Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе
В данной таблице мы показали результаты уровня тревожности студентов: низкой реактивной тревожностью обладает 7 (21%) студентов, средней реактивной тревожностью обладает 16 (48%) студентов, высокой реактивной тревожностью обладает 10 (30%) студентов. Низкой личностной тревожностью обладают 5 (15%) студентов, средней личностной тревожностью обладают 20 (60%) студентов, высокой личностной тревожностью обладает 8 (24%) студентов.
Из данной таблицы видно, что у студентов данного курса наблюдается умеренная (средняя) тревожность, однако приличная часть студентов испытывает высокую реактивную тревожность 30% и высокую личностную тревожность 24%.
Результаты исследования
Многоуровневого личностного опросника
«Адаптивность-02» (МЛО-АМ)
Таблица 2.2.
№ п/п
|
Адаптивные способности (стэны)
|
Анализ результатов
|
|
1
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
2
|
3
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
3
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
4
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
5
|
6
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
6
|
7
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
7
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
8
|
8
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
9
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
10
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
11
|
3
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
12
|
3
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
13
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
14
|
8
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
15
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
16
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
17
|
8
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
18
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
19
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
20
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
21
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
22
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
23
|
9
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
24
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
25
|
4
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
26
|
3
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
27
|
10
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
28
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
29
|
8
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
30
|
3
|
Группа удовлетворительной адаптации.
|
|
31
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
32
|
7
|
Группы высокой и нормальной адаптации.
|
|
33
|
2
|
Группа низкой адаптации
|
|
|
В данной таблице мы наблюдаем следующую картину:
1. В группу низкой адаптации входит 12 (36%) студентов;
2. В группу удовлетворительной адаптации входит 12 (36%) студентов;
3. В группу высокой и нормальной адаптации входит 9 (27%) студентов.
Из данной таблицы видно, что студенты первого курса в основном испытывают низкую и удовлетворительную адаптацию, а это получается 72% из общего числа студентов данного курса - очень большой процент.
На следующем этапе мы попытаемся определить, есть ли связь между адаптивными способностями и уровнем тревожности студентов. Может ли данный показатель дезадаптации быть связан с уровнем тревожности.
Результаты по Шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) и Многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Таблица 2.3
Уровень тревожности
|
Адаптивные способности
|
|
|
Высокие
|
Средние
|
Низкие
|
|
Высокий
|
0
|
1
|
8
|
|
Средний
|
2
|
9
|
4
|
|
Низкий
|
7
|
2
|
0
|
|
|
На нашем этапе мы сопоставили результаты студентов, которые вошли в группы высокой, средней и низкой адаптивной способности, и сравнили их результаты, полученные при проведении теста на уровень тревожности Спилбергера-Ханина. Так, например, студент под номером 1 по тесту МЛО-АМ вошел в группу низкой адаптации а по тесту Спилбергера-Ханина он обладает низкой реактивной и личностной тревожностью. Но при наших спосоставлениях мы опирались на личностную тревожность.
Таким образом, как видно из таблицы, при высоких адаптивных способностей высокий уровень тревожности у студентов не наблюдается, однако им присущ в основном низкий уровень тревожности.
У студентов со средними адаптивными способностями наблюдается в основном средний уровень тревожности, однако высокий и низкий уровень тревожности почти равен в показаниях.
И, наконец, мы перешли к низким адаптивными способностям студентов, здесь мы наблюдаем следующую картину, на первый взгляд наша гипотеза подтвердилась, что высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов. Здесь самый большой процент выборки приходится на сочетание низких адаптивных способностей с высоким уровнем тревожности.
Теперь подтвердим статистически нашу гипотезу, используя ?2- критерий Пирсона. Распределим уровень тревожности между показателями адаптивных способностей.
Распределение уровня тревожности между показателями адаптивных способностей
Таблица 2.4.
Уровень тревожности
|
Адаптивные способности
|
|
|
Высокие
|
Средние
|
Низкие
|
Всего
|
|
Высокий
|
0
|
1
|
8
|
9
|
|
|
Теперь нам нужно сопоставить полученные эмпирические частоты с теоретическими.
