бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта бесплатно рефераты

Первая группа признаков описывает сугубо внешние детали пассажиров, а также лиц, их сопровождающих. Значимым здесь является несоответствие пассажира его социальной роли, то есть расхождение между эмпирическими признаками пассажира и образом, который он стремится создать. Авторы сборника курса лекций по авиационной безопасности компании «АБИНТЕХ» под ред. Эриашвили Н.Д., проф. Московского института МВД (2008) пишут, что внимание профайлера неизбежно должны привлекать пассажиры без багажа, пассажиры с несоответствующим целям поездки багажом. Разный багаж будет у пассажира, собравшегося на отдых в теплые страны или же на работу в северные города. То же самое можно сказать и про одежду пассажира: несоответствие её целям поездки и/или образу пассажира обязательно вызовет подозрения сотрудника службы безопасности.

Здесь же добавим, что слишком свободная одежда тоже является одним из подозрительных признаков, поскольку позволяет скрыть характерные детали телосложения потенциально опасного пассажира, попутно обеспечивая ему возможность носить другой комплект одежды или же прятать в одежде запрещенные к провозу предметы.

Несоответствие провожающих лиц социальному статусу пассажира будет привлекать внимание службы безопасности: например, лица в строгих костюмах, сопровождающие пассажира, одетого небрежно и неброско.

Отдельно поясним, что же имеется в виду под «соответствием образу террориста». Очевидно, что при осуществлении преступного замысла, террорист или просто опасный пассажир будет преследовать несколько задач:

А) Воплотить в жизнь свой преступный замысел;

Б) Избежать ареста и попадания в руки правоохранительных органов;

В) Максимально затруднить опознание по свидетельским показаниям.

Исходя из этого, мы можем выделить характерные детали во внешнем облике такого пассажира:

· Двойной комплект одежды, надетой на себя, причем видимый предмет одежды будет разительно контрастировать с тем, который не виден другим. Так, при отходе злоумышленника с места преступления свидетели запомнят человека в яркой куртке, в то время как он будет в неброской одежде (или же наоборот).

· Большое количество растительности на лице: побрившись, преступник станет выглядеть абсолютно иначе, нежели в момент совершения злодеяния.

Под «другими признаками» принимается любое несоответствие пассажира его социальной роли, не включенное в данную категорию.

Категория «Экспрессивные реакции» включает в себя эмоциональные проявления, в норме неадекватные ситуации ожидания рейса. В разделе 2.3 упоминалось, что такие эмоции являются одним из важнейших показателей настроения пассажира и, в сочетании с другими признаками, будут давать картину потенциально опасного пассажира. В обнаружении эмоциональных реакций мы будем ссылаться на Пола Экмана (2006, 2010).

Стоит отметить, что само по себе неадекватное ситуации ожидания полета психоэмоциональное состояние пассажира не будет являться поводом для однозначного вердикта о его потенциальной опасности. К примеру, такое состояние может быть следствием внутренних переживаний пассажира, которые никак не зависят от его пребывания в аэропорту. Также, целая гамма отрицательных эмоций может быть получена человеком и на территории аэропорта, что также не будет обязательно находить выражение в противоправной мотивационной установке.

Рассмотрим подробнее составляющие экспрессивных реакций.

По Ю. Л. Ханину (1976), состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры». Под ними автор понимает ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу.

Под чрезмерной тревожностью мы понимаем эмоциональное представление такого состояния человека, которое будет неадекватно степени опасности, реально его ожидающей. Очевидно, что любой пассажир в аэропорту будет априори иметь некоторый уровень тревожности в связи со спецификой ситуации ожидания полета. Каждый пассажир будет неизбежно волноваться о том, как пройдет полет, о том, что ждет его по приземлении и т.д.

Мы же будем искать ту тревожность, которая однозначно будет выделять пассажира на фоне других, имея выражение в лицевой экспрессивности, а также и в его поведении. В сочетании с другими негативными признаками такой пассажир неизбежно привлечет внимание сотрудника службы безопасности аэропорта.

Некоторые признаки тревожности:

· Брови сведены, ближние концы слегка приподняты;

· Глаза открыты чуть шире;

· Рот слегка приоткрыт или же закрыт и губы плотно сжаты;

В целом эмоция тревожности напоминает страх: различие же заключается в том, что тревожность представляет собой значительно более слабое проявление эмоционального дискомфорта.

Отвращение имеет набор четко обозначенных признаков, которые распознаются достаточно легко:

· Верхняя губа поднята.

· Нижняя губа так же приподнята и надавливает на верхнюю, или опущена и слегка оттопырена.

· Нос наморщен.

· Щеки приподняты.

· Под нижними веками показываются складочки, а сами веки (нижние) подталкиваются приподнявшимися мышцами щек вверх, но без напряжения.

· Брови опускаются вниз, опуская верхние веки.

Гнев, как и отвращение, является достаточно сильной эмоцией и также имеет набор хорошо распознаваемых признаков:

· Брови опущены и сдвинуты вместе (нахмурены).

· Вертикальные линии-складки появляются между бровей.

· Нижние веки напряжены и могут быть либо подняты, либо нет.

· Верхние веки напряжены, и, в зависимости от движения бровей, либо опущены, либо нет.

· Глаза вытаращиваются, взгляд становится тяжелым и пристальным.

· Губы могут находиться в двух положениях: плотно сжаты, с растянутыми или опущенными уголками; или раскрыты так, как будто человек кричит.

Стыд будет являться значимой для нас эмоциональной реакцией потому, что явно выражает неприятные ощущения человека от содеянного (или того, что он собирается совершить).

