Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности
Субъективный - относящийся к человеку - субъекту.
Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Приложение 1
Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии
I-IV -- зоны перинатальных матриц; 1 -- инстинкт самосохранения, 2 -- инстинкт продолжения рода, 3 -- инстинкт альтруизма, 4 -- инстинкт творчества, исследовательский, 5 -- инстинкт доминирования; 6 - инстинкт свободы, 7 -- инстинкт сохранения достоинства; А -- состояние включенного сознания: от логического анализа до сна и трансовых состояний; В-- состояние сознания, при котором анализ скоординирован с индивидуальной волей и может проявиться в виде принятия решения, ответственности; С - уровень проявления эмоций в реальной жизни, легкие эмоциональные трансы (смех, плач, релаксация), возникающие как реакция на опыт взаимодействия с окружающим миром; D -- уровень подсознания, психические функции, играющие роль буфера (фильтра) между сознанием и бессознательным; Е -- вытесненный эмоциональный опыт, проявляющийся в психосоматических реакциях; зона сновидений, отражающих индивидуальный жизненный опыт, связанный с близкими людьми, семьей; F -- зона перехода области индивидуального опыта (сознания) в область коллективного бессознательного; зона сновидений с потерей самоидентификации, с фантастическими образами и явлениями, архетипы, взаимодействие с которыми может привести к переживанию, как счастья, так и страха, ужаса; G -- коллективное бессознательное, глубинная трансовая зона, состояние сознания, идентичное Сверх-Я.
Приложение 2
Уровни (структуры) индивидуума и методы воздействия
Уровни воздействия
|
Методы воздействия
|
|
Личностный
|
Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры
|
|
Эмоциональный
|
Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия
|
|
Когнитивный
|
Лекции, семинары
|
|
Операциональный
|
Отработка навыков
|
|
Психофизический
|
Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия
|
|
|
Ожидаемые результаты психологической работы с семьей Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. // Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г., Санкт-Петербург - Иваново, 2000. С.312-320.
Усиление конструктивных факторов
|
Ослабление разрушительных факторов
|
|
принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род
|
Эмоциональное безразличие
|
|
самоанализ и самосовершенствование
|
отношение к ребенку как к объекту
|
|
повышение родительской компетентности
|
ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния
|
|
уважение к ребенку и взаимодействие с ним
|
|
|
принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье
|
|
|
уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре
|
|
|
усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви
|
|
|
|
Приложение 3
Тесты на выявление тревожности
Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)
1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения:
№ п/п
|
Суждение
|
Нет, это не так
|
Пожалуй, так
|
Верно
|
Совершенно верно
|
|
1
|
Я спокоен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
2
|
Мне ничто не угрожает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3
|
Я нахожусь в напряжении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4
|
Я внутренне скован
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
Я чувствую себя свободно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6
|
Я расстроен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7
|
Меня волнуют возможные неудачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
8
|
Я ощущаю душевный покой
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9
|
Я встревожен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10
|
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
11
|
Я уверен в себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12
|
Я нервничаю
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13
|
Я не нахожу себе места
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14
|
Я взвинчен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15
|
Я не чувствую скованности, напряжения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16
|
Я доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
17
|
Я озабочен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18
|
Я слишком возбужден и мне не по себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19
|
Мне радостно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
20
|
Мне приятно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
2. Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения:
№ п/п
|
Суждение
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
|
21
|
У меня бывает приподнятое настроение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
22
|
Я бываю раздражительным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
23
|
Я легко расстраиваюсь
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
24
|
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
25
|
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
26
|
Я чувствую прилив сил и желание работать
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
27
|
Я спокоен, хладнокровен и собран
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
28
|
Меня тревожат возможные трудности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
29
|
Я слишком переживаю из-за пустяков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
30
|
Я бываю вполне счастлив
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
31
|
Я все принимаю близко к сердцу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
32
|
Мне не хватает уверенности в себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
33
|
Я чувствую себя беззащитным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
34
|
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
35
|
У меня бывает хандра
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
36
|
Я бываю доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
37
|
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
38
|
Бывает, что я чувствую себя неудачником
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
39
|
Я уравновешенный человек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
40
|
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Обработка результатов:
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
Ключ
СТ
|
Ответы
|
ЛТ
|
Ответы
|
|
№
|
Нет, это не так
|
Пожалуй, так
|
Верно
|
Совер-шенно верно
|
№
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
|
СТ
|
ЛТ
|
|
1
|
4
|
1
|
3
|
2
|
21
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
2
|
4
|
1
|
3
|
2
|
22
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3
|
1
|
4
|
2
|
3
|
23
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4
|
1
|
4
|
2
|
3
|
24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
4
|
1
|
3
|
2
|
25
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6
|
1
|
4
|
2
|
3
|
26
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
7
|
1
|
4
|
2
|
3
|
27
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
8
|
4
|
1
|
3
|
2
|
28
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9
|
1
|
4
|
2
|
3
|
29
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10
|
4
|
1
|
3
|
2
|
30
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
11
|
4
|
1
|
3
|
2
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12
|
1
|
4
|
2
|
3
|
32
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13
|
1
|
4
|
2
|
3
|
33
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14
|
1
|
4
|
2
|
3
|
34
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15
|
4
|
1
|
3
|
2
|
35
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16
|
4
|
1
|
3
|
2
|
36
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
17
|
1
|
4
|
2
|
3
|
37
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18
|
1
|
4
|
2
|
3
|
38
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19
|
4
|
1
|
3
|
2
|
39
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
20
|
4
|
1
|
3
|
2
|
40
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|