бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Расул Гамзатов бесплатно рефераты

Реферат: Расул Гамзатов

ПЛАН

I. Введение

3

II. Основная часть

Глава I. Пушкинские традиции в творчестве Расула

Гамзатова.

7

Глава II. Развитие традиций дагестанских классиков в

творчестве Расула Гамзатова. 21

Глава III. Новаторство творчества Расула Гамзатова. 31

III. Заключение.

43

IV. Библиография

47

Введение.

Высокое уважение к искусству почитании художественного таланта является одной

из добрых культурно-нравственных традиций народов Дагестана.

Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные

поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана.

Родниками его поэтического слова были Чанка и Махмуд, Батырай и Етим Эмин,

Йири Казак, Гамзат Цадаса.

Расул Гамзатов вдохновлял и вдохновляет его величество народ. Он больше

глубже и полнее всех других достиг в своем творчестве народного поэта.

Сегодня Расул Гамзатов - один из самых выдающихся поэтов XX века. Он

продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты.

«Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и

колоритом, большие мысли и раздумья о людской житие-бытие, о судьбах

человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением

общечеловеческим, явлением мировым».[1]

Расул Гамзатов - один из лучших переводчиков и комментаторов Пушкина, и сам

он - поэт пушкинского склада. Расул Гамзатов воспел родной очаг, родные горы,

добрососедство, любовь и дружбу людей. Своими чудесными стихами заставил

земляков петь песни о любви и молодежи, о родине и мужестве.

«Открытие Дагестана - вот как бы я назвал, вот что такое прежде для меня

творчество Расула Гамзатова», - писал Мраклий Абашидзе.

[2]

Именно Расулу Гамзатову, большому советскому поэту, истинному сыну своей

эпохи и своего народа суждено было выполнить благородную миссию - совершить

поэтическое открытие Дагестана.

Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по

своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев -

прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для

себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

О Расуле Гамзатове написано много книг. О нем и его творчестве пишут и

русские и дагестанские критики, дают прекрасную оценку его стихам.

Расул Гамзатов и мой любимый поэт и мне тоже захотелось написать хоть что-

нибудь о своем любимом поэте, о его творчестве, дать оценку, выразить свои

мысли. Вот почему я брала эту тему.

По этой теме есть много исследований. Расулу Гамзатову посвящены множество

книг, монографий, статей.

Первая небольшая книга о поэте - книга известного литературоведа и критика

Владимира Огнева «Путешествие в поэзию» и «Расул Гамзатов». Итогом большой

исследовательской работы явилась книга Л.Б.Антапольского «У очага поэзии».

Перу известного дагестанского критика Камиль Султанова принадлежит ряд статей

общего и конкретного характера о творчестве Расула Гамзатова. Он также

написал книгу «Расул Гамзатов». Большим признанием для творческого

вдохновения поэта были статьи о нем признанных мастеров поэтического слова:

Я.Смелякова, А.Фадеева, М.Светлова, И.Тихонова, К.Чуковского, С.Маршака.

Литературоведческие и критические материалы о творчестве Расула Гамзатова

делаются в книгах «Слово о Расуле Гамзатове», «Мастерство Расула Гамзатова»,

«Расул Гамзатов - поэт и гражданин».

Известный дагестанский критик-исследователь творчества Расула Гамзатова

С.Хайбуллаев посвятил ему ряд литературно-критических статей и книг. В

исследовании «Наследия и открытия»[3]

делается попытка раскрыть разнообразный и масштабный мир Расула Гамзатова. Автор

книги сконцентрирует внимание читателя на двух проблемах: творческое освоение

поэтом традиций национальной художественной культуры его новаторский вклад в

дагестанскую литературу, позволивший ей стать явлением общесоюзного и мирового

значений.

Большое внимание творчеству Р.Гамзатову уделяет Ч.С.Юсупова. Вышли ряд статей

и книги «Дагестанская поэма», «Становление и развитие жанра», «О современной

аварской лирике».

Исследователь Мусаханова обращает внимание читателям на продолжение или

развитие пушкинских поэзий в творчестве Расула Гамзатова.

Мастер художественного слова Гамзатов не ограничивается вынесением на суд

читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в

литературно-критических статьях, публицистических выступлениях, высказываниях,

заметках поэт стремиться широко раскрыть суть литературного творчества,

показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое назначение и

призвание художественного слова. Эту задачу успешно выполняет книга «Верность

таланту», где собраны наиболее значительные литературоведческие и критические

статьи поэта.[4]

Наша научная работа, посвященная Р.Гамзатову, состоит из введения, трех глав,

заключения и библиографии.

Во введении говорится об Р.Гамзатове, вообще, о его роли и значении для нашей

литературы, о месте поэта в истории нашей культуры.

В главе I «Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова» рассматриваются

традиции, получившие развитие в произведениях Р.Гамзатова проводятся

параллели между творчеством Р.Г.Гамзатова и А.С.Пушкина.

