бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта бесплатно рефераты

Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и тем самым облегчают поиск оптимальных путей достижения цели.

Алан Пиз (2006) доказывает, что эмоции универсальны - у всех возрастов, рас, народностей и конфессий эмоции означают одно и то же. В силу древнейшей природы эмоций они неизменно соответствуют каждому значимому действию человека. Годы тренировки могут сделать свое дело, и можно научиться неплохо скрывать свои эмоции, по крайней мере внешне, но внимательный взгляд профайлера сможет распознать значимые признаки, которые косвенно свидетельствуют о противоправных намерениях пассажира.

Также важным признаком является вегетативный статус пассажира, контролировать который еще труднее, чем эмоциональные реакции. Есть определенные признаки, которые в сочетании с эмоциональными проявлениями будут указывать на потенциальную опасность пассажира.

В то же время, отклоняющемуся поведению соответствуют и другие психологические проявления, которые можно зарегистрировать с помощью определенных методик. Так, неизменно с девиантным поведением будет сочетаться агрессивность как форма внутривидовой борьбы за выживание, К.Лоренц (2001) гарантирует это!

Другой важный «сосед» девиаций поведения - стресс. Он влияет на общий психологический статус, а также является своеобразным катализатором для негативных признаков.

По мнению Д. Палмера (2007), более серьезные случаи противоправного поведения связаны с более высоким уровнем стресса.

Опыты на лабораторных животных подтвердили связь между стрессом и агрессивным, грубым поведением и выявили возможные связующие нейроэндокринные механизмы (Феррис и Гриссо, 1996; Сапольски, 1992).

Исследования людей и животных показали, что хронический стресс нарушает координированное регулирование нейропередатчиками серотонина и ключевых гормонов, включая кортизол, что нарушает способность человека к правильной реакции и во многих случаях приводит к серьезным физиологическим сбоям.

Sapolsky (1997) считает, что постоянный стресс дает тенденцию к патологически низкому уровню серотонина, а также - к ненормально высокому уровню кортизола, что прямо ведет к агрессивности, враждебности и к импульсивному грубому поведению.

Каждое противоправное действие, особенно осознанное, сопровождается массивным стрессом, и это один из плюсов в диагностике пассажиров. Высокий уровень стресса в сочетании с другими факторами будет считаться негативным признаком.

Также в девиантном поведении большую роль играют и внутренние психологические качества, что следует из анализа причин возникновения отклонений в поведении. Можно предположить, что девиант будет с высокой долей вероятности быть не очень хорошего мнения о своей персоне, уровень принятия других людей будет низок ввиду устойчивого недоверия к ним. Можно ожидать высокий уровень эмоционального дискомфорта.

Существует мнение (1980), что отклоняющееся поведение будет вызвано инфантильностью пассажира - и мы увидим, что у него будет преобладать внешний локус контроля.

Итак, в диагностике отклоняющегося поведения мы будем использовать метод наблюдения как основной. Специфика поведения в аэровокзальных комплексах обусловливает необходимость проводить диагностику быстро, решительно (на пассажира реально потратить не более 10 минут).

Таким образом, методы диагностики девиантного поведения подбирались так, чтобы обеспечить максимальный охват признаков при минимальных временных затратах. Были использованы: методика Роджерса - Дэймонда (2002) как инструмент выявления внутренних психологических предпосылок девиаций поведения, а также 8-цветный тест Люшера (2000) как быстрый способ выявить стресс и, наконец, тест Руки (2003), достоверно показывающий агрессивные тенденции в поведении.

Глава 3 Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта

3.1 Организация и методы исследования

В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной проблемы. Выяснено, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке не обнаружено каких-то принципиально новых идей в обеспечении безопасности пассажиров аэропорта. В результате анализа литературы мы выявили, что наиболее современной и результативной концепцией обеспечения безопасности аэропортов является профайлинг - метод выявления потенциально опасных пассажиров на основе их психологических профилей.

