бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Изучение имени прилагательного в младших классах бесплатно рефераты

проводимую словесником специально и в связи с изучением школьного курса

(грамматики, словообразования, правописания и так далее) для того, чтобы

ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими,

морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в

устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в

соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Обязательным условием ученый ставит работу по развитию речи в связи с

изучением материала основной программы " в основу деления целого (развитие

речи) на части (разделы) кладет методический подход к речи как предмету

обучения. Благодаря этому дети обучаются не только умению обнаруживать и

различать языковые единицы, но и умению пользоваться соответствующими

языковыми средствами.

Автор рассматривает единицы языка, разделы школьного курса русского языка и

разделы работы по развитию речи в следующем соотношении:

Разделы школьного курсаЕдиницы языка, изучаемые в этих разделахРазделы работ по развитию речи (в которых рассматривается функционирование указанных единиц языка)
ФонетикаЗвукРабота над звуковой стороной речи
СловообразованиеЧасти словаРабота над значащими частями слова
Лексика с фразеологией Слово Работа над словом (словарная работа)
МетонимияСловоформаРабота над синтаксическими средствами речи
Синтаксис Словосочетание, предложение, Работа над синтаксическими средствами речи

Культура речи

Стилистика

Связанная речь

Все единицы языка, текстКультура речи, стилистика, связная речь

Предлагаемый подход отражает традиционные отечественные методики и позволяет

привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работ по

развитию речи.

Ладыженская указывает на необходимость взаимосвязи между различными сторонами

работы по развитию речи и пути ее реализации.

1. Изучение языковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня.

2.Рассматривание языковых средств и в их отношении к связной речи, тексту,

высказыванию.

Показать речевые возможности языковых средств, раскрыть их функционирование в

речи, организовать практическое усвоение этого материала – учащиеся

пользуются определенными языковыми средствами в речи.

Типы упражнений:

1.Упражнения, рассчитанные на усвоение норм литературного языка.

1.Наблюдение по специальной подготовке вопросов и заданий.

2.Выделение (опознание) и характеристика (разбор) нужных элементов.

3. Сравнение сопоставимых явлений языка.

4.Анализ текста с точки зрения соотносительном использовании в нем языковых

средств и задачи, условий, содержания высказывания.

2.Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся соотносительными

средствами языка.

А) упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда

соотносительных языковых средств наиболее уместные для выражения данного

содержания высказывания в соответствии с задачей и обстоятельствами речи;

Б) упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые

средства друг к другу в связном высказывании.

В каждом разделе работы по развитию речи учащихся Ладыженская дает

характеристику языковых явлений и раскрывает методику изучения их в

соответствии с особенностями усвоения этих явлений школьниками, приводит

примеры упражнений, составив их типологию.

Интересные подходы к работе по развитию речи находим в трудах Н.С.

Рождественского. По его мнению, развивая речь ребенка, необходимо обращать

внимание на то, чтобы " речь не отрывалась от мысли ", чтобы она была

содержательной, ясной, по возможности точной, чтобы за словом стояло

представление или понятие, чтобы ученик умел анализировать, сравнивать,

обобщать, рассуждать, не только произносил известные слова и выражения, но и

выражал свои чувства и мысли.

Важным для начальной школы Рождественский считает принцип опережающего

овладения устной речью по отношению к письменной, так как младшим школьникам,

не имеющим опыта письменной речи, трудно овладеть нормами письменной речи,

если не выработана еще устная.

Работу по развитию речи ученый рекомендует строить, так, чтобы у ученика была

определенная тема, замысел, было обдумано содержание, сначала в целом, затем

в отдельных его частях, сначала внутренняя речь, затем устное ее оформление,

то есть основной путь – от целого к деталям. Младших школьников следует учить

слушать и понимать речь учителя, товарищей, вообще чужую речь, внимательно

относиться к высказываниям других, ставить вопросы, обсуждать выступления

товарищей.

Теоретические основы развития речи, основные положения теории речевой

деятельности положены в исследование М.Р Львова, М.С. Соловейчик и др.

Известно, что продуктом речевой деятельности является текст, следовательно,

работу по развитию связной речи учащихся необходимо строить на основе

восприятия и создания текста.

