Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
2.1. Анализ опроса
В обеих группах семей доминирует потребность и теплое отношение к матери («с моей мамой», «позову на помощь маму»).
В полных семьях отношение к отцу формальное («с мамой или папой», «с мамой, папой, бабушкой,…»), в неполных семьях - отстраненное. В группе полных семей присутствует положительное отношение к родительской чете («с папой и мамой», «с родителями»), в неполных семьях - в меньшей степени выражено, более неопределенно («с семьей»).
Отношение к сиблингам в обеих группах различное («пойду с братом», «не будет играть сестра»).
Отношение к бабушке в неполных семьях различное («с бабушкой», «дома останется бабушка»), в полных - отстраненное.
В неполных семьях дедушка иногда упоминается («с бабушкой и дедушкой»), в полных семьях - вообще отсутствует.
В группе неполных семей также доминирует потребность в дружбе, друзьях («с другом», «с Никитой», «с лучшими подругами»), в полных семьях эта потребность менее выражена («с родителями и другом»).
В обеих группах семей наименее выражена крайняя степень потребности в уединении - «на острове с животными: собакой, жирафами, обезьянами», «на острове с едой».
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)
Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:
1) в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;
2) в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;
3) различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;
4) дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;
5) в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);
6) потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных - она вообще отсутствует;
7) нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях - 10%;
8) в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;
9) в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже - 10%;
10) в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей - низкая самооценка (35%).
Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №2
Таблица 2. Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых
Элемент в рисунке
|
Дети из полных семей
|
Дети из неполных семей
|
Интерпретация
|
|
1. Отсутствие ребенка
|
10%
|
35%
|
Чувство отверженности в семье
|
|
2. Отсутствие родственников:
|
|
|
Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка
|
|
матери
|
Ї
|
22%
|
|
|
отца
|
15%
|
80%
|
|
|
сестры
|
29%
|
67%
|
|
|
брата
|
67%
|
50%
|
|
|
бабушки
|
100%
|
80%
|
|
|
дедушки
|
100%
|
80%
|
|
|
3. Присутствие отца
|
85%
|
20%
|
Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной
|
|
4. Присутствие животных
|
10%
|
5%
|
Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле
|
|
5. Пуговицы, серьги, пряжки
|
15%
|
10%
|
Зависимость
|
|
6. Линия основы (земля)
|
15%
|
10%
|
Незащищенность
|
|
7. Деревья (ветви вверх)
|
30%
|
10%
|
Жизненная энергия, энтузиазм
|
|
8. Название рисунка
|
15%
|
Ї
|
Экстраверсия, потребность в общении
|
|
9. Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями
|
10%
|
25%
|
Серьезные нарушения внутрисемейных контактов
|
|
10. Отсутствие ног
|
10%
|
20%
|
Робость, замкнутость
|
|
11. Глаза без зрачков
|
5%
|
20%
|
Импульсивность
|
|
12. Отсутствие лица
|
10%
|
10%
|
Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)
|
|
13. Острые ногти, рога
|
10%
|
30%
|
Агрессия
|
|
14. Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково
|
20%
|
10%
|
Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье
|
|
15. Штриховка
|
15%
|
30%
|
Тревожность
|
|
16. Расположение рисунка:
- вверху
- внизу
|
25%
20%
|
10%
35%
|
Высокая самооценка
Низкая самооценка
|
|
17. Рисунок уменьшен
|
10%
|
15%
|
Низкая самооценка, депрессия
|
|
18. Стирание
|
5%
|
10%
|
Эмоциональная напряженность
|
|
19. Схематическое изображение
|
10%
|
5%
|
Отсутствие эмоциональной привязанности в семье
|
|
|
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля
Исследуя межличностные отношения детей из полных и неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы - конкретно-личностное отношение ребенка к окружению, 8-12 шкалы - характеризуют самого ребенка.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале - 21 задание, а в 9 - 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.
В отношении ребенка к окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%); в неполных семьях - отношение к матери (55,7%), к сиблингам (35%), а затем к отцу (29,8%).
В обеих группах детей менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в полных семьях - 25%, в неполных - 24,3%.
В характеристике самого ребенка в полных семьях преобладает любопытство (83%), в неполных - социальная адекватность поведения (70,5%). Наименее выражена в обеих группах закрытость.
В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями детей из полных семей, но показатель по шкале закрытости, отгороженности в неполных семьях выше на 9%.
Данные приведены в таблице №3.
Таблица 3. Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей.
№ шкал
|
Название шкал
|
Дети из полных семей
|
Дети из неполных семей
|
|
1
|
Отношение к матери
|
61,9%
|
55,7%
|
|
2
|
Отношение к отцу
|
41,0%
|
29,8%
|
|
3
|
Отношение к матери и отцу как к родительской чете
|
51,0%
|
29,5%
|
|
4
|
Отношение к братьям и сестрам
|
40,5%
|
35,0%
|
|
5
|
Отношение к бабушке и дедушке
|
25,0%
|
24,3%
|
|
6
|
Отношение к другу
|
33,3%
|
29,5%
|
|
7
|
Отношение к учителю (авторитетному взрослому)
|
31,0%
|
28,3%
|
|
8
|
Любознательность
|
83,0%
|
65,0%
|
|
9
|
Доминантность
|
57,5%
|
40,0%
|
|
10
|
Общительность
|
75,0%
|
65,0%
|
|
11
|
Закрытость, отгороженность
|
15,0%
|
24,1%
|
|
12
|
Социальная адекватность поведения
|
73,0%
|
70,5%
|
|
|
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используем t-критерий Стьюдента. [21; стр.310]
По таблице критических значений t-критерий Стьюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок находим нужное табличное значение t. [15; Кн.3; стр.569]
Получаем: 1) по отношению к родительской чете (t = 3,63) и любознательности (t = 3,83) мы обеспечиваем точность расчетов, равных 99,9% и выше, или ошибку, меньшую чем 0,01%;
2) по отношению к отцу (t = 2,74) - точность расчетов составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%;
3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) - точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.
По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.
Полученные данные представлены в таблице №4.
Таблица 4. Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля.
№
шкал
|
Название шкал
|
Дети из полных семей
|
Дети из неполных семей
|
t - критерий Стьюдента
|
|
1
|
Отношение к матери
|
13,0±0,52
|
11,7±0,64
|
1,59
|
|
2
|
Отношение к отцу
|
8,2±0,38
|
6,0±0,73
|
2,74*
|
|
3
|
Отношение к матери и отцу как к родительской чете
|
5,1±0,3
|
3,0±0,56
|
3,36**
|
|
4
|
Отношение к братьям и сестрам
|
8,1±0,19
|
7,0±0,74
|
1,43
|
|
5
|
Отношение к бабушке и дедушке
|
3,8±0,45
|
3,7±0,56
|
0,14
|
|
6
|
Отношение к другу
|
6,7±0,54
|
5,9±0,54
|
0,99
|
|
7
|
Отношение к учителю (авторитетному взрослому)
|
4,7±0,18
|
4,3±0,47
|
0,80
|
|
8
|
Любознательность
|
8,3±0,27
|
6,5±0,38
|
3,83***
|
|
9
|
Доминантность
|
2,3±0,18
|
1,8±0,17
|
2,0*
|
|
10
|
Общительность
|
3,0±0,15
|
2,6±0,22
|
1,48
|
|
11
|
Закрытость, отгороженность
|
2,4±0,34
|
3,9±0,58
|
2,16*
|
|
12
|
Социальная адекватность поведения
|
7,3±0,43
|
7,1±0,44
|
0,4
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|