бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка бесплатно рефераты

2.1. Анализ опроса

В обеих группах семей доминирует потребность и теплое отношение к матери («с моей мамой», «позову на помощь маму»).

В полных семьях отношение к отцу формальное («с мамой или папой», «с мамой, папой, бабушкой,…»), в неполных семьях - отстраненное. В группе полных семей присутствует положительное отношение к родительской чете («с папой и мамой», «с родителями»), в неполных семьях - в меньшей степени выражено, более неопределенно («с семьей»).

Отношение к сиблингам в обеих группах различное («пойду с братом», «не будет играть сестра»).

Отношение к бабушке в неполных семьях различное («с бабушкой», «дома останется бабушка»), в полных - отстраненное.

В неполных семьях дедушка иногда упоминается («с бабушкой и дедушкой»), в полных семьях - вообще отсутствует.

В группе неполных семей также доминирует потребность в дружбе, друзьях («с другом», «с Никитой», «с лучшими подругами»), в полных семьях эта потребность менее выражена («с родителями и другом»).

В обеих группах семей наименее выражена крайняя степень потребности в уединении - «на острове с животными: собакой, жирафами, обезьянами», «на острове с едой».

2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)

Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:

1) в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;

2) в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

3) различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;

4) дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

5) в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);

6) потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных - она вообще отсутствует;

7) нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях - 10%;

8) в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;

9) в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже - 10%;

10) в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей - низкая самооценка (35%).

Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №2

Таблица 2. Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых

Элемент в рисунке

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

Интерпретация

1. Отсутствие ребенка

10%

35%

Чувство отверженности в семье

2. Отсутствие родственников:

Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка

матери

Ї

22%

отца

15%

80%

сестры

29%

67%

брата

67%

50%

бабушки

100%

80%

дедушки

100%

80%

3. Присутствие отца

85%

20%

Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной

4. Присутствие животных

10%

5%

Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле

5. Пуговицы, серьги, пряжки

15%

10%

Зависимость

6. Линия основы (земля)

15%

10%

Незащищенность

7. Деревья (ветви вверх)

30%

10%

Жизненная энергия, энтузиазм

8. Название рисунка

15%

Ї

Экстраверсия, потребность в общении

9. Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями

10%

25%

Серьезные нарушения внутрисемейных контактов

10. Отсутствие ног

10%

20%

Робость, замкнутость

11. Глаза без зрачков

5%

20%

Импульсивность

12. Отсутствие лица

10%

10%

Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)

13. Острые ногти, рога

10%

30%

Агрессия

14. Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково

20%

10%

Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье

15. Штриховка

15%

30%

Тревожность

16. Расположение рисунка:

- вверху

- внизу

25%

20%

10%

35%

Высокая самооценка

Низкая самооценка

17. Рисунок уменьшен

10%

15%

Низкая самооценка, депрессия

18. Стирание

5%

10%

Эмоциональная напряженность

19. Схематическое изображение

10%

5%

Отсутствие эмоциональной привязанности в семье

2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля

Исследуя межличностные отношения детей из полных и неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы - конкретно-личностное отношение ребенка к окружению, 8-12 шкалы - характеризуют самого ребенка.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале - 21 задание, а в 9 - 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.

В отношении ребенка к окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%); в неполных семьях - отношение к матери (55,7%), к сиблингам (35%), а затем к отцу (29,8%).

В обеих группах детей менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в полных семьях - 25%, в неполных - 24,3%.

В характеристике самого ребенка в полных семьях преобладает любопытство (83%), в неполных - социальная адекватность поведения (70,5%). Наименее выражена в обеих группах закрытость.

В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями детей из полных семей, но показатель по шкале закрытости, отгороженности в неполных семьях выше на 9%.

Данные приведены в таблице №3.

Таблица 3. Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей.

№ шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

1

Отношение к матери

61,9%

55,7%

2

Отношение к отцу

41,0%

29,8%

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

51,0%

29,5%

4

Отношение к братьям и сестрам

40,5%

35,0%

5

Отношение к бабушке и дедушке

25,0%

24,3%

6

Отношение к другу

33,3%

29,5%

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

31,0%

28,3%

8

Любознательность

83,0%

65,0%

9

Доминантность

57,5%

40,0%

10

Общительность

75,0%

65,0%

11

Закрытость, отгороженность

15,0%

24,1%

12

Социальная адекватность поведения

73,0%

70,5%

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используем t-критерий Стьюдента. [21; стр.310]

По таблице критических значений t-критерий Стьюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок находим нужное табличное значение t. [15; Кн.3; стр.569]

Получаем: 1) по отношению к родительской чете (t = 3,63) и любознательности (t = 3,83) мы обеспечиваем точность расчетов, равных 99,9% и выше, или ошибку, меньшую чем 0,01%;

2) по отношению к отцу (t = 2,74) - точность расчетов составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%;

3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) - точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.

По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.

Полученные данные представлены в таблице №4.

Таблица 4. Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля.

шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

t - критерий Стьюдента

1

Отношение к матери

13,0±0,52

11,7±0,64

1,59

2

Отношение к отцу

8,2±0,38

6,0±0,73

2,74*

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

5,1±0,3

3,0±0,56

3,36**

4

Отношение к братьям и сестрам

8,1±0,19

7,0±0,74

1,43

5

Отношение к бабушке и дедушке

3,8±0,45

3,7±0,56

0,14

6

Отношение к другу

6,7±0,54

5,9±0,54

0,99

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

4,7±0,18

4,3±0,47

0,80

8

Любознательность

8,3±0,27

6,5±0,38

3,83***

9

Доминантность

2,3±0,18

1,8±0,17

2,0*

10

Общительность

3,0±0,15

2,6±0,22

1,48

11

Закрытость, отгороженность

2,4±0,34

3,9±0,58

2,16*

12

Социальная адекватность поведения

7,3±0,43

7,1±0,44

0,4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7