бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Банковский надзор (международный опыт) - (диплом) бесплатно рефераты

p>В Италии в 80-е гг. после периода жестких лицензионных ограничений на учреждение новых банков процедура выдачи разрешений была несколько смягчена. В настоящее время получение лицензии на создание нового банка предполагает выполнение следующих условий: размер минимального первоначального капитала банка около 8 млн. долл. ;

    достаточный уровень компетентности администрации;

неукоснительное соблюдение определенных требований, касающихся деловой репутации аудиторов и учредителей. Учредители должны вместе с заявкой предоставить полное описание развития банка.

Определенные требования предъявляются и к акционерам банка: гарантированное устойчивое и продуманное управление банком; четкое разграничение между банковскими и небанковскими операциями во избежание использования средств банков их акционерами - нефинансовыми компаниями в ущерб интересам самого банка и его вкладчиков.

В соответствии с банковским законодательством Банк Италии должен выдавать разрешение на участие потенциальных акционеров в капитале банка , если их доля составляет не менее 5% его совокупного капитала, или для приобретения пакета акций , позволяющего управлять банком. Небанковским и нефинансовым учреждениям запрещено владеть более 15% капитала банка. Такая же норма определена и на участие банков в акционерном капитале нефинансовых компаний.

В настоящее время открытие новых банковских филиалов уже не требует обязательного предварительного разрешения Банка Италии. Однако органы надзора могут вводить ограничения на расширение филиальной сети банка , если оно не соответствует сложившейся в нем финансовой и управленческой ситуации.

К компетенции Банка Италии относятся также вопросы слияний банков , решаемые с учетом финансового состояния каждого банка , участвующего в таких процедурах , достаточности капиталов, перспектив получения доходов , возможностей эффективного управления, а также влияния слияний на конкуренцию в банковском секторе. Для увеличения банковского капитала за счет эмиссии обыкновенных акций также требуется специальное разрешение Банка Италии, обращающего особое внимание на наличие у банка возможности

    - 22
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

выплачивать дивиденды по новым акциям без снижения объема нераспределенной прибыли.

В течении длительного времени и до конца 70-х гг. в Великобритании применялась особая процедура при учреждении новых банков - регистрационная система. Для открытия банка не нужно было специального разрешения. Создание и деятельность банков регулировалось общим Законом о компаниях (1948г. )

С 1979 г. проведение отдельных видов банковских операций стало возможным только с разрешения Банка Англии. В настоящее время банкам лицензия не требуется, но они должны отвечать установленным Банком Англии критериям: размер уставного капитала не менее 5 млн. ф. ст. ; предоставление достаточного диапазона банковских услуг; наличие солидной репутации. Подобным критериям соответствуют крупные клиринговые банки, торговые банки и учетные дома, а также филиалы зарубежных банков.

Другие кредитные учреждения должны получить разрешение Банка Англии на ведение банковских операций. Лицензия выдается после тщательной проверки соблюдения ими требований , предъявляемых Банком Англии к размеру капитала (не менее 1 млн. ф. ст. ); степени ликвидности ; реалистичности бизнес-плана ; системы учета и контроля; достаточности резервов для покрытия возможных убытков; добросовестности руководства, соблюдению им принципов рациональности, расчетливости и бережливости.

     22. 2. 2 Проверка отчетности, предоставляемой банками.

Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности , предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило , ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и

    - 23
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты , по которым он делает заключения.

 2Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего  2от внутрибанковской системы управления, являются:

достаточность капитала(отношение собственных средств к ликвидным активам);

качество его активов с точки зрения риска ликвидности; доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

В 1974 г. в связи с растущей интернационализацией деятельности кредитно-финансовых учреждений, необходимости обеспечения стабиль ности всей мировой банковской системы, требующими координации дейс твий национальных надзорных органов, был создан  _Международный коми  _тет по банковскому надзору, часто именуемый Базельски  . по месту его базирования в Банке международных расчетов. В Комитет входят 9 евро пейских стран, а также США, Канада и Япония, представленные цент ральными банками и другими надзорными органами. Целью Комитета явля ются создание международной системы всеобъемлющего банковского над зора, а непосредственной задачей - развитие сотрудничества в разра ботке банковских нормативов и создание единых норм.