Теперь сформулируем гипотезы.
Н0: Распределение уровня тревожности не отличается от равномерного распределения.
Н1: Распределение уровня тревожности отличается от равномерного распределения.
Расчет критерия ?2при сопоставлении уровня тревожности между показателями адаптивных способностей с равномерным распределением
Разряды - уровень адаптации
|
Эмпирические частоты
|
Теоретическая частота суммарных проявлений
|
(fэj-ft)
|
(fэj-ft)2
|
(fэj-ft)2/ft
|
|
Высокий
|
0
|
3
|
-3
|
9
|
3
|
|
Средний
|
1
|
3
|
-2
|
4
|
1,3
|
|
Низкий
|
8
|
3
|
5
|
25
|
8,3
|
|
Суммы
|
9
|
9
|
0
|
|
12.6
|
|
|
ft = n/k = 9/3=3
v
|
?2 кр.
|
|
|
0.05
|
0.01
|
|
2
|
5.991
|
9.210
|
|
|
v=k-1=2
?2эмп. = 12.6
?2эмп. >?2 кр.
Ответ: Н0 отклоняется, принимается Н1. Распределение уровня тревожности отличается от равномерного распределения.
Теперь мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов вузов доказана.
ВЫВОДЫ:
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности с уровнем адаптации у студентов.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
Уровень тревожности у студентов первого курса достаточно высок, 33% учащихся испытывают дискомфорт, плохо адаптируются в новой обстановке. Здесь влияет много факторов, например такие, как неполучение общежития, студенты данного вуза вынуждены жить в съемных квартирах по несколько человек, в основном это касается иногородних, тех, кто приехал из деревень, сел. А тем, кто не получает стипендию приходится работать в вечернее время - зарабатывать на жилье и пропитание. Поэтому студенты не высыпаются, не доедают, учатся, пытаются получить знания.
Да, открывается не очень дружелюбная картина. И это проблема нашего общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация учащихся вуза характеризуется высоким уровнем тревожности. Уровень тревожности зависит от общего уровня способностей. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения. Учитывая эту особенность, можно порекомендовать выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как возможный в будущем вид деятельности, а так же рекомендуется при определении профиля обучения учитывать не только способности, но и профессиональные намерения учащихся. Кроме того необходимо при комплектовании учебных групп проводить мероприятия, направленные на улучшение социально-психологической адаптации учащихся.
Особенности адаптации иногородних студентов определяются комплексом факторов (физиологических, социальных, психологических, профессиональных), среди которых, по данным субъективных отчетов, наибольшее неблагоприятное влияние оказывают физиологические и социально-психологические факторы, создающие для данного контингента ситуацию, близкую к экстремальной.
На степень приспособления влияют индивидуально-психологические свойства. Высокая тревожность, как и предполагалось, ухудшает адаптацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаджанян, Н.А. [и др.] Физиология человека/ Н.А. Агаджанян, А.И Елфимова, З.Б. Минина - М.: ЮТА, 1986. - 486 с.
2. Андреева, Д.А. Человек и общество/Д.А. Андреева.- М.: Высш.шк., 1973- 553 с.
3. Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов/ Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 1975 - 159 с.
4. Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация/Ю. А. Александровский. - М.: Эксмо, 1976 - 448 с.
5. Бадиков, В.И., Быкова, Е.В., Климина, Н.В. Теория функциональных систем П.К.Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49.
6. Белов, А.Ф., Лапкин, М.М., Яковлева, Н.В. Успешность .... адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психол.журн.1993
7. Белов, А.Ф., Лапкин, М.М., Яковлева, Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологиченский аспект // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.81- 86.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 376 с.
9. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие./К.М. Гуревич. - М.: Мир, 1997. - 452 с.
10. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М.Вейна. М.: Медицина, 1991. - 766 с.
11. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Экскакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 638 с.
12. Иванов, Г.Г. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей./Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов -- Ижевск: Издательство Удмурт. ун-та, 1996. - 677 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|