Реферат: Расул Гамзатов
С милым томиком Пушкина
Встретил я юность
Н столе моем рядышком
Блок и Махмуд [12]
До развернутых в последующем обобщений о двух матерях - родной и русской
литературах, взрастивших его как поэта советской эпохи, раскрывают сущность
его поэтических истоков иллюстрируют эту взаимосвязь. Своеобразно этот
процесс сказался в одном из лучших стихотворений Р.Гамзатова зрелого периода
«Покуда вертится земля», где можно увидеть перекличку с пушкинской
«Вакхической песнью» в упоении жизнью, в утверждении ее вечных и высоких
начал:
Что смолкнул веселья глас ?
Раздайтесь вакхольны припевы !
Да здравствуют . . .
Полнее стакана наливайте !
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте !
Подымем стаканы, содвинем их разом !
Да здравствует музы, да здравствует разум !
Ты солнце светлое гори !
Как это лампада бледней
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцай и тлей
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма ! [13]
В произведении Р.Гамзатова дается широкое смысловое наполнение мотива
Вакхического застолья пушкинского стихотворения постижением «сути жизни» ее
философской мудрости. Стихотворения Р.Гамзатова, как и у Пушкина, начинаются
с воспевания радости бытия, полноты жизни:
Я солнце пил, как люди воду
Ступал по нагорным лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вслед.
Я жадно воздух пил сладчайший
Настоянный на облаках.
Земной красой я упивался
Благословлял ее удел
Не раз влюбился, убивался
И песни, как песни пел [14]
Это своеобразное начало создает особый настрой нравственной чистоты и света,
сближающий настроем пушкинского стихотворения и служащий психологической
конкретизации жизненного кредо лирического героя:
Людской души сложна природа, -
Я пил с друзьями заодно
В час радости - бузу из меда,
В час горя - горькое вино
И если сердцем пил,
то не пил
Забавы ради и утех
Я Хиросиму видел пепел
Я фестивалей слышал смех. [15]
Впечатление внешнего мира постепенно расширяются и приводят автора к глубокому
психологическому изображению общечеловеческих черт современного горца,
раскрытию его морального облика, вбирающего в себя беды и тревоги человечества,
напряженно думающего над смыслом жизни. И замечательные строки стихотворения,
являющиеся, как у Пушкина, итогом рассказанного несут по-пушкински светлую
мысль о торжестве жизни, о торжестве ее вечных начал:
[16]
Люблю, и радуюсь, и стражду.
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна.
Пускай покину мир однажды
Я жажду в нем не утолял.
Но людям жаждать этой жажды
Покуда вертится земля.
Как пишет Г.Б.Мусаханова в статье «Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова»
«...пушкинская традиция получает созвучие в гамзатовской восприятии философии
бессмертия жизни, пронизанном моралью личности современника».
[17]
Вспомним концовку пушкинского стихотворения:
Да здравствует музы, да здравствует разум !
Да здравствует солнце, да скроется тьма !
годами мы знаем это юношеское светлое восприятие жизни, ее вечных
животворящих начал получает полноту и глубину звучания в творчестве Пушкина.
И несмотря на драматизм обстоятельств его жизни, потерю и гибель друзей-
единомышленников, несмотря на все конфликты и катаклизм действительности,
отражавшиеся в его творчестве с глубокой остротой. Он сохранил солнечное
восприятие великой ценности жизни. Не случайно передовая русская критика
характеризовало его «солнечным гением», глубоко гармоничным талантом.
В этом пушкинском ключе восприятия жизни созданы многие произведения Р.Гамзатова
зрелого периода, повествующие о быстротечности жизни к смерти, характеризующими
глубоким психологическим раскрытием «диалектики» души человека. Осмысливая
характер реализма Пушкина, историзм его художественного мышления, Р.Гамзатов в
диалоге с критиком Вл.Коркиным говорит: «Реалист, какую бы трагедию или драму
ни переживал, знает что жизнь прекрасна и вечна ... Пушкинский реализм
утверждает единство бытия в перспективе истории, открывает закон гармонии
реального мира, диалектику души».[18]
Отличительная черта восприятия Р.Гамзатовым пушкинских традиций заключается
не во внешне ощутимых «точках» соприкосновения с его наследием, а в
многообразном творческом постижении жизни «секретов» мастерства, в усвоении
его принципов правдивого изображения человека и его связей с обществом, в
историзме постижения ведущих тенденций времени, в отношении к родному
фольклору, в поисках собственных путей в искусстве. И В этом качестве связи
творчества Р.Гамзатова с Пушкиным характеризуют новый уровень контактов и
сближения дагестанской литературы с русской литературой. Одним из основных
сближающих творческих начал обоих поэтом, является «всеотзывчивость» их
поэзии.
