бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Изучение имени прилагательного в младших классах бесплатно рефераты

изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и

поясняет имя существительное);

5) углубление представлений учащихся об имени прилагательного, близких и

противоположных по смыслу; ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью

в речи;

6) ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения

составлять такой текст;

7) ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и

формирование навыков правописания родительных окончаний имени

прилагательного;

8) развитие умения определять число имени прилагательного;

9) формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и

существительных.

Все эти задачи решаются в единстве. При определение методики изучения имён

прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по

лексическому значению, и по грамматическим признакам имени прилагательного

связаны с именем существительным. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию

этой связи.

Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного учащиеся

познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: имя прилагательное

обозначает признак предмета (не признак как нечто самостоятельное, а признак

определяемого предмета; этим имя прилагательное отличается от существительных,

которые обозначают качество безотносительно к предмету – смелость, доброта

).

Понимание грамматической зависимости имени прилагательного от

существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является

грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за

изменением рода и числа имени прилагательного в зависимости от рода и числа

имени существительного.

Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени

прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами,

ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.

В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических упражнений,

воспитывающих внимательное отношение к слову, точному употреблению его в

речи.

Нельзя не отметить стремление автора учебника воспитать у школьников интерес

к урокам с помощью игровых моментов (например, Почемучка, задающий вопросы,

отвечая на которые, дети самостоятельно делают необходимые выводы о сущности

того или иного языкового явления. Так, на стр. 176 Почемучка спрашивает: «С

какой целью употребляют в речи имена прилагательные?»).

задание

№ упр.

количество

1распознать имена прилагательные в тексте№ 469-471, 4734
2сравнить имена прилагательные, противоположные по смыслу№ 477-4815
3закреплить знания об именах прилагательных, близких по смыслу№ 482-4854
4ознакомить учеников с особенностями текста-описания№ 486-4899
5закрепить навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных формируются и закрепляются№ 490-50313
6Определить род имён прилагательных№ 492-4932
7Изменить имена прилагательные по родам№ 4941
8Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные№ 4971
9Образовать имя прилагательное от имени существительного, дописать родовые окончания№ 4991
10Ответить письменно на вопросы № 503, 5052
11Распознавать число имени прилагательного и правильно писать окончания№ 506-510, 512, 5177
12Развивать связную речь№ 515, 518

Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на развитие у

учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в предложении.

Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено взятое

автором слово, - одно из условий развития у школьников умения осознанно

употреблять слова в речи.

В 4 классе продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и

переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление

слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой передаче

мысли.

В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для работы

над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают определённое

место и включают свободные диктаты, изложения разных видов (полные и сжатые,

зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также сочинение по картине,

наблюдениям, и др.

Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками

следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:

1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи

(обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам,

числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);

2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и

письменной речи;

3) формирование навыка правописания падежных окончаний имён

прилагательных в единственном и множественном числе;

4) усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;

5) развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на

словосочетание.

Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и

правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания

падежных окончаний имён прилагательных составляют следующие знания и умения:

- умение установить связь слов в предложении и найти существительное,

от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание),

- знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

- знание падежных окончаний,

- умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и

сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.

Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями

в определённой последовательности:

1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать

вопрос.

2. Определить род, число, падеж имени существительного.

3. Определить род, число, падеж имени прилагательного.

4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме.

В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед именем

прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Ранним

утром мы вышли в поход.)

Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и

противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку

прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные

в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени

прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с

винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец,

творительному, сопоставляются с предложным.

У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный,

творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют

с творительным

Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён

прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие

окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде,

отвечающими на вопрос какой?

В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и

прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном

смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа.

Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными

текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в

художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений,

специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11,

12, 13, 14 пункты в таблице)

задание

№ упр.