Программа по русскому языку предусматривает усвоение лингвистических

сведений, прежде всего практическим путем через систему целенаправленных

упражнений. В соответствии с этим в современной методике утвердилось

положение о необходимости изучения морфологии на синтаксической основе, а

синтаксис – на основе взаимодействия с морфологией, что является качественным

преобразованием методики изучения морфологии на современном этапе.

Морфология и синтаксис, как известно, представляют собой диалектическое

единство. Соединяясь друг с другом, слова, принадлежащие к определенным

частям речи, часто образуют исторически сложившиеся модели словосочетаний,

однотипных по своей структуре, по способам связи компонентов, по характеру

выражаемых отношений.

Многообразные связи и отношения, существующие в окружающей действительности,

кодируются в языке тремя видами обобщенно – логических отношений:

определительными, объектными, обстоятельственными, для выражения которых

существуют различные языковые средства, в том числе и предложно – падежные

формы.

При изучении частей речи необходимо шире раскрывать значение грамматических

форм, способы их выражения на текстовом материале.

В этом отношении представляет интерес пособие Смирнова А.Д. Изучение

морфологии в школе. Пособие для учителя.

В нем представлен дидактический материал по усвоению в словосочетаниях и

предложениях падежных форм, особое внимание обращается на усвоение понятий –

грамматическая форма и ее значений, на осознание логических отношений,

выражаемых грамматическими формами. При этом орфографический аспект в

изучении морфологии сопутствует главному – формированию грамматических

понятий.

В пособии предпринята попытка реализовать грамматические возможности для

развития познавательной и речевой деятельности учащихся, представлены

проблемные ситуации и вопросы, алгоритмы, коммуникативно–речевые задачи,

способствующие формированию навыков культуры общения и так далее.

Дидактический материал отобран в соответствии с реализацией комплексного

подхода к изучению морфологии. Грамматические категории и формы

рассматриваются не только во взаимосвязи с синтаксисом, но и в единстве всех

языковых сторон.

Большие возможности для развития речи имеет изучение имени прилагательного. По

данной проблеме есть немало исследований. В частности Никитина Н.К. предлагает

в 1 классе практиковать составление предложений и небольших текстов по

предметным картинкам; во 2 классе – распространение связного текста путем

вписывания в него пропущенных прилагательных; подбор к словам, обозначающим

предмет, слов, обозначающих признак, работу над загадками, включающими

прилагательное, показывающее признаки предмета, служащего отгадкой; образование

прилагательных от существительных и запись словосочетаний с этими

прилагательными (как называют ребят за дружбу?дружные ребята

; как называется шкаф для книг?книжный шкаф и др.); в 3

классе предпочтение отдается самостоятельным наблюдениям над ролью имени

прилагательного в художественном тексте и составлении собственных примеров

употребления словосочетаний части речи./ Никитина Н.К. Имя прилагательное.

//Методика грамматики и орфографии в начальных классах. /Под ред. Н.С.

Рождественского. – М.: Просвещение. – 1979. – С. 134-181/

Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон

этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети

овладевают задолго до школы. Однако активный словарь очень беден. Считается,

что расширение словаря должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за

счет совершенствования семантики каждого слова.

Тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в плане

развития речи учащихся. М.Р. Львов установил, что “достижение пика

интенсивности“ имен прилагательных опережает систематическое изучение их в

школьном курсе русского языка и приходится на 3 класс. Следовательно,

необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных

классов именами прилагательными еще до “пика интенсивности” [23, с. 82] в 1

классе, особенно во 2 классе. Такое обогащение является очень важным, т. к.

именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т. е.

изобразительной.

В смысле уточнения и обогащения активного словаря детей значение синонимии

огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных

возможностях данного языка. М.Р. Львов справедливо отмечает, что “чем больше

в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в

целом, так и каждого его носителя”. Синонимические средства языка позволяют

точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и

уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли,

предупреждают повторение одного и того же слова. [26, с.21, 44]

Психологией доказано, что “наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в

отношении языкового развития является младший школьный возраст”. Исходя из

этого работу над синонимами следует целенаправленно и систематически

проводить в начальных классах. [26, с.21] Во-первых, следует постепенно

накапливать количество слов-синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка,

во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя

и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся

оттенками значений.