«Ф.М.Достоевский выделил как одну из важнейших особенностей творчества Пушкина
«всеотозванность его лиры», широту и глубину отклика на ведущие проблемы
времени, а В.Г.Белинский в «Евгении Онегине» увидел «энциклопедию русской
жизни» 20-х годов прошлого века».[19]
Но творчество Пушкина не было обращено только к русской действительности его
времени, поэта взволновали прошлое и будущее России, в его поэзию как говорит
Г.Ф.Юсуфов «врывались гул и раскаты европейских революций и освободительных
движений конца XVII начала XIX века.
[20]
Запад и Восток панорама жизни народов России обретали под его пером
непреходящую художественную ценность, расширявшую идейные и тематические
горизонты русской литературы.
«Всеотзывчивость», широта осмысления истории и современности Запада и Востока
отличают и поэзию Р.Гамзатова, значительно обогатившую тематические,
национальные и интернациональные масштабы литературы Советского Дагестана.
В широте охвата проблем современности опыт Пушкина определенным образом
служил ему примером. При этом выступают и типологические сближения, поднявшие
мир поэзии Р.Гамзатова с Пушкиным в поисках высокой духовности, в проблемах
нравственности и гуманизма, в художественных принципах соотношения личности и
общества, открытости чувств человека.
Особенно дорого Р.Гамзатову Пушкин патриотическими и интернациональными
чертами своей поэзии, о чем он с большой теплотой и восхищением говорит о
статье «Стоял он дум великий полн».
В конце XX века в поэзии Р.Гамзатова появляются образцы его любимых поэтов
Пушкина и Лермонтова - выступают как символы совести и чести, высочайшей
вершины человеческого духа. Это не только благ овеянная дань памяти великим
русским поэтам, что было характерно для многих произведений дагестанской
поэзии 30-х годов и последующих лет посвященных великим русским классикам. В
его произведениях нет их жизнеописания, но в них присутствует высокий дух
русских классиков, обогащающий раскрытию сложности духовного мира
современника, доискивающего до сути сложных вопросов бытия и способствующий
раскрытию новых граней исповедального характера поэзии Р.Гамзатова. Так, в
произведениях «Пришла пора» «задуть огни селениям», «Граница жизнь и смерть
Пушкина» Лермонтова становится темой философского нравственного осмысления
границы между подлостью и величием духа, идейным существованием и
бессмертием.
Вместе с тем у Р.Гамзатова образы русских поэтов при всем почитании их не
хрестоматийны. Среди подобных произведений Р.Гамзатова, посвященных Пушкину,
выделяются одно небольшое стихотворение, в котором образ русского поэта
помогает осмыслению непростых в прошлом взаимоотношений народов Дагестана и
царской России. Это восьмистишие с эпиграфом одно строкой из пушкинского
«Кавказского пленника»: «Смирись, Кавказ, идет Ермолов !». И затем все
стихотворение представляет собой переосмысление этого эпиграфа:
Нет не смирились и не гнули спины
И в те годы, и через сотни лет
Ни горские сыны, ни их вершины
При виде генеральских ополет
Ни хитроумные бранное ни сила
Здесь ни причем. Я утверждать берусь:
Не Русь Ермолова нас покорила
Кавказ пленила пушкинская Русь.[21]
Как мы видим, заявлена очень серьезная тема и несмотря на лаконизм
художественного решения ее, автору удалось передать сложные взаимоотношения
Дагестана и России периода Кавказской войны и раскрыть смысл новых
взаимоотношений, рожденный дружбой народов, показать новое мироощущение
горца, чувствующего себя законным наследником передовой России - «пушкинской
Руси», ищущего в истории сближение наших народов духовные начала.
Замечательные строки четко отделял Пушкина сочувствующего горца, от
официальной царской России, являются новаторским художественным решением темы
«Пушкин и Кавказ». Это своеобразный поэтический памятник великому русскому
поэту. И в то же время стихотворение становится новым открытием национальных
и интернациональных черт характера современного горца, его гражданских
позиций. Образ Пушкина, его личность позволяет поэту высветить сложность и
многомерность жизни, ценность духовных и нравственных поисков современника.
Обращение к опыту и образ гения русской литературы обогащают художественное
видение истории дагестанским поэтам и приближает Пушкина к нашей
современности.
Вместе с тем, творческое усвоение его опыта способствовало раскрытию новых
граней исповедальной направленности поэзии Р.Гамзатова, наполнению ее
философской глубиной. При этом еще ярче выразилась национальная
художественность его творчества, свидетельствуя о высоком уровне литературных
связей на современном этапе, когда контакты, способствуя новым художественным
открытиям, углубляют черты самобытности его поэзии, представляющий собой
целый образный мир идей и поэтические открытия.
Для понимания творческого характера связей поэзии Р.Гамзатова с пушкинскими
традициями значительный интерес представляет утверждение тонера сонеты в его
поэзии, который во многом развивается в русле пушкинских традиций.
