Банковский надзор (международный опыт) - (диплом)
p>отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки . При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща , например, Франции , Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмами , которым оказывают доверие , что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора. Центральные банки упомянутых стран получают и проверяют заверенные внешними аудиторами годовые балансы , а также ежемесячные или квартальные отчеты коммерческих банков с информацией о платежеспособности , ликвидности банка , открытой валютной позиции и непогашенных просроченных кредитах , а также концентрации кредитных рисков , страновых рисках. В Великобритании внешние аудиторы могут , а в Нидерландах и Франции обязаны незамедлительно информировать центральный банк о неплатежеспособности и неликвидности банка или о случаях их отказа заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с внешними аудиторами , которые несут персональную ответственность в случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку. Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации , но и органов его проведения. Как правило , функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством , подотчетным парламенту или президенту , например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД) , как в США. _Деятельность надзорных органов регламентируется системой _законов и других правовых актов отражающих особенности _исторического и экономического развития государства.
22. 1. 1 Система банковского надзора в США.
В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения
- 14 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
(относящейся к министерству финансов ) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД). Контроль за банками штатов - членами ФРС , депозиты которых застрахованы в ФКСД , осуществляется соответствующими органами банковского надзора , созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов ). Кроме того их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД. Банки штатов , не являющиеся членами ФРС , чьи депозиты застрахованы в ФКСД , контролируются двумя структурами - банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов , не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД , находятся под контролем властей штатов. Надзорные органы в США - Служба конролера денежного обращения (на федеральном уровне ) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов ( на уровне штатов ) - решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов ) , выдаче разрешения на открытия отделения , слиянии и поглощении банков , а также об изменениях в структуре банковского капитала.
В компетенции надзорных органов США также входят: ликвидация закрываемых банков;
разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций , носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов; периодические комплексные проверки состояния , операций и политики подведомственных банков;
принятие мер по исправлению сложившегося положения; консультирование руководства банков; обобщение отчетов и статистической информации банков.
_В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей . ,причем компетенция ФРС распространяется не только на банки , но и на кре дитно-финансовые учреждения. _Суть этой деятельности сводится к _обеспечению потребителей . (в том числе банковских клиентов) _адекват _ной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиен _тов. Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:
контроль и регулирование деятельности зарегистрированных - 15 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
штатами банков - членов ФРС , банковских холдинговых компаний; контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений; регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков; регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих учреждений - членов ФРС. _В отличие от США в странах Западной Европы отмечается более _четкая централизованная структура органов банковского надзора.
22. 1. 2 Система банковского надзора в Великобритании.
До недавнего времени контроль за банками , который традиционно является одним из основных направлений деятельности Банка Англии , носил скрытый и неформальный характер и до 1979 г осуществлялся на основе общего Закона об акционерных обществах. Банковский кризис 1973-1974 гг. способствовал официальному законодательному оформлению банковского надзора в 1979 г. Было введено обязательное лицензирование коммерческих банков , учрежден общенациональный фонд страхования крупных ссуд , порядок банковских слияний , аудиторских проверок и т. д. Для банковского надзора , применяемого в Великобритании, характерен контроль за деятельностью каждого банка. На основе проведенного контроля для каждого банка разрабатываются мероприятия, учитывающие конкретные условия его деятельности и по возможности согласуемые с руководством банка. Эти меры должны обеспечить для банка необходимый минимум оперативной безопасности в отношении капитала , резервных средств, ликвидности , системы менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров , посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством. 2Встречи с руководством банка - одна из главных 2особенностей надзора в Великобритании.
- 16 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
Кроме того , Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний , в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии . В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки , если они вызывают сомнения. Следует отметить, что до 1982 г. в Банке Англии проведение инс пекций не практиковалось , поскольку в Банке отсутствовал собствен ный штат инспекторов для проверок на местах. В настоящее время Банк Англии использует для этих целей группу специалистов , включающую 3 банковских служащих и 5 бухгалтеров , не являющихся сотрудниками Банка Англии, но работающих под руководством его постоянного штат ного менеджера. Данная группа инспекторов периодически проверяет все аспекты деятельности коммерческих банков , включая их операции, системы учета и контроля , качество кредитного портфеля , степень компетентности управляющих , деловую стратегию и политику. Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков , отражающейся на состоянии банковского сектора в целом.
