Банковский надзор (международный опыт) - (диплом) 
Банковский надзор (международный опыт) - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
ДИПЛОМ : " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)" МЭСИ СПЕЦФАК Защита: 29. 12. 96 г. Исп. Макаров А Г Научный руководитель Максимова В Ф Рецензент Хабаров В И стр. 3 - 53 -lex , кроме (стр. 11 и стр. 53) - 3 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " (Оглавление) ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4 Глава 1. Банковская система как объект банковского надзора. 6 1. 1 Центральные и коммерческие банки
(как обьект банковского надзора)
1. 2 Статус центральных банков. 8 Глава 2. Организация банковского надзора (зарубежный опыт). 12 Часть 1 Системы банковского надзора зарубежных стран. 2. 1. 1 Система банковского надзора в США. 13 2. 1. 2 Система банковского надзора в Великобритании. 15 2. 1. 3 Банковский надзор в Италии. 16 2. 1. 4 Банковский надзор в Нидерландах. 17 2. 1. 5 Банковский надзор во Франции. 18 Часть 2 Этапы банковского надзора. 19 2. 2. 1 Лицензирование банков. 2. 2. 2 Проверка отчетности, предоставляемой банками. 22 2. 2. 3 Инспектирование (ревизия) на местах. 26 2. 2. 4 Контроль за соблюдением банками требований
надзорных органов. 27
Глава 3 Банковский надзор в России. 30 Часть 1 Правовые основы банковского надзора в России. Часть 2 Проблемы и перспективы банковского надзора. 33 3. 2. 1 Требования к совершенствованию банковского
надзора в России.
3. 2. 2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры). 35 3. 2. 3 Основные направления совершенствования
нормативной базы банковского надзора. 37
3. 2. 4 Основные направления работы с проблемными банками. 39 3. 2. 5 Принципы воздействия на проблемные банки. 42 3. 2. 6 Применение к кредитным организациям мер
регулирования. 44 3. 2. 7 Взаимодействие Банка России при организации надзора с государственными и международными организациями. 45 Заключение. 48 Литература. 51 Приложение. Органы денедно-кредитного регулирования и 53 надзоные учреждения (табл. 1). - 4 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Введение ) 2Введение.
Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:
типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций; стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической от четности; порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
обязательность аудиторских проверок;
порядок назначения временной администрации по управлению банком; объявление банков неплатежеспособными. Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система , при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора: Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка;
Департамент банковского надзора; Управление инспектирования коммерческих банков.
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.
- 5 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Введение )
_Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью _коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый _контроль. Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка , коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи , цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами. Независимый контроль - это контроль , осуществляемый независимыми вневедомственными организациями , т. е. аудиторскими фирмами. Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.
- 6 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 1 )
2Глава 1. Банковская система как объект банковского надзора.
21. 1 Центральные и коммерческие банки 2(как обьект банковского надзора).
В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков - коммерческие и центральные. К группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие "коммерческие банки". Главным их отличием от центральных является права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа - универсальные и специальные банки. Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций : предоставление как краткосрочных , так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами , прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т. п. Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной. Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И наоборот, в странах с доминированием специальных банков особенно в последние годы все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах , так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных
- 7 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 1 )
банков, которые практически принадлежат крупным банком и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция , США , Италия и, с оговоркой Япония. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США - это банковские холдинги. Аналогичные примеры существуют и в других странах. Коммерческие банки, в целом, можно разделить, как показано на рисунке 1 (стр. 11). На ранней стадии развития стран банки второго типа назывались эмиссионными. Между тем функции эмиссионных банков к настоящему времени значительно расширились. В теории и практике стало употребляться понятие центральные банки. В условиях государственно-монополистического регулирования экономики центральные банки во всех развитых странах играют значительную роль , так как эти банки держат в руках ее важнейшие нити. Если к началу XX столетия эмиссионные банки были частными , то накануне второй мировой войны начался процесс их национализации. В 1938 г. государственным стал банк Канады, в 1939 г. -Немецкий Рейхсбанк, в 1942 г. - банк Японии, в 1946 г. - банк Англии и Франции. В Германии центральный банк как государственный был создан в 1957 г. Ранее в таком качестве выступал Банк немецких земель. В Австрии центральный банк с 1955 г. является акционерным обществом, 50% участия в нем имеет государство, а остальной капитал принадлежит частным и государственным учреждениям. Банк Швейцарии также акционерное общество , главным акционером которого являются власти кантонов, кантональные банки и другие государственные институты, а также свыше 5 тыс. частных акционеров. Членами американского центрального банка являются около 6000 различных банков. В Австрии, Швейцарии и США влияние государства на политику центрального банка регулируется законами. Из того факта, что во многих развитых странах центральные банки являются государственными, не следует, что государство может
- 8 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 1 )
безгранично влиять на их политику. Сила этого влияния в разных странах различна. Положение центральных банков в целом двояко. С одной стороны , в важнейших областях экономики и политики они "работают" вместе с правительством, с другой - в вопросах тактики и отдельных областях экономической политики между ними существуют подчас большие разногласия . Эти разногласия иногда носят принципиальный характер. Центральные банки независимо от того, государственные они или нет, как правило, юридически самостоятельны и не подчиняются государству. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства , монополий и профсоюзов. Так , ориентирующиеся на экспорт монополии выступают за снижение курса валюты их стран. Представители ссудного капитала заинтересованы в стабильности покупательной силы денег. Промышленные предприниматели поддерживают политику "дешевых денег", так как дешевые кредиты стимулируют и позволяют расширять их инвестиции. Профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую полную занятость. Государство стремится проводить политику, помогающую устранить дефицит платежного баланса . Все эти и другие противоречия в свою очередь отражаются на политике центральных банков. _Приоритет в политике отдается интересам той или другой _стороны в зависимости от конкретной расстановки сил. . Эта противоречивость целей экономической политики получила в литературе название"магического четырехугольника" , углами которого являются _экономический рост, полная занятость, стабильность стоимости денег и _сбалансированность платежного баланса. . Как показывают исследования, в современных условиях одновременное достижение этих целей невозможно.
21. 2 Статус центральных банков.
Центральные банки являются юридическими лицами имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило , в государственной собственности , центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством. Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в
- 9 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 1 )
правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом , регулирующим деятельность центрального банка , является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны. Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства , располагая некоторыми полномочиями в сфере регулирования кредитной системы. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания) Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США ) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка. Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей: центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики; центральный банк независим от правительства в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов. Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости. В законодательстве лишь 5 стран - США , Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии-предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
- 10 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 1 )
В Великобритании, Франции , Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило , консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах , в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год , а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.
- 12 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
2Глава 2. Организация банковского надзора (зарубежный опыт).
2Часть 1 Системы банковского надзора зарубежных стран.
Основными макроориентированными целями банковского надзора являются: зашита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества; поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения "системных рисков" (заключающихся в том , что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе); защита фонда страхования от потерь в тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков. В США , Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании , Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка. Органы денежно-кредитного регулирования и надзоные учреждения показаны в приложениии (табл. 1) . Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками , называемый дистанционным , или документарным , и инспектирование (инспекционные проверки на местах). В зависимости от особенностей отдельных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются. В ряде стран , например в Великобритании , акцент делается на документарный надзор ; в других , например в США , - на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа
- 13 " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР " ( Глава 2 )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|