В своих художественных поисках создания этого жанра Р.Гамзатов опирался на
традиции всей мировой поэзии, но в его творчестве отозвались традиции
шекспирского и пушкинского сонета. Для Р.Гамзатова Пушкин и Шекспир -
величайшие вершины поэзии, художники, которые по его мнению, «с равной силой
владели двумя струнами человеческой природы - чувством и мыслью»
[22] и гениально их выразили в органическом сплаве. И в то же время и
горские сонеты Р.Гамзатова стали новым словом, открыли перед литературами
родного края, своего Северного Кавказа новые художественные возможности,
приобщив к общеевропейской культуре сонета.
Но главное, что особенно важно подчеркнуть, обращение к жанру сонета - этой
сложной форме лирики- соответствует художественной природе дагестанского
поэта и не воспринимаются инородным в его поэзии. Он воспринял опыт русской
поэзии и интернациональный опыт сонеты, исходя из возможностей национальной
традиции родной культуры и своей художественной практики.
Еще до обращения к жанру сонеты, доля которого считается основным
изображением любви борьба страстей, нравственных конфликтов, Р.Гамзатов
проявил себя общепризнанным мастером любовной лирики, и в своих сонетах он
органически слил многовековые традиции восточной любовной лирики с
европейскими традициями сонеты, опоэтизировав и возвеличив Женщину, святость
чувств.
Так же соответствует сложившимся принципом его поэзии, особенно его миниатюра
и восьмистиший, характерная для сонеты краткость, метафоричность и
офоричность повествования с акцентом на глубину подтекста, обретающую
философскую значимость, с завершающими строками, являющимися смысловым,
ключом произведения.
В многовековое искусство сонета Р.Гамзатов внес живую струю национальной горской
поэзии. Поэт преодолел специфический барьер формальных требований сонетной
системы, с ее сложной рифмовой и компоновкой за счет многообразия естественных
средств аварского стиха, несмотря на отсутствие конечной рифмы, о чем сам поэт
сказал потом: «Брак аварского стиха с европейским сонетом - это брак по любви,
и в нем не было никакого насилия. Здесь я на своем коне и у своей калитки».
[23]
Все эти факты говорят о том, что традиции Пушкина, его реализма, историзма
глубокого постижения жизни и характера человека плодотворно развиваются в
дагестанской литературе дают новые импульсы, помогающей духовному и
поэтическому росту нашей литературы. Эти некоторые наблюдения, естественно,
не претендуют на полноту освещения взаимосвязи поэзии Р.Гамзатова с
творческим опытом Пушкина.
Глава II. Развитие традиций дагестанских классиков в
творчестве Расула Гамзатова.
Как пишет исследователь Хайбуллаев: исследования последовательного
исторического пути зарождения, становления, формирования аварской литературы,
как эстетической системы позволяет утверждать, что творчество Расула Гамзатова,
будучи новой , более высокой ступенью развития, в то же время является
естественным и закономерным продолжением традиций национальной художественной
культуры.[24]
Знаток и ценитель поэзии Н.С.Тихонов отметил связь творчества Р.Гамзатова с
тенденциями развития и опытом предшествующей литературы и его новаторский
характер. В открытом письме в честь присуждения в 1963 году Расулу Гамзатову
Ленинской премии за сборник «Высокие звезды» Н.С.Тихонов также писал: «Старый
друг, дорогой Расул ! Нелегко быть выдающимся поэтом в стране, где издавна
известна и любима высокая поэзия. Нелегко продолжать поэтическое дело в
Дагестане, в Аварии, где были также могучие поэты, как Чанка, Махмуд из
Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса, их хранить бережно народная память, но тебе это
сделать, потому что гордый родных гор, родного народа дал тебе силу и слово для
поэтического подвига. И тем заслужил ты любовь большого читателя».
[25]
Творческие связи поэта с традициями национальной культуры сложны и
многогранны. Приближаясь к творчеству Расула Гамзатова, с его статьями по
истории и теории литературы народов Дагестана, можно понять то, что он освоил
достижения художественной мысли мира и Дагестана, в эстетическом, идейном и
художественном плане.
Национальная культура дала ему энергию и силу для дальнейшего творческого
взлета.
Опыт развития аварской литературы подтверждает правильность вывода о том, что
«массовое литературное движение всегда является необходимой исторической
предпосылкой гениальных писателей».
[26]
Литература Дагестана второй половины XIX века выдвинула Махмуда из Кахаб-
Росо, в которой были сконцентрированы творческая мощь эпохи.
Эпоха больших социальных перемен обусловила появление блестящего в аварской
литературе сатирика Гамзата Цадасы, ему на смену пришел Расул Гамзатов - поэт
большого дарования, который продолжил традиции дагестанской лирической поэзии
в XX веке.
Расул Гамзатов неоднократно указывал на особенности движения эстетической
мысли народов Дагестана.
«Надо помнить, что поэзия, - наиболее самобытная, первородная форма нашей
литературы - способствовала и способствует рождению и развитию других народов и
видов литературы. Мы улавливаем родство с позиций в нашей молодой прозе и в
драматургии».[27]
«Начиная с XVIII века на всем протяжении своего развития стержневыми в аварской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|