22. 1. 3 Банковский надзор в Италии.
В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям , Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов , возглавляемый министром финансов , отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по
- 17 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
резолюциям Комитета , устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор - как в документарной , так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках , принятом в 1993 г. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора , процедура осуществления надзора и прямого управления банком , если он оказался в затруднительном финансовом положении. В 80-е гг. в Италии все больше внимание стало уделяться надзору за банковскими группами , состоящими из финансовых и банковских компаний , организованных в форме холдинга. Для осуществления надзора за этими группами была разработана концепция объединенного надзора , в соответствии с которой надзор ведется за деятельностью группы в целом , а не отдельных входящих в нее банковских институтов.
22. 1. 4 Банковский надзор в Нидерландах.
В Нидерландах надзор за деятельностью банков , а с 1991 г. и ин вестиционных компаний , осуществляется Управлением надзора цент рального банка в соответствии с Законом об основах организации бан ковской деятельности (1948 г. ) (позднее дополненным положением по процедуре ликвидации банков , роли и полномочиями внешнего аудита )и новым законом о надзоре за кредитной системой (1992 г. ) В штат Управления входят 50 человек , включая заведующего , его 4 ассистен тов , советника , специалистов в области анализа , секретаря. Каж дый из ассистентов руководит работой 2 главных ревизоров , имеющих в своем подчинении 2 сотрудников (ревизоров). Большинство работни ков управления (30 человек) - профессиональные дипломированные ау диторы. Ревизоры несут полную материальную ответственность за дея тельность закрепленных за ними банков , осуществляют документарный надзор , при необходимости выезжают с проверкой в курируемые ими кредитные учреждения. Более опытные ревизоры курируют большее число банков или банки находящиеся в затруднительном положении. 2На одного 2ревизора в среднем приходится 7-8 небольших или имеющих незначи 2тельные проблемы банков , или 1 крупный банк , у которого возникли
- 18 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 ) 2серьезные проблемы.
Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором , проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок. Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка , во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков. Каждые 2-3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны , в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ , фиксирующий заключенные сторонами соглашения.
22. 1. 5 Банковский надзор во Франции.
Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию - государственный административный орган , независимый от Банка Франции , но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии - Генерального секретариата - являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений , контроль за их финансовым положением , а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны , причем не только действующих во Франции , но и зарубежных филиалов. В своей работе Банковская комиссия руководствуется прежде всего результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений , но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации. Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции. Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или
- 19 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
ограничения деятельности , временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование , аннулирование лицензий , денежные штрафы. При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии. Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению: а) списание активов банка , что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;
б) ограничение определенных видов кредитования; в) усиление внутреннего контроля в банке;
г) совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка. Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки , применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.
2Часть 2 Этапы банковского надзора.
2Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из 2следующих этапов: _лицензирование; проверка отчетности , предоставляемой банками; _инспектирование (ревизия) на местах; контроль за соблюдением _банками требований надзорных органов.
22. 2. 1 Лицензирование банков.
Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами , которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.
- 20 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований , прежде всего относительно: минимального размера уставного капитала;
источников первоначально инвестируемого капитала; состава основных акционеров; квалификации и моральной характеристики руководства; круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;
правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости; комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности. Помимо этого , при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать , например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц. Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия , ус ловиях их продления , возможности внесения в нее поправок или ее ан нулирования. В ней может быть оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта , существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности , слияний , а также перемены названия , уменьшения оплаченного капитала. _Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах: неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного срока осуществление операций; невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций , не предусмотренных в лицензии;
нарушение законов или нормативных актов;
нанесение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций. 2Порядок лицензирования банковской деятельности имеет некоторые 2особенности в отдельных странах.
- 21 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|