бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка бесплатно рефераты

Оптимальное родительское поведение. Современные исследования указывают на единственно важную цель родителей -- способствовать развитию у своих детей саморегулируемого поведения, по сути, их способности контролировать, направлять свои действия и удовлетворять требования, предъявляемые к ним родными и обществом. Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции у детей, чем остальные. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказывать открытое неповиновение.

Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдения, социальных правил. У родителей, напоминающих своим детям о возможных последствиях их действий для других людей, ребенок, как правило, пользуется большей популярностью и обладает интернализованными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации (как в случае авторитарного родительского поведения), ребенок с трудом развивает интернализованные нормы и механизмы контроля независимо от культуральных различий. Исследования постоянно показывают, что дети, исполняющие требования взрослых в их присутствии, но не делающие этого, когда они отсутствуют, чаще имели родителей, склонных скорее к принуждению чем к убеждению. [29; стр.318]

Родители чаще добиваются успеха в развитии у детей саморегулируемого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. В серии исследований, посвященных родительскому диалогу и методам воспитания, Элеонор Маккоби пришла к выводу, что дети лучше всего адаптированы в тех случаях, когда родители в своем поведении демонстрируют то, что она назвала сорегулированием. Такие родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность. Они учитывают недалекое будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство решений самостоятельно. Готовясь к этому, родители уже сейчас стараются чаще обсуждать с детьми различные проблемы и вести с ними беседы. Они сознают, что создают структуру для ответственного принятия решений.

Особенно полезным для понимания того, что собой представляет оптимальное родительское поведение, является понятие создания поддерживающих структур. Знакомство с миром людей происходит у детей в сложных социальных ситуациях под руководством родителей или других более опытных партнеров. [10; стр.469]

2.5. Жестокое обращение с детьми

Одним из наиболее тяжелых и разрушительных примеров отношений «родитель--ребенок» является жестокое обращение с детьми. Независимо от возраста ребенка жестокий родитель разрушает ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития. В результате часто возникают серьезные проблемы.

Может оказаться сложно провести грань между жестоким обращением с детьми и приемлемым наказанием частично потому, что это различие значительно меняется в зависимости от общественных и культуральных стандартов. [26; стр.145]

Физическое насилие дети чаще всего испытывают со стороны родителей, как отцов, так и матерей. Однако, если говорить о насилии над детьми, когда его виновниками являются посторонние люди, то в этом случае количество мужчин превышает количество женщин в 4 раза. Доля мужчин -- сексуальных насильников еще выше -- около 95%. Сексуальное насилие над маленькими девочками редко осуществляется их собственными отцами. Отчимы в 5 раз чаще сексуально используют приемных дочерей, чем их биологические отцы. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, а физическому -- мальчики. Маленьким детям наносятся более серьезные повреждения, чем старшим; около половины случаев, повлекших тяжелые травмы или смерть, происходит с детьми в возрасте до 3 лет. Из тех, кто выживает, многие страдают органическими повреждениями головного мозга, что потенциально оказывает разрушительное действие практически на все сферы развития и функционирования, особенно если травма была нанесена в течение младенчества или возраста около 2 лет.

Психологическое насилие. Жестокое физическое обращение с детьми всегда сопровождается психологическими составляющими, которые могут наносить более губительный вред, чем сами физические действия.

Психологическое насилие настолько распространено, что мало кто вырастает, не испытав на себе той или иной его формы. Однако, к счастью, в большинстве случаев оно не является достаточно интенсивным или частым, чтобы оказать вред, имеющий пролонгированные последствия.

Формы психологически жестокого обращения с детьми

Отвержение

Активный отказ в удовлетворении просьб или потребностей ребенка способом, предполагающим наличие сильной антипатии к ребенку.

Отрицание эмоциональной ответственности

Пассивное лишение любви, включающее такие поведенческие проявления, как холодность или оставление без ответа попыток ребенка пообщаться.

Принижение

Публичное унижение ребенка или обзывание его такими словами, как «дебил», «тупица». Частое выражение сомнения в интеллектуальных возможностях, проявление неуважения к ребенку понижают его самооценку.

Терроризирование

О наличии терроризирования говорят, когда ребенка вынуждают быть свидетелем жестокого обращения с тем, кого он любит или когда жестоко обращаются с ним самим. Регулярное нанесение побоев или запугивание, такое как: «Сейчас я тебе все кости переломаю», также относится к понятию «терроризирование». Более мягкая его форма имеет место, когда родитель оставляет нашалившего ребенка на улице.

