бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Банковский надзор (международный опыт) - (диплом) бесплатно рефераты

p>отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки . При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.

Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща , например, Франции , Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмами , которым оказывают доверие , что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора.

Центральные банки упомянутых стран получают и проверяют заверенные внешними аудиторами годовые балансы , а также ежемесячные или квартальные отчеты коммерческих банков с информацией о платежеспособности , ликвидности банка , открытой валютной позиции и непогашенных просроченных кредитах , а также концентрации кредитных рисков , страновых рисках.

В Великобритании внешние аудиторы могут , а в Нидерландах и Франции обязаны незамедлительно информировать центральный банк о неплатежеспособности и неликвидности банка или о случаях их отказа заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с внешними аудиторами , которые несут персональную ответственность в случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку.

Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации , но и органов его проведения. Как правило , функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством , подотчетным парламенту или президенту , например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД) , как в США.

 _Деятельность надзорных органов регламентируется системой  _законов и других правовых актов отражающих особенности  _исторического и экономического развития государства.

     22. 1. 1 Система банковского надзора в США.

В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения

    - 14
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

(относящейся к министерству финансов ) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками штатов - членами ФРС , депозиты которых застрахованы в ФКСД , осуществляется соответствующими органами банковского надзора , созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов ). Кроме того их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.

Банки штатов , не являющиеся членами ФРС , чьи депозиты застрахованы в ФКСД , контролируются двумя структурами - банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов , не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД , находятся под контролем властей штатов. Надзорные органы в США - Служба конролера денежного обращения (на федеральном уровне ) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов ( на уровне штатов ) - решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов ) , выдаче разрешения на открытия отделения , слиянии и поглощении банков , а также об изменениях в структуре банковского капитала.

    В компетенции надзорных органов США также входят:
    ликвидация закрываемых банков;

разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций , носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов; периодические комплексные проверки состояния , операций и политики подведомственных банков;

    принятие мер по исправлению сложившегося положения;
    консультирование руководства банков;
    обобщение отчетов и статистической информации банков.

 _В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей  . ,причем компетенция ФРС распространяется не только на банки , но и на кре дитно-финансовые учреждения.  _Суть этой деятельности сводится к  _обеспечению потребителей  . (в том числе банковских клиентов)  _адекват  _ной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиен  _тов.

Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:

    контроль и регулирование деятельности зарегистрированных
    - 15
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

штатами банков - членов ФРС , банковских холдинговых компаний; контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений;

регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков; регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих учреждений - членов ФРС.

 _В отличие от США в странах Западной Европы отмечается более  _четкая централизованная структура органов банковского надзора.

     22. 1. 2 Система банковского надзора в Великобритании.

До недавнего времени контроль за банками , который традиционно является одним из основных направлений деятельности Банка Англии , носил скрытый и неформальный характер и до 1979 г осуществлялся на основе общего Закона об акционерных обществах.

Банковский кризис 1973-1974 гг. способствовал официальному законодательному оформлению банковского надзора в 1979 г. Было введено обязательное лицензирование коммерческих банков , учрежден общенациональный фонд страхования крупных ссуд , порядок банковских слияний , аудиторских проверок и т. д.

Для банковского надзора , применяемого в Великобритании, характерен контроль за деятельностью каждого банка. На основе проведенного контроля для каждого банка разрабатываются мероприятия, учитывающие конкретные условия его деятельности и по возможности согласуемые с руководством банка. Эти меры должны обеспечить для банка необходимый минимум оперативной безопасности в отношении капитала , резервных средств, ликвидности , системы менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров , посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством.  2Встречи с руководством банка - одна из главных  2особенностей надзора в Великобритании.

    - 16
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

Кроме того , Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний , в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии . В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки , если они вызывают сомнения.

Следует отметить, что до 1982 г. в Банке Англии проведение инс пекций не практиковалось , поскольку в Банке отсутствовал собствен ный штат инспекторов для проверок на местах. В настоящее время Банк Англии использует для этих целей группу специалистов , включающую 3 банковских служащих и 5 бухгалтеров , не являющихся сотрудниками Банка Англии, но работающих под руководством его постоянного штат ного менеджера. Данная группа инспекторов периодически проверяет все аспекты деятельности коммерческих банков , включая их операции, системы учета и контроля , качество кредитного портфеля , степень компетентности управляющих , деловую стратегию и политику.

Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков , отражающейся на состоянии банковского сектора в целом.

     22. 1. 3 Банковский надзор в Италии.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям , Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов , возглавляемый министром финансов , отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по

    - 17
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

резолюциям Комитета , устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор - как в документарной , так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.

Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках , принятом в 1993 г. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора , процедура осуществления надзора и прямого управления банком , если он оказался в затруднительном финансовом положении.

В 80-е гг. в Италии все больше внимание стало уделяться надзору за банковскими группами , состоящими из финансовых и банковских компаний , организованных в форме холдинга. Для осуществления надзора за этими группами была разработана концепция объединенного надзора , в соответствии с которой надзор ведется за деятельностью группы в целом , а не отдельных входящих в нее банковских институтов.

     22. 1. 4 Банковский надзор в Нидерландах.

В Нидерландах надзор за деятельностью банков , а с 1991 г. и ин вестиционных компаний , осуществляется Управлением надзора цент рального банка в соответствии с Законом об основах организации бан ковской деятельности (1948 г. ) (позднее дополненным положением по процедуре ликвидации банков , роли и полномочиями внешнего аудита )и новым законом о надзоре за кредитной системой (1992 г. ) В штат Управления входят 50 человек , включая заведующего , его 4 ассистен тов , советника , специалистов в области анализа , секретаря. Каж дый из ассистентов руководит работой 2 главных ревизоров , имеющих в своем подчинении 2 сотрудников (ревизоров). Большинство работни ков управления (30 человек) - профессиональные дипломированные ау диторы. Ревизоры несут полную материальную ответственность за дея тельность закрепленных за ними банков , осуществляют документарный надзор , при необходимости выезжают с проверкой в курируемые ими кредитные учреждения. Более опытные ревизоры курируют большее число банков или банки находящиеся в затруднительном положении.  2На одного  2ревизора в среднем приходится 7-8 небольших или имеющих незначи  2тельные проблемы банков , или 1 крупный банк , у которого возникли

    - 18
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )
     2серьезные проблемы.

Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором , проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок. Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка , во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков.

Каждые 2-3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны , в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ , фиксирующий заключенные сторонами соглашения.

     22. 1. 5 Банковский надзор во Франции.

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию - государственный административный орган , независимый от Банка Франции , но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии - Генерального секретариата - являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений , контроль за их финансовым положением , а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны , причем не только действующих во Франции , но и зарубежных филиалов.

В своей работе Банковская комиссия руководствуется прежде всего результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений , но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации. Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции. Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или

    - 19
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

ограничения деятельности , временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование , аннулирование лицензий , денежные штрафы. При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии.

Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению: а) списание активов банка , что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;

    б) ограничение определенных видов кредитования;
    в) усиление внутреннего контроля в банке;

г) совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка. Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки , применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.

     2Часть 2 Этапы банковского надзора.

 2Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из  2следующих этапов:

 _лицензирование; проверка отчетности , предоставляемой банками;  _инспектирование (ревизия) на местах; контроль за соблюдением  _банками требований надзорных органов.

     22. 2. 1 Лицензирование банков.

Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами , которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

    - 20
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований , прежде всего относительно: минимального размера уставного капитала;

    источников первоначально инвестируемого капитала;
    состава основных акционеров;
    квалификации и моральной характеристики руководства;
    круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Помимо этого , при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать , например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия , ус ловиях их продления , возможности внесения в нее поправок или ее ан нулирования. В ней может быть оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта , существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности , слияний , а также перемены названия , уменьшения оплаченного капитала.

 _Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах: неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного срока осуществление операций;

невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций , не предусмотренных в лицензии;

    нарушение законов или нормативных актов;

нанесение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций.

 2Порядок лицензирования банковской деятельности имеет некоторые  2особенности в отдельных странах.

    - 21
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5