бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта бесплатно рефераты

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА психологии личности и специальной психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта

Выполнил студент группы 53: Данилов А.Н.

Специальность (030301, психолог, преподаватель психологии)

Специализация (клинический психолог)

Форма обучения (очная)

Научный руководитель: Соколова Е.В.

(Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии)

Новосибирск 2010

Оглавление

Введение

Глава 1 Психологические особенности девиантного поведения

1.1 Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия

1.2 Виды и проявления девиантного поведения

1.3 Причины девиантного поведения

Глава 2 Особенности девиантного поведения у потенциально опасных пассажиров аэропорта

2.1 Понятие потенциально опасного пассажира (критерии)

2.2 Внешние проявления девиантного поведения

2.3 Методы выявления девиантного поведения

Глава 3 Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта

3.1 Методы и организация исследования

3.2 Результаты исследования

3.3 Интерпретация результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время проблема терроризма была и остается одной из наиболее серьезных проблем безопасности современного общества. Во всем мире в бюджеты ведущих стран мира заложены огромные средства для борьбы с террористической угрозой национальной безопасности. Главы многих стран называют борьбу с терроризмом одним из главных направлений своей политики.

После печальных событий осени 2001 года в США и других странах огромное внимание стало уделяться проблеме безопасности в гражданской авиации. Значительно ужесточилась политика служб безопасности в отношении пассажиров.

В службах безопасности аэропорта широко распространено понятие «потенциально опасный пассажир». В широком смысле это пассажир, который может представлять угрозу для себя и для других на территории аэропорта.

Настоящее исследование ставит своей целью изучить влияние девиантного поведения на безопасность в аэровокзальных комплексах. Как известно, отклоняющееся поведение зачастую является источником опасности для самого человека, а также для его окружения. На территории аэропорта, где сама ситуация предполагает повышенный уровень ответственности, пассажир с девиантным поведением уже становится потенциально опасен. Стресс и состояние повышенной тревожности могут активизировать проявления девиантного поведения до критически опасного уровня.

В нашем исследовании мы поставили целью выяснить, есть ли связь между девиантным поведением и потенциально опасными действиями пассажиров на территории аэропорта.

Проблематика исследования. В настоящее время отсутствуют данные по проблеме отклоняющегося поведения среди пассажиров аэропорта. Анализ литературы, посвященной данной проблеме, показал, что взаимосвязь девиаций поведения и

Объект исследования. Объектом нашего исследования является девиантное поведение как психологическая категория.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования являются особенности девиантного поведения потенциально опасных пассажиров аэропорта.

Цель исследования. Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между девиантным поведением и потенциально опасными действиями применительно к пассажирам аэропорта.

Задачи исследования. Достижение цели исследования будет возможно при условии выполнения нескольких важных задач:

1. Проанализировать литературные источники по теоретическим вопросам исследования.

2. Изучить проблему девиантного поведения пассажиров аэропорта.

3. Провести экспериментальное исследование девиантного поведения потенциально опасных пассажиров на базе службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачёво».

4. Разработать экспресс-методику выявления потенциально опасных пассажиров, доступную к применению как собственно службам безопасности аэропорта, так и психологическим службам в частности.

В связи с поставленными задачами мы провели три этапа исследования:

Первый этап. Определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы. Теоретический анализ состояния обозначенной проблемы, изучение историко-методологических оснований для определения характеристик отклоняющегося поведения.

Второй этап. Сбор информации и проведение психодиагностики испытуемых, обоснование необходимости введения в экспериментальную часть дипломной работы статистических методов исследования, постановка экспериментальной гипотезы, которая бы могла позволить разработать организацию экспериментального исследования статистическими методами.

Третий этап. Экспериментальное исследование взаимосвязи девиаций поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта методами математической статистики в рамках констатирующего и уточняющего эксперимента, психологический анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.

Гипотеза. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между девиантным поведением и потенциально опасными действиями у пассажиров аэропорта.

Теоретической и методологической основой исследования являются: теория В.Д. Менделевича о типах и видах отклоняющегося поведения; концепция профайлинга, разработанного авиакомпанией «Эль Аль» как основного психологического метода обеспечения безопасности аэропортов; теория агрессивности К.Лоренца.

Методы исследования: В представленной работе используется комплекс теоретических и практических методов, направленных для достижения поставленной цели исследования.

1. Анализ имеющейся литературы по вопросам отклоняющегося поведения и безопасности полетов.

2. Для диагностики признаков девиаций поведения мы использовали методику социально-психологической адаптации Роджерса - Дэймонда (регистрация личностных предпосылок отклоняющегося поведения). Также был использован тест руки Вагнера (экспресс-диагностика агрессивных тенденций настроения) и 8-цветный вариант теста Люшера (экспресс-диагностика уровня стресса).