Изоляция

Примером изоляции может быть ситуация, когда ребенку не позволяют играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях. Некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка в туалете, могут являться терроризированием.

Злоупотребление (эксплуатация)

Злоупотребление невинностью или слабостью ребенка. Наиболее очевидный пример эксплуатации -- сексуальное насилие.

Последствия жестокого обращения с детьми. Сексуальное и иное физическое насилие в течение длительного времени вредит эмоциональному благополучию детей. Результатом его воздействия может стать заниженная самооценка ребенка, и в будущем ему будет трудно довериться кому-нибудь из страха злоупотребления и боли. Таким образом, дети, перенесшие жестокое обращение, обычно попадают в изоляцию и могут демонстрировать достаточно- агрессивное поведение, если кто-то пытается приблизиться к ним. Кроме того, такие дети обычно имеют больше проблем со школой, чем те, кто воспитывался в семьях, свободных от насилия. Подростки и взрослые, перенесшие в детстве жестокое обращение, подвержены повышенному риску психологических проблем, в том числе депрессии, алкоголизму и зависимости от психоактивных веществ. Также среди них чаще встречаются люди, совершающие суицидные попытки.

Дети, испытавшие жестокое обращение, также испытывают сложности с контролированием своих эмоций и поведения, склонны к меньшей социальной компетентности, чем те, кто не имел такого опыта. При проведении лонгитюдного исследования выборки 5-летних детей, перенесших физическое насилие, было обнаружено, что они были менее популярными и более социально отвергаемыми, чем их обычные сверстники; причем количество проблем, связанных со сверстниками, повышалось в течение всех пяти лет, когда проводилось исследование.

Дети, перенесшие жестокое обращение, находятся в системе нарушенных отношений, их социализация осуществляется через негативный опыт при отсутствии поддержки. Они часто усваивают пренебрежение, манипуляцию и другие проблемные модели поведения в качестве способов избежания жестокого обращения; могут научиться эксплуатировать, унижать и терроризировать. Кроме того, у таких детей возможно формирование ожиданий, согласно которым все межличностные отношения являются болезненными. Такие ожидания имеют устойчивые долговременные последствия. [10; стр.424]

2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми

Исторически исследования насилия над детьми можно отнести к трем основным парадигмам: психиатрической, социологической и ситуационной.

Психиатрическое объяснение. Психиатрическая модель концентрирует внимание на личностной и семейной биографии родителей. Основная идея данного подхода состоит в том, что жестокие родители нездоровы и им требуется психиатрическое лечение, хотя исследователи не обнаружили определенных личностных или иных черт, «отвечающих» за жестокое обращение с ребенком. Такие родители могут иметь любую профессию и занимать любое положение в обществе.

Однако одним объединяющим их фактом является то, что многие жестокие родители сами переносили насилие, когда были детьми. Хотя остается неясным, как жестокое отношение к детям передается от одного поколения к другому, одно вполне вероятное объяснение заключается в том, что взрослые, перенесшие в детстве насилие, усваивают паттерн жестокого родительского поведения, наблюдая за ролевыми моделями -- своими родителями, точно так же, как в течение детства усваиваются приемлемые модели поведения. Например, их в свое время родители могли научить, что такие потребности, как зависимость или автономия, являются неприемлемыми, что плач или просьба о помощи бесполезны и не одобряемы. Для более полного понимания проблемы представьте ребенка, который пришел в отчаяние, когда отец перестал бить его. Он спросил социального работника: «Почему папа перестал любить меня?» Можно предположить, что дети усваивают такие уроки в раннем возрасте и в дальнейшем, когда они становятся родителями, применяют то, чему их научили, к своим собственным детям.

Социологическое объяснение. Насилие, демонстрируемое по телевизору, является примером того, что это -- приемлемый способ решения конфликтов. Важно и то, что когда физическая жестокость имеет место в отношениях супругов, вероятно ее проявление и к детям. Жестокое обращение с детьми также связано с повсеместным распространением физических наказаний в виде средства установления дисциплины.

Еще одним фактором риска является безработица. В периоды высокого уровня безработицы повышается количество насилия мужчин над женщинами и детьми. Отцы или матери, внезапно потерявшие работу, могут начать жестоко обращаться со своим ребенком. Помимо финансовых проблем безработица снижает социальный статус и самооценку родителей. Безработный отец может попытаться компенсировать потерю общественного положения утверждением своего авторитета в доме посредством физического превосходства.