Кол-во

1распознать имена прилагательные в тексте и определить их роль в речи№ 268-2692
2распространить текст подходящими по смыслу прилагательными№ 270, 327, 3343
3определить род № 271, 273-2765
4просклонять имена прилагательные№ 279, 284, 313, 335, 342, 350, 3627
5определить падеж употреблённых в тексте имён прилагательных№ 280-281, 283, 285, 287, 289-290, 292, 301, 314, 316, 318, 320-321, 329, 333, 336-337, 340, 344, 336-34632
6выписать сочетания имён существительных с именами прилагательными в определённом падеже из текста или из ряда других словосочетаний№ 295, 306, 343, 3514
7Дописать пропущенные в тексте окончания имён прилагательных№ 298, 300, 303, 308-309, 322, 324, 330, 357, 361, 363-36412
8Поставить данные сочетания имён прилагательных с именами существительными в нужный падеж№ 302, 315, 338, 3544
9Наблюдение над употреблением имён прилагательных писателями и поэтами№ 268, 274, 297, 317, 3555
10Подобрать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным№ 275, 3602
11Составить рассказ по сюжетным картинкам или по личным наблюдениям и впечатлениям№ 282, 326, 288, 312, 319, 349, 352, 356-3579
12Составить предложения из данных слов№ 286, 302, 315, 325, 3285
13Ответить устно и письменно на вопросы№ 290, 301, 311, 319, 330, 341, 346, 348, 369 9
14Написать изложение по данному тексту№ 317, 339, 3453

2.2. Выяснение умений и навыков практического употребления в речи

учащихся 3-4 классов имени прилагательного

Для диагностики ЗУН учащихся 3-4 классов имени прилагательного служат

упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций.

I. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте

(указать известные части речи, подчеркнуть):

1.

а) Голубенький, чистый (прилаг.+ прилаг)

Подснежник-цветок: (сущ.+ сущ.)

А подле сквозистый,(нар.+ сущ.)

Последний снежок.(прил.+ сущ.)

/А. Майков/

б) Пригреты тёплым солнышком (гл.+прил.+сущ.)

Шумят повеселелые (гл.+прил.)

Сосновые леса (прил.+сущ.)

/Н. Некрасов/

2. Веселье - весёлый, крик - крикливый, боль-больной, красота – красивый,

зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ+прилаг)

II. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.

1. а) Картофельный (м.р.). Картофель вкусный (м.р.).

б) Гороховый (м.р.) Горох зелёный (м.р.)

2. Жёлтый цвет, жёлтая краска, жёлтое платье.

К празднику мама купила себе жёлтое платье.

III. Выбор гласной в падежных окончаниях прилагательного.

1. Ночуют зимою

В лесу куропатки

В сугробе высоком,

Как в белом платке /Е. Фейерабенд/

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

Не жалей сил для полезного дела.

От хорошего дерева хороший плод. (русские пословицы)

IV. Употребление имени прилагательного в речи.

1. Вставить подходящее по смыслу имя прилагательное

Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы.

2. Описать предмет (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались,

о чём речь

(Пенал). Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для

ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная

принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для

этого он и существует.

V. Устный рассказ.

1. Описать сегодняшний день.

Сегодняшний день напоминает мне новый год, потому, что тоже лежит снег.

Конечно, новый год ярче и краше, чем этот день. С утра сегодня было хмуро. На

макушках деревьев лежит снег, на балконах домов висят сосульки. Снег для

детей – это радость, они играют в снежки, веселятся. За целый день можно

найти много занятий, жаль только, что день кончается быстро.

(Подукин Дима)

С перечисленными выше заданиями ученики 4 «А» класса 37 саранской

общеобразовательной школы справились в таком соотношении: из 23 учеников 4

справились отлично, 7 – хорошо и 12 - плохо.

Основной проблемой для детей было написание безударных гласных в корне

прилагательных и бедность словарного запаса при выполнении V задания.

Рекомендуется обратить внимание на соответствующую тему при изучении имени

прилагательного и обратить внимание на умение последовательно и чётко

излагать свои мысли, а также на величину словарного запаса у детей.

2.3. Методические приёмы, способствующие накоплению словарного запаса

за счёт имён прилагательных

Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников прочными

знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами изучаемого

материала сильное воспитательное и развивающее воздействие. Важным условием

полного достижения образования воспитательных целей, предусмотренных

программой, является соблюдение принципов преемственности, а также

установления и реализации межпредметных связей. В этом отношении большую роль

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6