В 1988г. Комитет разработал первое международное соглашение по стандартам достаточности капитала для банков, которое было взято за основу многими странами.

Например - при определении достаточности капитала в его составе стали выделять капитал первого уровня, или основной, и капитал второго уровня, или дополнительный. Основной капитал включает полностью оплаченный акционерный капитал (обыкновенные акции) и публикуемые резервы - учредительскую прибыль от продажи акций по цене выше номинала; дополнительные средства, вносимые акционерами; нераспределенную прибыль предыдущих лет (после выплаты налогов и дивидендов акционерам).

    - 24
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )
    В состав дополнительного капитала входят:

а) отраженные в отчете о прибылях и убытках, но неопубликуемые резервы, размер которых утвержден органами банковского надзора; б) общие резервные отчисления на покрытие убытков будущих периодов; в) резервы на переоценку активов; г) долгосрочные (не менее чем на 5 лет) субординационные долговые обязательства банка. Субординационные долговые обязательства - эмитируемые банком субординационные ценные бумаги, являющиеся бессрочным долговым обязательством и одновремен но свидетельством участия в капитале, обращаются на рынка ценных бу маг, котируются на бирже в разряде обычных облигаций.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ качества активов, выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены в процессе инспектирования на месте. Однако представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

Поскольку уровень риска непосредственно зависит от степени концентрации ссуд, во многих странах введены ограничения на размер предоставляемых ссуд одному клиенту или группе связанных между собой заемщиков.

Так, в Италии банки и банковские группы имеют право предоставлять одному заемщику или группе связанных между собой заемщиков ссуду в размере не более 25% собственных средств банков. Совокупная величина крупных кредитов (каждый из которых составляет не менее 10% собственных средств банка или банковской группы) не может превышать размер собственных средств более чем на 800%. Помимо этого , установлено ограничение на выдачу ссуд связанными между собой лицами (основными держателями акций, располагающими более 15% акционерного капитала банка, и компаниям, в капитале которых участие банка превышает 20%) в пределах 20% собственных средств банков. Банки, входящие в состав банковской группы, не относящейся к категории связанных между собой юридических лиц.

От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поскольку сомнительные или безнадежные кредиты означают для него

    - 25
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд: при занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала. При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику соответствующего банка, методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

С целью уменьшения странового риска Банк Англии в 1987 году установил лимиты на предоставление ссуды заемщикам из разных стран с учетом их финансово-экономического положения, что дает банкам возможность довольно объективно оценивать достаточность резервов, создаваемых под сууды, по каждой стране.

Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью (или прибыльностью) банка. При анализе рентабельности банка органы надзора прежде всего проверяют достоверность документального оформления доходов, правильности формирования резервов на покрытие возможных убытков, начисления процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по источникам их происхождения и регулярности поступления. На базе отчетной документации доходность может быть определена как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.

Для расчетов по текущим обязательствам банки должны иметь наличность или другие ликвидные активы в достаточном объеме. Поэтому весьма важно, чтобы структура банковских депозитов была различной по срокам и размерам.

Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, отражающие требования по поддержанию банками определенного соотношения между ликвидными активами и величиной депозитов с разбивкой по их видам.

    Такими показателями могут быть соотношения между:
    представленными кредитами и депозитами;

ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в центральном банке или в других банках); стабильными депозитами (то есть теми, которые замещаются на прогнозируемый срок) и общей суммой депозитов .

    - 26
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

Анализ финансового состояния банка на базе изучения его периодической отчетной документации позволяет сделать вывод и о внутрибанковской системе управления и контроля, степени компетентности его руководящего звена.