Таким образом, наше исследование потенциальной опасности пассажиров опирается на концепции профайлинга.

Основной целью данного экспериментального исследования являлось установление взаимосвязи между девиациями поведения и потенциально опасными действиями пассажиров аэропорта.

Первый этап экспериментальной работы был связан со сбором информации с использованием методов психодиагностики отклоняющегося поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта.

На втором этапе экспериментальной работы проводился констатирующий и уточняющий эксперимент. По результатам исследования испытуемых проводился анализ взаимосвязи параметров и их интерпретация.

Исходя из теоретического анализа по проблеме и гипотезы дипломной работы, в экспериментальной части были поставлены следующие задачи:

1. Дифференцировать экспериментальную выборку по степени их потенциальной опасности и сформировать две экспериментальные группы.

2. Сформировать банк диагностических методик и провести системную диагностику девиаций поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта.

3. Использовать статистические методы для выявления возможных связей между диагностическими шкалами используемых методик.

4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов.

Наше исследование проводилось на базе аэропорта «Толмачёво» под руководством психолога-инструктора службы безопасности данного предприятия Подосинова Владимира Николаевича.

В силу специфичности выборки, её величина составила суммарно 30 человек. Испытуемые подбирались на основе наблюдения за пассажирами и причислению их к группе потенциально опасных или же неопасных.

Описание банка методик.

В настоящий момент отсутствуют методики, напрямую измеряющие девиантное поведение в целом, за исключением эмпирического наблюдения. Поэтому для возможности численного представления результатов мы выбрали методики, которые регистрируют признаки, свидетельствующие о наличии у пассажира склонности к проявлениям девиантного поведения.

В качестве таких признаков мы выделяем следующие:

1. Стресс.

2. Агрессия.

3. Дезадаптация.

4. Непринятие себя и других.

5. Эмоциональный дискомфорт.

6. Экстернальный локус контроля.

Так или иначе, наличие всех этих признаков следует из определения и теорий отклоняющегося поведения. То есть человек, склонный к девиациям, будет демонстрировать нам вышеописанные признаки, которые можно зарегистрировать при применении выбранных нами методик и представить численно. Это позволит нам доказать наличие девиантного поведения у испытуемых и математически доказать связь между ним и потенциальной опасностью пассажиров аэропорта.

С другой стороны, перед нами как исследователями встала другая проблема: каким образом можно измерить уровень потенциальной опасности пассажира? В литературе нет описания методик, позволяющих надежно выявлять и представлять математически такой параметр, как «потенциальная опасность пассажира». Так, перед нами возникла необходимость разработки методики на основе имеющейся информации и эмпирического опыта по данному вопросу.

Для регистрации внутренних психологических маркеров отклоняющегося поведения была использована методика диагностики социально-психологической адаптации личности Роджерса-Даймонда[44, с.158-162]. Мы использовали интегральные показатели по шкалам «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность».

Низкий уровень данных показателей косвенно свидетельствуют о склонности человека к девиациям поведения как способу добиться успеха любыми способами, снизить неудовлетворенность собой и т.д. Стоит отметить, что тестирование по данной методике оказалось наиболее трудоемким ввиду большого количества вопросов и сложной 7-балльной системы оценки ответов, поэтому было принято решение максимально упростить процедуру тестирования с помощью других методик.

В качестве экспресс-диагностики уровня стресса мы взяли 8-цветный вариант цветового теста Люшера. Данный выбор был обусловлен тем, что испытуемые охотнее соглашаются сложить карточки разных цветов, нежели заполнять долгие и скучные для них бланки ответов.

Анализ результатов был проведен на основе компьютерного способа просчета. Здесь стоит отметить, что испытуемым предъявлялись карточки из набора издательства «ИМАТОН» (2002) , программа также была предоставлена данной фирмой.

Несмотря на большой диагностический потенциал методики Люшера, перед нами стояла конкретная задача максимально упростить процесс сбора данных. Ввиду специфичности выборки и самой ситуации ожидания полета, жесткое ограничение на время опроса обусловило наш выбор.