В главе II «Развитие традиций дагестанских классиков в творчестве Расула

Гамзатова» исследуются проблемы, задачи, которые развивают в своем творчестве

Р.Г.Гамзатов, продолжая традиции предшествующих поэтов и писателей Дагестана,

на основе поэмы «Берегите матерей» и «Две шали».

В главе III «Новаторство Расула Гамзатова» мы обращаем внимание на

самобытность Расула Гамзатова на его непохожесть на других и т.д.

В заключении даются выводы, к которым мы пришли в результате исследования и

даем оценку на творчество Расула Гамзатова, определяем значение, актуальность

его творчества.

Библиография включает наименование использованной критической литературы.

Глава I. Пушкинские традиции в творчестве

Расула Гамзатова.

Во время обучения в Литературном институте Расул Гамзатов изучал творчество

русских классиков, особенно А.С.Пушкина. Любовь к творчеству Пушкина,

увлечение его бессмертными произведениями натолкнули Расула Гамзатова на

мысль о переводе его стихов и поэм на аварский язык. Он переводил отрывки из

«Евгения Онегина», «Бориса Годунова», «Полтавы» и других произведений

Пушкина.

В результате такого увлечения творчеством величайшего русского поэта были

переведены Р.Гамзатовым на аварский язык «Братья -разбойники», «Цыгане»,

«Медный всадник». Это было хорошей школой для Р.Гамзатова в начале

творческого пути под влиянием Пушкина. Школа Пушкина помогла молодому поэту

ценить краткость, лаконичность, мудрую простоту, чистоту и глубину чувств:

ненавидеть всякую литературу, манерность.

Как бы не менялись литературные вкусы Гамзатова, любовь к пушкинской поэзии

оставалась неизменной. М первых шагов Расула Гамзатова в литературе Пушкин

был и остался его постоянным спутником, учителем и наставником.

Возможно это объясняется и тем, что в доли отца Расула Гамзатова Гамзата

Цадасы издавна существовал культ Пушкина: основоположник новой аварской

литературы с большой любовью и мастерством переводил на родной язык. Свое

отношение к Пушкину он выразил в стихах, посвященных его памяти:

Я слово правды не нарушу

Когда скажу тебе, поэт:

Как в очи входит солнца свет

Твой чистый голос входит в душу.

Как мне отрадно, что аварец

Твоим пленяется стихам

Джигит находит мудрость в нем

И юность обретает старец. [5]

Гамзату Цадасе было вдвойне отрадно, когда он видел, что его родной сын

увлекался пушкинскими стихами.

Неизменная любовь к Пушкину, серьезная работа над переводами его

произведений, по всей вероятности, предостерегли молодого Р.Гамзатова от

увлечения всевозможными модными течениями в поэзии, что нередко случается с

начинающими поэтами.

Не каждому дано с первых шагов своего творческого пути найти верного учителя

и наставника - для этого тоже нужны чутье и талант. Владея и тем , и другим

Р.Гамзатов еще в студенческие годы нашел достойного учителя в лице Пушкина и

с большой пользой брал у него уроки поэтического мастерства и мудрости.

Этим Р.Гамзатов был обязан своим товарищам и учителям по Литературному

институту. Время, проведенное Р.Гамзатовым в Литературном институте, - это

своеобразные «лицейские года» поэта. Именно тогда он познал значение и силу

русской литературы, благодаря которой перед ним открылся до того неведомый

большой мир.

Много лет спустя в статье «Навстречу современности» Расул Гамзатов писал:

«Русская литература помогла нам писать лучше, сильнее, писать точнее,

конкретнее, выразительнее излагать мысли и чувства глубже. Она познакомила нас

с замечательными образцами неизвестных нам жанров. Горская поэзия приобрела

новые черты: ее музыкальность обогатилась словесной живописью, умением

создавать выразительные реалистические картины. В русской литературе горцы

видели не только русского человека, русский характер, но видели самих себя,

свою судьбу, свои мысли, думы и чаяния. В русской литературе наш народ нашел

правду о себе».[6]

Изучение опыта русской и мировой литературы и собственные творческие поиски

Р.Гамзатова шли рядом. В истории развития русско-дагестанских литературных

связей образ великого русского поэта Пушкина, творчество Пушкина занимают

особое место. Роль великого творческого опыта Пушкина в дагестанской

литературе, как и вообще традиций русской классической литературы,

воспринимаемой во всем мире высокой школой мастерства, имеет огромное значение.

Но этот аспект изучен очень слабо.[7]

Мы в своей научной работе попытаемся исследовать эту проблему, а именно

проследить развитие, продолжение пушкинских традиций в творчестве

Р.Гамзатова.

С самого начала обращения деятелей дагестанской литературы к творческому

опыту Пушкина, наметившего в конце XIX начала XX века, особенно усилившееся

в предреволюционные годы в творчестве поэтов-революционеров С.Габиевой,

Г.Саидова, З.Батырмурзаева и других передовых писателей, помогло осознанию

собственных путей в искусстве, придавало новое свечение зревшим в

дагестанской дореволюционной литературе традициям освобождения, гражданского

служения народу, способствовало усилению реалистических особенностей.