3. В связи со спецификой исследования, методом выявления признаков потенциальной опасности пассажиров является метод систематизированного наблюдения в форме авторской методики «Потенциально опасный пассажир».

Экспериментальное исследование проводилось на базе аэропорта «Толмачёво». Выборку составили 30 пассажиров аэропорта.

Глава 1 Психологические особенности девиантного поведения

1.1 Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия

И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.

В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических процессов, снижении адаптивности и проблемы с самоактуализацией личности человека, а также в отказе человека от нравственного контроля за своим поведением.

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, вандализм, проституция, сексуальные девиации.

Понятие девиантного поведения шире понятий "делинквентность" (противоправное, преступное, криминальное поведение) и "антиобщественное поведение" (асоциальность).

По мнению И.С. Кона (1989), любые формы отклоняющегося поведения, как бы они не отличались между собой, всегда взаимосвязаны. Аддиктивное поведение, агрессия и противоправные действия зачастую образуют систему, так что можно предположить, что пассажир, обладающий девиантным поведением, также будет агрессивен и более склонен к противоправным действиям, чем человек с поведением, находящимся в границе нормы.

Само же противоправное поведение связано с отклонением от нормы психологического здоровья. Автор указывает, что такому поведению свойственны определенные социальные факторы: проблемы в школе, психотравмы на протяжении жизни, а также влияние группы или субкультуры, обладающей девиантностью. Также автор подчеркивает, что наиболее важными личностными факторами являются локус контроля и уровень самоуважения.

Причинную связь между девиантным поведением и этими факторами попытался установить Говард Кэплан (1960), который разработал свою теорию девиантного поведения. Он проверял её, изучая наркоманию, делинквентное поведение, а также ряд психических расстройств.

По его мнению, отклоняющееся поведение в большинстве случаев, связано со снижением самоуважения. Доказана статистическая связь между отклоняющимся поведением и низкой самооценкой. Сами опрошенные считают, что не совершают личностно-ценные действия, а, напротив, совершают отрицательные поступки. Все действия, так или иначе противоречащие нормам общества, направлены на то, чтобы не выглядеть в своих глазах ущербным.

Х. Бэккер (1960) разработал концепцию первичного и вторичного отклонения, которая помогает проследить процесс становления личности закоренелого девианта. Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в общем и целом не слишком выходит за рамки общества и может быть списано на эксцентричность или особенности характера, или на банальную ошибку, которые всем нам свойственно совершать. Например, в помещении аэропорта провожающие заходят в зону, где висит табличка «Провожающим вход запрещен». Таких людей никто не склонен считать какими-то особыми.

Переход на вторичное отклонение происходит тогда, когда действия человека перестает укладываться в рамки социально приемлемой роли. При вторичном отклонении поведение не соответствует принятым нормам в обществе, и человек рассматривается уже как девиант.

Бывает так, что одно-единственное действие человека или обвинение в этом действии навсегда меняют судьбу человека, и его воспринимают как девианта. Он начинает терять свои связи с референтными группами и отдаляется от неё. Возможна связь с маргинальными или преступными сообществами, которые начинают прививать ему уже свои собственные нормы, подтверждающее таким образом ярлык девианта. Общество все сильнее начинает воздействовать на человека, применяя все более и более жесткие меры для установления контроля.

С.С. Фролов (1994) также рассматривает отклонения со знаком «плюс».

Понятие отклоняющегося поведения немыслимо без оценки его с точки зрения культуры, которая принята в данном конкретном обществе. Отклонения могут быть не только социально приемлемыми, но и социально одобряемыми. Так, странствующий отшельник может рассматриваться как великий пророк, а может как обычная маргинальная личность. Гении, народные избранники, деятели культуры - их отклонения связаны с тем, что они превозносятся над основной массой.

Развитие общепринятых ценностей и культуры всегда поощрялось обществом. Неудачи, постигавшие этих людей на пути, не слишком строго оценивались другими людьми. А вот нарушение этих ценностей всегда и во всех обществах каралось самыми суровыми методами. В нашем исследовании мы будем рассматривать отклоняющееся поведение со знаком «минус», так как именно оно будет являться одной из основ потенциально опасных действий, создающих угрозу нормальной работе аэропорта.

Понятие нормы в понимании отклоняющегося поведения.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще.

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры -- от научных до криминальных. В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным.

В переводе с латинского языка «норма» -- правило, образец, предписание.

В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей.

Социальная норма -- совокупность требований и ожиданий, которые

предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [17, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития.

В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах.

Другой яркий пример -- радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные.

Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира -- через жесткие запреты Нового времени -- к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков. Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства -- от простого непонимания до открытого протеста.

Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности. В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества.

Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Нормы в психологии. Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь -- научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный -- негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6