Благодатным материалом для развития речи учащихся является использование

связного текста, насыщенного прилагательным.

Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни

с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами

прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: “обогащение словаря

ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью

ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые

осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в

связи с его интересами и потребностями”.[43, с. 158]

Правильное употребление в речи синонимов требует знания различающих их

смысловых оттенков и стилистических свойств. Потому в процессе работы над

синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов-синонимов,

а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним отличается от

другого.

“Умение разграничивать синонимы, - пишет А.Н. Гвоздев, - выбирать из них

наиболее уместный и точный представляет важный стилистический навык”. Умение

пользоваться синонимами является навыком сложным, и формируется оно

постепенно на протяжении длительного времени путем разнообразных и хорошо

подобранных упражнений. [29, с. 224

Ныне действующая программа по русскому языку начальных классов

предусматривает практическое знакомство детей не только с синонимами, но и со

словами противоположного значения – антонимами.

По выражению А.А. Реформатского “антонимы – очень сильное стилистическое

средство языка”. Они оживляют речь, делают ее более наглядной и образной.

Кроме того, упражнения над антонимами требуют логических операций, как

сравнение, сопоставление, противопоставление, и тем самым содействуют

развитию мыслительных способностей детей.

Чтобы научить детей различать антонимы и правильно пользоваться ими в своей

речи, нельзя ограничиться только подыскиванием антонимов к словам, имеющимся

в текстах упражнений. Для этого необходимы и специальные упражнения, которые

в зависимости от поставленной цели могут проводиться и на отдельных словах, и

на словосочетаниях, и на предложениях, и на связных текстах.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда

осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от переносного значения

слов. Понимание многозначности способствует восприятию образов

художественного произведения, пониманию его идейного содержания. Усвоение

многозначности слов способствует пониманию иносказательных оборотов речи,

художественных образов, фразеологических единиц.

Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в

области орфографии. Все это усугубляется еще и тем, что учащиеся начальных

классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют,

зачастую совсем не понимая их значения. Потому работа по развитию речи

младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов

с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и

фразеологических сочетаний. [49, с. 19]

Фразеологизмы, по выражению В.Г. Белинского, составляют “народную физиономию

языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство”.

Особенностью фразеологического значения является то, что фразеологизм не

только называет тот или иной предмет, действие, качество и т. п., но и дает

им дополнительную характеристику.

Изучение фразеологии в школе способствует развитию лингвистического мышления

детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры.

Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского

народа, т. к. многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с

событиями прошлого. [49, с. 97-98]

Е.Н. Лагузова в своей статье отмечает, что приемы обогащения

фразеологического запаса и развития навыков употребления устойчивых сочетаний

могут быть очень разнообразными. Это может быть описательная работа на уроке

русского языка либо на уроке чтения в процессе изучения того или иного

литературного произведения.

Основным приемом обогащения фразеологического запаса учащихся Г.Ю. Колычева

считает воспитание у них постоянного внимания и интереса к фразеологии

русского языка.

Работа над фразеологизмами проводится все время и идет от легкого к трудному.

При работе над фразеологическими единицами в начальных классах Г.Ю. Колычева

ставит ряд задач.

Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко раскрывается.

Опираясь на контекст, дети сами легко объясняют смысл и значение некоторых

фразеологических единиц (вертеться под ногами; служить верой и правдой).

Объяснить некоторые фразеологизмы-идиомы, т. е. неразложимые по смыслу

фразеологические единицы, в которых слова-компоненты непонятны для восприятия

(бить баклуши; попасть впросак).

Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми

словосочетаниями. Учитель должен научить учащихся начальных классов уметь

разграничивать словосочетания в прямом и в переносном значении. Раскрытие

функции переносного значения легче всего сделать через замену фразеологизма в

тексте адекватными словами прямого, неметафорического значения (намылить

голову; бабушкины сказки).

Очень важно, чтобы дети не только запомнили то или иное фразеологическое

сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей

речи.

При встрече учащихся с незнакомыми фразеологизмами целесообразно применять

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6