«А в годы революции образ Пушкина воспринимался передовой общественностью

Дагестана как образ народного героя, борца со злом, о чем свидетельствует яркая

статья поэта-просветителя, первого прозаика Дагестана, погибшего в период

гражданской войны, Нухуя Батырмурзаева «Несколько слов литераторам»,

опубликованная в декабре 1917 года в первом демократическом журнале Дагестана.

«Тане Чолпан» («Утренняя звезда») №8. Знамена только, что в статье Пушкин

представлен в созвездии великих представителей русской литературы -Лермонтова,

Некрасова, Толстого и Горького, которых, как и Пушкина, Батырмурзаев считал

подлинными героями, не боявшимися говорить правду о положении угнетенных и

обездоленных народных масс. Автор статьи призывал своих

современников-литераторов следовать их примеру».

[8]

Эта возвышенная традиция осмысления пушкинского идейно-художественного

наследия продолжает развиваться и обогащаться в дагестанской литературе.

Особенно широко она отозвалась в переводах произведений великого поэта на

языки народов Дагестана, в произведениях дагестанских поэтов, посвященных

Пушкину, и, конечно, в творческой учебе у Пушкина.

На современном этапе нет ни одного поэта, ни писателя, кто бы не испытывал

облагораживающего воздействия пушкинской лиры. Показательно в этом отношении

творчество Р.Гамзатова.

О его творческих связях с традициями Пушкина , как и вообще в русской

литературой, еще не стал предметом специального изучения, хотя в имеющейся

научной литературе постоянно акцентируется внимание на этой теме. Расул

Гамзатов постоянно говорит о своих творческих связях с русской литературой, о

своих учителях - русских классиков и мастерах советской поэзии, среди которых

он отличает великого Пушкина. Образ великого поэта часто вырисовывался в его

произведениях. Это можно объяснить трудностью и сложностью самой проблемы

литературных взаимодействий, особенно на современном этапе, когда они

характеризуются высоким творческим уровнем и «адрес» воздействия не всегда

удается обнаружить, тем более у такого поэта, как Р.Гамзатов, творческие

связи которого с русской литературой предстают не повторением образцов, а

новыми идейно-художественными открытиями, продолжавшими новые тропы не только

в дагестанской, но и всей советской литературе, являясь поэтом, имеющий свое

лицо, свое национальное своеобразие. Р.Гамзатов не боится говорить о своих

учителях, среди которых он наиболее часто приводит дорогие для него имена от

Пушкина до Маршака, чьи творческие судьбы служат для него примером жизненного

и поэтического кредо. У них, как у своих выдающихся предшественников в

дагестанской литературе - от Махмуда до Г.Цадасы, С.Стальского и Э.Капиева,

учился он художественному постижению глубины мысли, красоте, четкости и

выразительности образных средств и силе гражданского звучания поэтического

слова, реализму.

Интересны в этом отношении его «Слово к читателю», предпосланное трехтомному

«Собранию сочинений» (1968), в котором он с любовью называет дорогие для себя

имена и диалог с Вл.Коркиным, опубликованный в журнале «Литературное обозрение»

[9], где он говорит о реализме Пушкина. Общественны также слова Р.Гамзатова

о том, что русская литература помогла многим представителям наших национальных

литератур «писать лучше, сильнее и глубже излагать свои мысли и чувства», и что

она «познакомила их с новыми жанрами», связанные им при осмыслении общих

закономерностей развития северокавказских литератур на региональном совещании

писателей Северного Кавказа в г.Нальчик в 1959 году.

[10] Но более полно его мысли о Пушкине, о характере его творчества выражены

в статье «Стоял он дум высоких полн», опубликованной к 150-ти летию со дня

гибели поэта.

Подчеркивая во всех своих выступлениях вопрос о значении опыта русской

литературы для творческих взлетов наших национальных художников-поэт, неизменно

утверждает главную свою мысль: «Плох мастер, который перестает быть учеником,

тем самым пояснил высокий, нравственный и эстетический смысл, который он

вкладывает в понятия ученичество, так как он хорошо понимает, что традиции -

застившие законы, а живой развивающийся процесс и какими бы великими не были

учителя, главным Учителем подлинного поэта всегда является Жизнь, связь со

своим народом и временем, которые подсказывают ему темы и образы, вбирающие

живые впечатления реального мира».

[11]

В его высказываниях о русских писателях не только глубоко осознанная

внутренняя потребность выразить свои духовные связи с высоким миром

гражданственности, правды, добра и справедливости, гуманизма и красоты,

характеризующих русскую литературу, но выражается и мироощущение поэта,

чувствующим себя законным наследником и продолжателем передовых традиций

русской литературы, что выработано в нем Великим октябрем, всем советским

образам жизни и предшествующими традициями дагестанской литературы.

Эстетические позиции Р.Гамзатова гармоничны с его художественной практикой,

являющийся образцом плодотворного обращения национального писателя к опыту

русской литературы. При этом важно отметить органичность осмысления поэтом

творческого опыта русской литературы с собственными традициями. Все его

высказывания от общественных строк более раннего периода :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5