Еще одна общая характеристика семей, в которых происходит насилие над детьми, -- социальная изоляция. Такие родители часто изолированы от родственников, друзей и других систем поддержки. Они испытывают трудности с установлением дружеских отношений и редко принадлежат к общественным организациям. Таким образом, возможна ситуация, когда у них не окажется никого, к кому можно при необходимости обратиться за помощью, и они начнут изливать свою фрустрацию на детей.

Ситуационное объяснение. Подобно социологической, ситуативная модель обращается к факторам окружающей среды. Однако акцент здесь делается на взаимодействиях членов семьи и на признании ребенка активным участником этого процесса. Когда мы изучаем роль ребенка в семьях, где появляется насилие, мы обнаруживаем, что родители обычно выбирают для жестокого обращения одного из детей. Наиболее часто это младенец и очень маленький ребенок. Особенно большая вероятность стать объектом насилия у тех, кто обладает физическими нарушениями либо психическими расстройствами, а также тяжелым характером.

Хотя каждый из подходов проливает свет на возможные причины жестокого обращения с детьми, никто не может сказать, как остановить его проявления. Программы по предотвращению насилия над детьми заняты тем, что предоставляют родителям социальную поддержку и учат их наиболее эффективным дисциплинарным методам воспитания. Несмотря на то, что эти программы обычно снижают уровень жестокости, приблизительно один из четырех их участников продолжает жестоко обращаться со своими детьми. Иногда единственной альтернативой являются уголовное преследование жестоких родителей и лишение их родительских прав. [10; стр.428]

2.7. Дисциплина и саморегуляция

В течение 50-х и вначале 60-х годов XX века в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, подавляющих волю детей воспитательных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции ребенка и превращают его в тревожного, подавленного, невротичного человека. В педагогической литературе 70-х и 80-х годов, напротив, указывалось на то, что детям необходим определенный внешний социальный контроль, последовательность и твердость в требованиях родителей для того, чтобы они могли чувствовать себя спокойно и уверенно.

В течение 90-х годов сохранялась тенденция к более строгому родительскому контролю. Конечно, потребность детей в любви и одобрении также признается. Родителям советуют:

1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развиты самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (помощь, заботу о других).

3. Предъявлять детям разумные ожидания и требования, настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением ребенка. Их использование способствует формированию у него аналогичного поведения, может стать причиной появления в его характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

5. Помочь ребенку учиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами.

6. Использовать индуктивный метод (объяснение, убеждение) для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, какие чувства их действия могут вызвать у окружающих. Кроме того, у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям развить чувство ответственности за свое поведение. В целом контроль ребенка над собственным поведением будет зависеть не только от руководства и теплоты родителей, но и от того, насколько он ориентируется в ситуации. [19; стр.118]

2.8. Влияние родителей на успех в школе

Роль родителей в создании условий и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Исследователям давно известно, что следующие факторы, относящиеся к родительскому поведению, связаны с успехом детей в школе.

1. Родители преуспевающих детей имеют реалистические представления об их текущих достижениях, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают ребенку развивать уверенность в себе, поощряя к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.

2. Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью. Используемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем для авторитарного стиля поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и знают о том, что они желанны и любимы.

3. И, наверное, наиболее, важная переменная: родители постоянно общаются с детьми. Они читают им книги, внимательно выслушивают их и регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и исследованию и сами служат ролевыми моделями.

Необходимо добавить, что объяснение родителями пользы приготовления уроков и их настаивание на этом также являются важными факторами успеха детей в школе.

Дети, чьи мать и отец уделяют слишком много внимания детским развлечениям, играм и материальным проблемам, как правило, учатся хуже тех, чьи родители высоко ценят знания и образованность. [20; стр.109]

Выводы по второму разделу

Взаимодействие родительских контроля и теплоты определяют четыре стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный; каждый оказывает значимо различающиеся эффекты на детей.

И физически, и психологически жестокое обращение разрушительно действует на ребенка, может иметь продолжительные последствия.

Исторически подходы к воспитанию менялись; рекомендуемый сейчас подход - состояние теплоты, акцентирование желательных форм поведения вместо борьбы с нежелательными, последовательность требований, сведение к минимуму применения силы, помощь ребенку в обретении умения контролировать себя и использование индукции.

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Человеческая жизнь, как говорил выдающийся психолог А.Н.Леонтьев, это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. [8; стр.84]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7