Основные признаки стыда:

· Покраснение лица;

· Верхние веки слегка опущены;

· Взгляд в сторону или вниз;

· Брови и лоб напряжены, остальные части лица расслаблены.

Готовность к нападению часто сочетается с гневом, и неопытный наблюдатель может их перепутать. Гнев - это эмоция, а готовность к нападению - комплексный психомоторный признак. Он включает в себя как каскад эмоциональных реакций, так и особые кинетические показатели - позу действия, сжатые кулаки и так далее. Является важным признаком, указывающим на потенциальную опасность.

Подавленность, не являясь сама по себе важным признаком опасности пассажира, в сочетании с другими дает тревожный контекст. Ведь подавленность, как и стыд, является одной из негативных эмоций, возможных у пассажира с противоправной мотивационной установкой.

Выделяя её среди других признаков данной категории, можно сказать, что подавленность является своеобразным сочетанием тревожности и стыда.

Страх является одной из сильнейших эмоций. Он всегда является негативным переживанием и, вкупе с остальными признаками других категорий, может свидетельствовать о наличии противоправной мотивационной установки, которую пассажир, возможно, планирует реализовать. Основные признаки страха:

· Брови приподняты и выпрямлены.

· глаза открыты и напряжены, поднимается верхнее веко и напрягается нижнее.

· напряжение верхней губы, уголки губ начинают отводиться назад.

Физиологические реакции продолжают категорию экспрессивных реакций, позволяя создать более точную картину профиля пассажира. Большинство указанных признаков будут сочетаться с определенными экспрессивными реакциями, но сами по себе они будут указывать скорее на особенности вегетативной нервной системы пассажира.

Признак «Чрезмерно расширенные/суженные зрачки» может являться одним из косвенных показателей воздействия ПАВ на пассажира.

Категория «Поведение» описывает признаки опасного / потенциально поведения пассажиров, которые сами по себе являются чрезвычайно значимыми и являются критическими. В нашей методике они получают наибольшее количество баллов.

Следует отдельно пояснить, что мы понимаем под «другим поведением, выходящим за рамки социальной роли пассажира».

Здесь мы подразумеваем поведение, не опасное само по себе, а подозрительное. К примеру, человек выбирает в аэропорту позицию для наблюдения, с которой незаметно шпионит за другими пассажирами, или же нарочито скрытное поведение. В сочетании с другими признаками такое поведение служит основание для признания пассажира потенциально опасным.

Стоит отметить, что при отсутствии портативной техники, поддерживающей редактирование *.xls/xlsx таблиц, исследователь может воспользоваться бумажным вариантом методики, проставляя единицы в графу «наличие признака».

Все, что понадобится при перенесении результатов в электронную таблицу - это расставить единицы в соответствующие признакам ячейки, и формула рассчитает опасность признака, проставив соответствующие значения баллов.

Из всего этого следует, что при процедуре дальнейшей апробации и, несомненно, стандартизации, мы можем получить универсальный инструмент экспресс-диагностики уровня потенциальной опасности пассажира.

С помощью сформированного банка методик последовательно проводился сбор психодиагностических данных, затем рассчитывалась удельная доля испытуемых, образовавших две экспериментальные группы. Дифференциация выборки осуществлялась по методике «Потенциально опасный пассажир». Полученные данные представлены графически на рисунке.


Рис. 3 Выраженность потенциальной опасности пассажиров в выборке.

Далее, мы проверили наши данные на соответствие нормальному типу распределения. После подтверждения данного соответствия мы рассчитали достоверность различий выборок по признакам девиантного поведения по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ Пирсона.

3.2 Результаты исследования

На первом этапе экспериментального исследования с помощью сформированного нами банка методик последовательно проводилась диагностика испытуемых. На основании полученных данных мы можем провести анализ выборок на достоверность различий. Для подсчета и анализа полученных данных был использован пакет SPSS for Windows v. 17 как самый новый на сегодняшний день.

Шкалы, которые были применены при сортировке эмпирических данных, отражены в таблице 3.:

Таблица 1. Описательные статистики для типов шкал

N

Minimum

Maximum

Mean

Std. Deviation

Skewness

Kurtosis

Statistic

Statistic

Statistic

Statistic

Std. Error

Statistic

Statistic

Std. Error

Statistic

Std. Error

группа

30

0

1

,50

,093

,509

000

,427

-2,148

,833

ПОП

30

0

20

6,17

1,045

5,724

481

,427

-,852

,833

стресс_люшер

30

5

84

42,63

3,930

21,527

393

,427

-,741

,833

агрессия_рука

30

-3

2

-,33

,211

1,155

-293

,427

-,198

,833

Адаптивность_А

30

26,00

72,00

58,1667

1,97867

10,83762

-945

,427

1,056

,833

самопринятие_S

30

42,00

95,00

61,4000

2,66764

14,61129

438

,427

-,812

,833

принятие_других_L

30

17,00

94,00

54,0667

2,98499

16,34949

592

,427

1,032

,833

эмоциональная_комфортность_E

30

35,00

79,00

55,6000

2,11812

11,60143

-058

,427

-,715

,833

интернальность_I

30

42,00

79,00

58,5333

1,78675

9,78646

490

,427

-,235

,833

Valid N (listwise)

30

· Группа: Номинативный тип шкалы. Обозначает принадлежность к одной из двух выборок. 0 - неопасные пассажиры, 1 - потенциально опасные.

· ПОП: Метрическая шкала. Обозначает результаты методики «Потенциально опасный пассажир».

· Стресс_люшер: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования уровня стресса по 8-цветному тесту Люшера.

· Агрессия_рука: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике Hand-тест.

· Адаптивность_А: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Адаптивность».

· Самопринятие_S: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Самопринятие»

· Принятие других_L: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Принятие других»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6