средних заемщиков. 23. 2. 2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры). Развитие структуры банковской системы целесообразно проводить в русле перспективных сдвигов в структуре экономики. Неоднородность экономики России проявляется как в межрегиональных диспропорциях, так и с точки зрения различий финансового состояния отдельных отраслей. Соответственно перспективная устойчивость банковской системы должна базироваться на тенденциях хозяйственного развития. В стуктуре российской экономики можно выделить три группы регионов. 1. Центры деловой активности с диверсифицированной по отраслевому признаку структурой коммерческой деятельности. В них должны преобладать крупные (оптовые) кредитные организации, финансирующие ключевые для российской экономики предприятия, федеральный бюджет, организующие межбанковский и валютный рынок. Такие структуры должны функционировать под жестким контролем государства как в форме участия в собственности, так и через повышенное внимание надзорного органа. Розничные и средние банки нацеливаются на обслуживание местных предприятий соответствующего масштаба. Проводится политика ограничения количества филиалов кредитных организаций, которая связана с достаточной для поддержания конкурентной среды численности банковских учреждений одновременно с повышенным риском управления банков, имеющих филиалы. Для розничных банковских услуг кредитные организации открывают отделения, действующие под жестким внутренним контролем. Работа филиалов экономически целесообразна только применительно к крупным банкам других регионов для операций на валютном и межбанковских рынках. 2. Регионы, где преобладает крупное промышленное производство федерального значения. В банковской системе должна сочетаться деятельность филиалов крупных банков финансовых центров с мелкими и
- 36 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 )
средними региональными кредитными организациями. Формирование местных крупных банков представляется нежелательным в силу ограниченных возможностей по диверсификации активов. Кредитовать промышленные гиганты целесообразно через крупные банки финансовых центров(или их филиалы). 3. В регионах, где доминирует мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство, представляется возможным делать ставку на местные частные банки и концетрацию капиталов. При укрупнении кредитных организаций на местном уровне можно использовать различные схемы, в том числе не предполагающие полную потерю самостоятельности банков (например, создание холдинга путем обмена акциями с банками-участниками). Стимулирование открытия филиалов крупных банков или превращение в них местных кредитных организаций опасно продолжением перелива в финансовые центры и без того скудных ресурсов регионов. В то же время управление кредитными вложениями в мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство более эффективно на уровне самостоятельно хозяйствующего субъекта, а не через филиалы. На рынке МБК таких регионов нетто-кредиторами видится крупные банки (в первую очередь Сбербанк РФ), которые имеют достаточные озможности подкреплять ликвидность местных кредитных организаций средствами относительно ресурсоизбыточных регионов, в первую очередь , финансовых центров. При этом в регионах второй и третьей группы должно поддерживаться оптимальное количество кредитных организаций для сохранения конкурсной сферы и обеспечения клиентов основными банковскими услугами. В целях оптимизации структуры банковской системы целесообразно ввести в практику дифференцированный подход к применению мер регулирования кредитных организаций, индивидуальный подход к использованию отдельных инструментов управления ликвидностью в зависимости от эффективности деятельности кредитного учреждения для системы в целом(например, при возникновении проблем с ликвидностью, нарушениях нормативов , а также при обращениях Банка России за расширением лицензии или предоставлением кредита). Необходимо определить меры поддержки перспективных для укрепления банковской системы кредитных организаций. В необходимых случаях возможно участие Банка России в процессах концентрации банковских капиталов. При принятии решений в области надзора в критических ситуациях необходимо использовать интересы местных властей в поддержании стабильности в сфере финансов.
- 37 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 3 )
23. 2. 3 Основные направления совершенствования нормативной 2базы банковского надзора. Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|