Реферат: Расул Гамзатов
хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в
моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во
всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир».
[43]
В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз Айтматов
силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет: «Практика
Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству сочетания
национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно
опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское
национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий,
общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой
литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы
современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность
Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят
они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского
писателя».[44]
Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли
живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы
связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о
завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти мысли
получают воплощение в конкретном поэтическом материале.
«Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность образов
и глубина обобщения - вот присущие ей качества».
Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной деятельности он не
обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого
эмоционального и художественного воздействия.
[45]
В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных стран
и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и вводит это
общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Ценность и
необходимость поставленных проблем, умения связывать национальные проблемы с
общечеловеческими, высокая художественность сделала поэзию Расула Гамзатова
понятной и близкой людам планеты, благодаря ей он приобрел миллионы друзей и
единомышленников среди людей доброй воли. Своим творчеством Расул Гамзатов
поднял дагестанскую литературу на небывалую высоту, придал ей новые качества,
сделал достоянием поэзии многие проблемы современности, одинаково важные и
близкие для его родного народа, родной страны. Он сумел перекинуть мосты
дружбы между народами, укрепить их взаимное доверие.
Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и
его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.
В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход
наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во-первых, в
использовании традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм
для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии.
Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики
прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития
художественных форм.
В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе того или
иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными
или формообразующими признаками, компонентами.
В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей
жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».
[46]
Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт народного
духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет, конечно, не о
степени таланта - среди предшественников предшественников Гамзатова были
великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны, сроившей коммунизм.
Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж, Дагестан победивших
творцов и строителей, Дагестан множеством путей связанный не только жизнью
соседей, но с современностью самых дальних стран и народов, частица могучей
державы, - в полный голос первый об этом сказал он. Новизна не принесла ему
потерь самобытности своего горского. Но и самобытность его - новое. Мелодия
Аварии в его стихах о Кубе, об Африке или Японии. Понятно, он - поэт
«общий» применяя определение С.Стальского, т. советский.
Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его таланта)
не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более
высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: «Страсть всякого
поэта ... насыщена духом эпохи ... ибо в поэтическом ощущении мира нет
разрыва между личным и общим ...». Личное (свое) и общее (общественное) в
каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться, не координироваться
между собой.
Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из исторической
жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Гамзатова не
подтверждает этого?
Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география
стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику,
который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем
«Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых,
а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат
замыслам поэта.
У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно
Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был
побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами.
Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в
мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность?
Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. Сулу
поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с народной
дагестанской традицией.
В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской поэзии
есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской поэзии,
рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает новые
магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Страны гор.
Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту
новаторскую роль дагестанского поэта:
«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно
значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое
слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском
крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового
человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все,
стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».
[47]
Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком
творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды
искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-художественной
традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса.
С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает
Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии
или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им
присущи в ранней, привычной, художественной практике».
[48]
В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко
бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие,
восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами.
Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. В
творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были заготовками
или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так определяет
творческую историю этих произведений.
«Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской
поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать
восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И
«заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное
воплощение в этом коротком жанре».
[49]
Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как синтез
многих традиционных явлений и новаторских поисков.
Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с
опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих
замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое
открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого
жанра.
«Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического творчества, а
оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного изображения и
выражение. [50] «Восьмистишие» и
«надписи» составлены из блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал
в народной речи. В них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт
многих поколений своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он
выступает как опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает
перед нами очищенным от всего косного или лишнего».
[51]
В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого
процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым.
Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь
в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому.
В результате такого движения происходило обновление жанров:
Напишите на своем кинжале
Имена детей, чтоб каждый раз
Вспыльчивые люди вспоминали
То, что забывается подчас.
На ружейном вырежьте прикладе
Лица матерей, чтобы каждый раз
С осужденьем иль мольбой во взгляде
Матери смотрели бы на вас.[52]
Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие
художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам
времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты.
Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и исходные
формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие жанры, как
эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Р.Гамзатова, являются
жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана.
Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены
индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими
представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического
мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем и подготовкой.
Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции
и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному
художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее
завоевания.
Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного
мышления народов Дагестана, является сонет.
Твои глаза.
Я видел разными твои глаза:
Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день
Когда они темны, как ночи тень
Когда они , как горные озера,
Из под бровей глядят прозрачным взором
Я видел их когда им что-то снится
Когда их прячут длинные ресницы,
Смягчающимися видел их, бывало,
Печальными глядящими устало ...
Склонившимися над моей строкой ...
Они забрали ясность и покой
Моих невозмутимых раньше глаз, -
А я чудак, пою их сотый раз.[53]
Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету.
На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка,
Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А.
Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие
признанные мастера художественного слова.
Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности
противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества
проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес
многомиллионных.
Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры
углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой
трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего
творческого пути.
Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят
вещи такими, какими они есть на самом деле.
Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и
мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности.
В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье , которого
человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание
счастья, его отношение к жизни вообще , представляется прямым продолжением и
дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии.
В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и
постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает
лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского.
«Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической
лирики . Она стала явлением мировой поэзии.
[54]
Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство
как явление общечеловеческое.
Хоть дом мой в стороне
Но все же сделай крюк
И загляни ко мне,
Мой незнакомый, друг.
Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В
Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино , переливаются
, словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в
них с благородной сдержанностью.
Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и
воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике
Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в
совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах,
воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт
воспевал любовь не употребляя самого этого слова».
[55]
Буду я ночью осеннею длинной
Молча хранит твой покой
Кленом, склоненным над спящей долиной,
Тихой скалой над рекой.
Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о
лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать
легковесное стихотворение за истинную поэзию.
Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в
литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета»
бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических
книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг
были одинаково безлики лишены сомнений , тревог, боли, в конечном счете -
плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, -
она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена
скорее всего бросается в глаза».[56]
Заключение
Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной работе
мы пришли к следующим выводам.
1. Исследование художественного опыта показывают, что в его поэзии
выработались все формы литературных связей. Даже последовательное осмысление
не всех высказываний Расула Гамзатова о великой русской литературе и его
замечательных мастеров прошлого и настоящего, чья личность особенно ему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|