бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Расул Гамзатов бесплатно рефераты

хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в

моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во

всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир».

[43]

В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз Айтматов

силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет: «Практика

Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству сочетания

национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно

опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское

национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий,

общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой

литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы

современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность

Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят

они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского

писателя».[44]

Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли

живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы

связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о

завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти мысли

получают воплощение в конкретном поэтическом материале.

«Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность образов

и глубина обобщения - вот присущие ей качества».

Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной деятельности он не

обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого

эмоционального и художественного воздействия.

[45]

В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных стран

и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и вводит это

общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Ценность и

необходимость поставленных проблем, умения связывать национальные проблемы с

общечеловеческими, высокая художественность сделала поэзию Расула Гамзатова

понятной и близкой людам планеты, благодаря ей он приобрел миллионы друзей и

единомышленников среди людей доброй воли. Своим творчеством Расул Гамзатов

поднял дагестанскую литературу на небывалую высоту, придал ей новые качества,

сделал достоянием поэзии многие проблемы современности, одинаково важные и

близкие для его родного народа, родной страны. Он сумел перекинуть мосты

дружбы между народами, укрепить их взаимное доверие.

Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и

его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.

В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход

наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во-первых, в

использовании традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм

для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии.

Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики

прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития

художественных форм.

В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе того или

иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными

или формообразующими признаками, компонентами.

В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей

жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».

[46]

Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт народного

духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет, конечно, не о

степени таланта - среди предшественников предшественников Гамзатова были

великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны, сроившей коммунизм.

Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж, Дагестан победивших

творцов и строителей, Дагестан множеством путей связанный не только жизнью

соседей, но с современностью самых дальних стран и народов, частица могучей

державы, - в полный голос первый об этом сказал он. Новизна не принесла ему

потерь самобытности своего горского. Но и самобытность его - новое. Мелодия

Аварии в его стихах о Кубе, об Африке или Японии. Понятно, он - поэт

«общий» применяя определение С.Стальского, т. советский.

Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его таланта)

не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более

высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: «Страсть всякого

поэта ... насыщена духом эпохи ... ибо в поэтическом ощущении мира нет

разрыва между личным и общим ...». Личное (свое) и общее (общественное) в

каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться, не координироваться

между собой.

Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из исторической

жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Гамзатова не

подтверждает этого?

Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география

стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику,

который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем

«Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых,

а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат

замыслам поэта.

У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно

Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был

побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами.

Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в

мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность?

Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. Сулу

поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с народной

дагестанской традицией.

В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской поэзии

есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской поэзии,

рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает новые

магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Страны гор.

Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту

новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно

значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое

слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском

крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового

человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все,

стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».

[47]

Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком

творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды

искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-художественной

традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса.

С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает

Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии

или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им

присущи в ранней, привычной, художественной практике».

[48]

В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко

бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие,

восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами.

Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. В

творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были заготовками

или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так определяет

творческую историю этих произведений.

«Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской

поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать

восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И

«заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное

воплощение в этом коротком жанре».

[49]

Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как синтез

многих традиционных явлений и новаторских поисков.

Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с

опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих

замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое

открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого

жанра.

«Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического творчества, а

оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного изображения и

выражение. [50] «Восьмистишие» и

«надписи» составлены из блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал

в народной речи. В них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт

многих поколений своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он

выступает как опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает

перед нами очищенным от всего косного или лишнего».

[51]

В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого

процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым.

Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь

в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому.

В результате такого движения происходило обновление жанров:

Напишите на своем кинжале

Имена детей, чтоб каждый раз

Вспыльчивые люди вспоминали

То, что забывается подчас.

На ружейном вырежьте прикладе

Лица матерей, чтобы каждый раз

С осужденьем иль мольбой во взгляде

Матери смотрели бы на вас.[52]

Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие

художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам

времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты.

Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и исходные

формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие жанры, как

эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Р.Гамзатова, являются

жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана.

Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены

индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими

представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического

мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем и подготовкой.

Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции

и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному

художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее

завоевания.

Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного

мышления народов Дагестана, является сонет.

Твои глаза.

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,

Когда они светлы, как летний день

Когда они темны, как ночи тень

Когда они , как горные озера,

Из под бровей глядят прозрачным взором

Я видел их когда им что-то снится

Когда их прячут длинные ресницы,

Смягчающимися видел их, бывало,

Печальными глядящими устало ...

Склонившимися над моей строкой ...

Они забрали ясность и покой

Моих невозмутимых раньше глаз, -

А я чудак, пою их сотый раз.[53]

Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету.

На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка,

Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А.

Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие

признанные мастера художественного слова.

Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности

противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества

проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес

многомиллионных.

Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры

углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой

трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего

творческого пути.

Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят

вещи такими, какими они есть на самом деле.

Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и

мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности.

В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье , которого

человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание

счастья, его отношение к жизни вообще , представляется прямым продолжением и

дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии.

В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и

постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает

лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского.

«Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической

лирики . Она стала явлением мировой поэзии.

[54]

Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство

как явление общечеловеческое.

Хоть дом мой в стороне

Но все же сделай крюк

И загляни ко мне,

Мой незнакомый, друг.

Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В

Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино , переливаются

, словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в

них с благородной сдержанностью.

Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и

воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике

Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в

совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах,

воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт

воспевал любовь не употребляя самого этого слова».

[55]

Буду я ночью осеннею длинной

Молча хранит твой покой

Кленом, склоненным над спящей долиной,

Тихой скалой над рекой.

Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о

лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать

легковесное стихотворение за истинную поэзию.

Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в

литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета»

бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических

книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг

были одинаково безлики лишены сомнений , тревог, боли, в конечном счете -

плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, -

она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена

скорее всего бросается в глаза».[56]

Заключение

Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной работе

мы пришли к следующим выводам.

1. Исследование художественного опыта показывают, что в его поэзии

выработались все формы литературных связей. Даже последовательное осмысление

не всех высказываний Расула Гамзатова о великой русской литературе и его

замечательных мастеров прошлого и настоящего, чья личность особенно ему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5