Диагностику агрессивных тенденций в поведении мы решили проводить с помощью теста Руки Вагнера. Поясним несколько подробнее его назначение. Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

В данной методике нас интересует непосредственно измерение уровня агрессивных тенденций у пассажиров посредством предъявления им карточек с изображением рук. Как показал опыт исследования, испытуемые очень хорошо реагируют на тестирование данной методикой и воспринимают его как своеобразную игру. Hand-тест позволит нам быстро и достоверно диагностировать уровень агрессивных тенденций у пассажира.

Итак, признаки девиантного поведения мы будем диагностировать тремя вышеописанными методиками, без сомнения являющихся общепризнанными и дающими достоверный и надежный результат при корректно организованной процедуре регистрации нужных нам признаков.

Но перед нами как исследователями возникает вопрос: «Как же мы будем диагностировать потенциальную опасность пассажиров аэропорта?».

Придя к выводу о том, что в настоящий момент в литературе не описаны методики, позволяющие численно представить значение потенциальной опасности пассажира, а также на основании теоретического анализа литературы и эмпирического опыта В.Н. Подосинова, мы разработали методику «Потенциально опасный пассажир», предназначенную для выявления лиц, представляющих угрозу безопасности аэровокзального комплекса.

Итак, рассмотрим более подробно практический результат нашей деятельности. Методика представляет собой компьютеризированный вариант карты систематического наблюдения, позволяющий выявлять признаки, значимые при выявлении потенциально опасных пассажиров.

При теоретическом анализе литературы мы выяснили, что существуют признаки позитивные и негативные, причем последние также разделяют на подозрительные и критические. В нашей методике этот метод разделения находит свое отражение в особенностях числового просчета баллов, когда критические признаки имеют большее количественное значение, чем подозрительные.

Признаки потенциальной опасности разделены по основным категориям, описывающим схожие признаки. Ниже прилагается бумажный вариант методики.

Имя пассажира, возраст

В графе "наличие признака" ставим единицу, в зависимости его от важности может быть "начислено" разное количество баллов: 1, 2, 5 или 10.

В скобках возле описания указано количество баллов, максимальное для данной графы. Сумма в более 10 баллов по разным шкалам признается значимым.

Внешний вид/Провожающие

наличие признака

Что наблюдаем: Несоответствие наблюдаемой социальной роли(7)

1. неадекватный целям поездки багаж

2. неадекватная одежда погоде/поездке, слишком свободная одежда

3. несоответствие провожающих социальному статусу

4. соответствие образу "террориста" и т.д. (критично!)

5. Другие подозрительные признаки

Экспрессивные реакции

Что наблюдаем: Эмоции, неадекватные ситуации ожидания рейса(7)

1. Чрезмерная тревожность

2. Отвращение

3. Гнев

4. Стыд

5. Готовность к нападению

6. Подавленность

7. Страх

Физиологические реакции

Что наблюдаем: Вегетативные составляющие неадекватного эмоционального состояния(6)

1. Покраснение/побледнение лица

2. Тремор, дрожь

3. Чрезмерная потливость

4. Вздувшиеся сосуды на шее, пульсация

5. Чрезмерно расширенные/суженные зрачки

6. Гусиная кожа

Поведение

Что наблюдаем: Поведение, представляющее потенциальную/ реальную опасность и неадекватное ситуации(29)

1.1 Агрессивное: наличие угрозы (явной\скрытой)

1.2. Нанесение физического вреда имуществу пассажиров/аэропорта

2. Вызывающее: явно конфронтационное поведение, выходящее за рамки принятых правил и норм.

3. Употребление алкоголя вне ресторанов/чрезмерное количество

5. Другое поведение, выходящее за рамки социальной роли

ИТОГО (49 баллов макс., более 10 баллов по разным шкалам - ПОП)

0

В верхней графе ставятся данные о пассажире, его возраст. Далее мы поместили краткое описание методики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6