Курсовая: Изучение имени прилагательного в младших классах
изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и
поясняет имя существительное);
5) углубление представлений учащихся об имени прилагательного, близких и
противоположных по смыслу; ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью
в речи;
6) ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения
составлять такой текст;
7) ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и
формирование навыков правописания родительных окончаний имени
прилагательного;
8) развитие умения определять число имени прилагательного;
9) формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и
существительных.
Все эти задачи решаются в единстве. При определение методики изучения имён
прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по
лексическому значению, и по грамматическим признакам имени прилагательного
связаны с именем существительным. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию
этой связи.
Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного учащиеся
познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: имя прилагательное
обозначает признак предмета (не признак как нечто самостоятельное, а признак
определяемого предмета; этим имя прилагательное отличается от существительных,
которые обозначают качество безотносительно к предмету – смелость, доброта
).
Понимание грамматической зависимости имени прилагательного от
существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является
грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за
изменением рода и числа имени прилагательного в зависимости от рода и числа
имени существительного.
Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени
прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами,
ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.
В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических упражнений,
воспитывающих внимательное отношение к слову, точному употреблению его в
речи.
Нельзя не отметить стремление автора учебника воспитать у школьников интерес
к урокам с помощью игровых моментов (например, Почемучка, задающий вопросы,
отвечая на которые, дети самостоятельно делают необходимые выводы о сущности
того или иного языкового явления. Так, на стр. 176 Почемучка спрашивает: «С
какой целью употребляют в речи имена прилагательные?»).
№ | задание | № упр. | количество | 1 | распознать имена прилагательные в тексте | № 469-471, 473 | 4 | 2 | сравнить имена прилагательные, противоположные по смыслу | № 477-481 | 5 | 3 | закреплить знания об именах прилагательных, близких по смыслу | № 482-485 | 4 | 4 | ознакомить учеников с особенностями текста-описания | № 486-489 | 9 | 5 | закрепить навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных формируются и закрепляются | № 490-503 | 13 | 6 | Определить род имён прилагательных | № 492-493 | 2 | 7 | Изменить имена прилагательные по родам | № 494 | 1 | 8 | Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные | № 497 | 1 | 9 | Образовать имя прилагательное от имени существительного, дописать родовые окончания | № 499 | 1 | 10 | Ответить письменно на вопросы | № 503, 505 | 2 | 11 | Распознавать число имени прилагательного и правильно писать окончания | № 506-510, 512, 517 | 7 | 12 | Развивать связную речь | № 515, 518 | |
Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на развитие у
учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в предложении.
Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено взятое
автором слово, - одно из условий развития у школьников умения осознанно
употреблять слова в речи.
В 4 классе продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и
переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление
слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой передаче
мысли.
В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для работы
над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают определённое
место и включают свободные диктаты, изложения разных видов (полные и сжатые,
зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также сочинение по картине,
наблюдениям, и др.
Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками
следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:
1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи
(обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам,
числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);
2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и
письменной речи;
3) формирование навыка правописания падежных окончаний имён
прилагательных в единственном и множественном числе;
4) усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;
5) развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.
При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на
словосочетание.
Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и
правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания
падежных окончаний имён прилагательных составляют следующие знания и умения:
- умение установить связь слов в предложении и найти существительное,
от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание),
- знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде,
числе и падеже, что и имя существительное,
- знание падежных окончаний,
- умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и
сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями
в определённой последовательности:
1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать
вопрос.
2. Определить род, число, падеж имени существительного.
3. Определить род, число, падеж имени прилагательного.
4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме.
В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед именем
прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Ранним
утром мы вышли в поход.)
Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и
противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку
прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные
в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени
прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с
винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец,
творительному, сопоставляются с предложным.
У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный,
творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют
с творительным
Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён
прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие
окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде,
отвечающими на вопрос какой?
В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и
прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном
смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа.
Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными
текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в
художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений,
специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11,
12, 13, 14 пункты в таблице)
№ | задание | № упр. | Кол-во | 1 | распознать имена прилагательные в тексте и определить их роль в речи | № 268-269 | 2 | 2 | распространить текст подходящими по смыслу прилагательными | № 270, 327, 334 | 3 | 3 | определить род | № 271, 273-276 | 5 | 4 | просклонять имена прилагательные | № 279, 284, 313, 335, 342, 350, 362 | 7 | 5 | определить падеж употреблённых в тексте имён прилагательных | № 280-281, 283, 285, 287, 289-290, 292, 301, 314, 316, 318, 320-321, 329, 333, 336-337, 340, 344, 336-346 | 32 | 6 | выписать сочетания имён существительных с именами прилагательными в определённом падеже из текста или из ряда других словосочетаний | № 295, 306, 343, 351 | 4 | 7 | Дописать пропущенные в тексте окончания имён прилагательных | № 298, 300, 303, 308-309, 322, 324, 330, 357, 361, 363-364 | 12 | 8 | Поставить данные сочетания имён прилагательных с именами существительными в нужный падеж | № 302, 315, 338, 354 | 4 | 9 | Наблюдение над употреблением имён прилагательных писателями и поэтами | № 268, 274, 297, 317, 355 | 5 | 10 | Подобрать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным | № 275, 360 | 2 | 11 | Составить рассказ по сюжетным картинкам или по личным наблюдениям и впечатлениям | № 282, 326, 288, 312, 319, 349, 352, 356-357 | 9 | 12 | Составить предложения из данных слов | № 286, 302, 315, 325, 328 | 5 | 13 | Ответить устно и письменно на вопросы | № 290, 301, 311, 319, 330, 341, 346, 348, 369 | 9 | 14 | Написать изложение по данному тексту | № 317, 339, 345 | 3 |
2.2. Выяснение умений и навыков практического употребления в речи
учащихся 3-4 классов имени прилагательного
Для диагностики ЗУН учащихся 3-4 классов имени прилагательного служат
упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций.
I. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте
(указать известные части речи, подчеркнуть):
1.
а) Голубенький, чистый (прилаг.+ прилаг)
Подснежник-цветок: (сущ.+ сущ.)
А подле сквозистый,(нар.+ сущ.)
Последний снежок.(прил.+ сущ.)
/А. Майков/
б) Пригреты тёплым солнышком (гл.+прил.+сущ.)
Шумят повеселелые (гл.+прил.)
Сосновые леса (прил.+сущ.)
/Н. Некрасов/
2. Веселье - весёлый, крик - крикливый, боль-больной, красота – красивый,
зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ+прилаг)
II. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.
1. а) Картофельный (м.р.). Картофель вкусный (м.р.).
б) Гороховый (м.р.) Горох зелёный (м.р.)
2. Жёлтый цвет, жёлтая краска, жёлтое платье.
К празднику мама купила себе жёлтое платье.
III. Выбор гласной в падежных окончаниях прилагательного.
1. Ночуют зимою
В лесу куропатки
В сугробе высоком,
Как в белом платке /Е. Фейерабенд/
2. Маленькое дело лучше большого безделья.
Не жалей сил для полезного дела.
От хорошего дерева хороший плод. (русские пословицы)
IV. Употребление имени прилагательного в речи.
1. Вставить подходящее по смыслу имя прилагательное
Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы.
2. Описать предмет (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались,
о чём речь
(Пенал). Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для
ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная
принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для
этого он и существует.
V. Устный рассказ.
1. Описать сегодняшний день.
Сегодняшний день напоминает мне новый год, потому, что тоже лежит снег.
Конечно, новый год ярче и краше, чем этот день. С утра сегодня было хмуро. На
макушках деревьев лежит снег, на балконах домов висят сосульки. Снег для
детей – это радость, они играют в снежки, веселятся. За целый день можно
найти много занятий, жаль только, что день кончается быстро.
(Подукин Дима)
С перечисленными выше заданиями ученики 4 «А» класса 37 саранской
общеобразовательной школы справились в таком соотношении: из 23 учеников 4
справились отлично, 7 – хорошо и 12 - плохо.
Основной проблемой для детей было написание безударных гласных в корне
прилагательных и бедность словарного запаса при выполнении V задания.
Рекомендуется обратить внимание на соответствующую тему при изучении имени
прилагательного и обратить внимание на умение последовательно и чётко
излагать свои мысли, а также на величину словарного запаса у детей.
2.3. Методические приёмы, способствующие накоплению словарного запаса
за счёт имён прилагательных
Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников прочными
знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами изучаемого
материала сильное воспитательное и развивающее воздействие. Важным условием
полного достижения образования воспитательных целей, предусмотренных
программой, является соблюдение принципов преемственности, а также
установления и реализации межпредметных связей. В этом отношении большую роль
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|