На основе оценок различных аспектов деятельности банка делается общее заключение о его финансовом положении , формулируются рекомендации или решения о необходимости принятия соответствующих мер.

В США 3 органа, контролирующие банковскую деятельность , в течение долгого времени применяли собственные системы оценки финансового положения банков. С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL , составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

С - capital adeguacy (достаточности капитала). Система определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков, а соответственно - достаточности его величины;

A - asset guality ( качество активов ), определяет степень "возвратности активов" и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов;

 _M - management ( качество управления ) . Система оценивает ка чество банковского менеджмента на основе результатов работы , усто явшейся политики , глубины контроля , соблюдения законов и инструк ций. Это самый  _главный элемент международной системы оценки CAMEL . Поскольку этот вопрос в данной дипломной работе не может быть под робно рассмотрен, остановимся на его основных направлениях, применя емых в практике высокоразвитых стран.

Для того чтобы получать доход и проводить продуманную политику, необходимо, в первую очередь, определить "здоровье банка", а это можно сделать только путем правильно организованной системы управления. Управление в банковской деятельности включает следующие основные направления: планирование деятельности банка, управление кредитными рисками, финансовое управление, управление человеческими ресурсами, система контроля за исполнением управленческих решений. Качество менеджмента можно оценить только на основе оценки всей финансовой отчетности и определения результатов деятельности. E - earnings (доходность или прибыльность) , определяет достаточность доходов для будущего роста банка;

L - liguiditi (ликвидность). Система определяет , достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.

    - 27
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )

В соответствии с этой рейтинговой системой общая оценка состояния банка (от 1-прочное состояние - до 5-неудовлетворительное состояние ) является средней арифметической из баллов, определяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная - лишь после завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно отражает положение банка и предопределяет необходимость принятия надзорным органам надлежащих мер по отношению к данному банку. Систему CAMEL стали применять и надзорные органы других стран.

     22. 2. 3 Инспектирование (ревизия) на местах.

Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется значение 3-го этапа надзора за функционированием кредитных учреждений, инспектирования (ревизии) на местах. В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка.

При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например анализируется кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например сделки с иностранной валютой

    - 28
    " БАНКОВСКИЙ НАДЗОР "
    ( Глава 2 )
    или компьютерная обработка информации.

Частота проведения ревизий и их объем варьируются в зивисимости от степени доверия надзорных органов к кредитным учреждениям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия у них проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения.

В одних странах ревизии на местах проводятся редко и их объектом являются, как правило, нестабильные банки, в других проверкам придается большее значение.

Особенно четкая процедура инспектирования характерна для США. Федеральные и штатные органы банковского надзора - Служба контроле ра денежного обращения, ФРС, Федеральная корпорация страхования де позитов, отделы уполномоченных банков при правительстве штатов проводят независимо друг от друга всесторонние проверки подведомс твенных банков не реже 1 раз в 1-2 года. В результате  _на 1 коммер  _ческий банк в США из-за параллелизма в деятельности надзорных орга  _нов приходится 4-6 плановых полномасштабных ревизий в год . , каждая из которых может продолжаться от нескольких дней до нескольких не дель.

В Италии проверки на местах осуществляются каждые 4 года-5 лет в небольших и каждые 8-9 лет - в крупных банках. Как правило, инспекции длятся 4-6 месяцев и в них участвуют 5-6 инспекторов из Банка Италии. Инспекции планируются в начале года как региональными отделениями Банка Италии, так и Центральным инспекционным отделом. Более мелкие банки проверяются служащими отделений, осуществляющими и обычный документарный надзор за данными кредитными учреждениями. В ходе проверок им оказывает содействие группа старших инспекторов из центрального аппарата Банка Италии.

Как правило, инспекторы знакомятся с информацией о банке в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка - местные и зарубежные.

Инспекторы обязаны информировать Банк Италии о всех фактах противоправной даятальности, обнаруженных во время ревизий, соблюдать конфиденциальность полученной информации, отчитаться непосредственно перед управляющим Банком Италии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5